Цели: знать
1) особенности физических и химических явлений;
2) признаки химических реакций.
Уметь:
1) различать физические и химические явления;
2) по признакам распознавать химические реакции.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети, садитесь. Начинаем урок химии.
II. Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока “Физические и химические явления. Признаки химических реакций” (записываем в тетради).
- Сегодня мы должны будем узнать о физических и химических явлениях и о признаках химических реакций. Это мы должны узнать.
- А что же мы должны будем с вами уметь? А уметь мы должны будем различать химические явления от физических и по признакам распознавать химические реакции.
III. Изучение нового материала
- Итак, начинаем.
Учитель: В мире все находится в движении, все изменяется. Изменения, происходящие с веществами, называют явлениями. Например: испарение воды, плавление железа, ржавление металлов и т.д. Различают физические и химические явления.
Физические явления сопровождаются изменением формы, агрегатного состояния, объема, температуры, степени измельчения вещества и т.д., но при этом не происходит превращения одних веществ в другие. Состав вещества остается неизменным.
Например, таяние льда или кипение воды – это физические явления и здесь происходит изменение агрегатного состояния вещества, а само вещество – вода остается неизменным. В данном случае происходит изменение физических свойств вещества.
Кроме физических свойств каждое вещество обладает определенными химическими свойствами.
Химические свойства вещества – это способность данного вещества превращаться в другие вещества. Химические свойства веществ проявляются в химических явлениях.
Химические явления, которые называют химическими реакциями, сопровождаются превращением одних веществ в другие.
В результате химической реакции всегда образуются новые вещества, которые отличаются от исходных составом и свойствами.
Таким образом, при физических явлениях качественный и количественный и количественный состав веществ сохраняется, при химических состав исходных веществ не сохраняется, они превращаются в другие вещества.
На дом вам было предложено творческое задание - составить рассказ о встрече с физическими и химическими явлениями или нарисовать увиденное. Итак, ребята, кто приготовился?
А пока будут звучать рассказы, все остальные должны будут подумать, о каком явлении идет речь о физическом или о химическом.
- Ребята, прошу вас.
1 учащийся: Пользуясь сведениями из биологии, вы знаете, что в клубнях картофеля содержится крахмал, который образуется в листьях на свету, а затем откладываются в клубнях. Если взять разрезать этот клубень и капнуть на срез настойку йода, то бурый цвет йода превратится в синий. Произошло это потому, что между крахмалом и йодом произошла реакция, и образовалось новое вещество синего цвета, (демонстрирует опыт).
- Хорошо, молодец, садись.
- Ребята, как вы думаете, о каком явлении рассказал ученик?
Учащиеся: Речь шла о химическом явлении.
- А ты как думаешь?
- Правильно, это химическое явление.
Кто еще приготовился?
2 учащийся: Собрались мы как-то с мамой напечь блинчиков. Для этого взяли молоко, муку, сахар, соль. Мама насыпает в чайную ложку питьевую соду и капают туда столовый уксус. И что мы наблюдаем?! Эта смесь “закипает”! Это в результате реакции выделяется углекислый газ. “ Зачем ты это делаешь? - спросила я у мамы. Оказывается, если эта смесь попадает в тесто, блинчики становятся “воздушными” и вкусными. После урока могу поделиться с вами своим фирменным рецептом.
- Молодец, хорошо, садись.
- Ребята, а о каком явлении здесь шла речь?
Учащиеся: Речь шла опять о химическом явлении.
- Ещё кто как думает?
- Молодцы, хорошо ребята, правильно ответили. Ещё послушаем ученика.
3 учащийся: А я, изучая литературу для юных химиков, решил дома сделать такой эксперимент. Взял стакан с мыльной водой, добавил несколько капель столового уксуса и обнаружил, что вместо пены в жидкости оказались светло- серые хлопья осадка, посмотрим что получается, (демонстрирует опыт).
- Молодец, хорошо, садись. О каком явлении нам рассказывал Ученик?
Учащиеся: Здесь было рассказано о химическом явлении. (А ещё кто скажет?)
- Правильно, дети, это химическое явление.
- Кто ещё подготовил выступление?
- Пожалуйста, слушаем.
4 учащийся: А я решил свои явления нарисовать. Посмотрите, что у меня получилось и послушайте мой рассказ.
Ясный знойный день (показывает рисунок). Вода испаряется с Поверхности земли в виде пара, который всегда находится в воздухе Чем дальше от поверхности земли, тем температура ниже и поэтому из пара образуются мельчайшие капельки воды. Из таких капелек состоит туман. Облака - это тот же туман, находящийся в воздухе высоко над землей (меняет рисунок). Маленькие капельки, в облаках сливаясь, друг с другом, постепенно увеличиваются. Облако темнеет и становится тучей. Тяжелые капли воды не могут держаться в воздухе и падают на землю в виде дождя (меняет рисунок). Зимой из пара образуются снежинки. Водоемы зимой замерзают, покрываясь льдом. Вот где веселая ребятня. Итак, ребята, какие явления я вам представил?
Учащиеся: Здесь представлены физические явления, а именно изменение агрегатного состояния воды.
- Молодец, садись, хорошо подготовлена работа.
5 учащийся: Я изобразила процесс мытья рук. Когда мы моем руки с мылом, мыло в воде распадается на два вещества: щелочь и жирную кислоту. Щелочь связывает жир, которым покрыта наша кожа, а жирная кислота образует обильную пену. Пена захватывает и вместе с водой уносит все мельчайшие частички грязи, которые были на нашей коже.
6 учащийся: На этом рисунке изображен процесс приготовления теста. Замесив муку, добавляют сахар, масло, дрожжи. Часть крахмала, содержащегося в муке, превращается в сахар. На этот сахар тут, же “набрасываются” дрожжи и разлагают сахар на спирт и углекислый газ. В тесте газ стремится вырваться наружу и при этом он поднимается и разрыхляет тесто. Вот почему тесто становится пористым, а хлеб или пирог пронизан дырочками.
И здесь налицо ряд химических реакций.
- Хорошо, молодец, садись. Вы, верно, поняли материал. Всем участникам творческой работы я ставлю отметку “5” (шесть оценок).
- Итак, ребята, какие же явления называются физическими?
Учащиеся: Физические явления - это явления, которые сопровождаются изменениями формы, агрегатного состояния, объема, температуры, степени измельчения, при этом не происходит превращения одних веществ, в другие. Состав вещества остается неизменным.
- Хорошо, молодец, садись. А какие явления называются химическими? Кто скажет?
Учащиеся: Химические явления - это явления, которые сопровождаются превращением одних веществ, в другие. При этом состав исходных веществ не сохраняется, а в процесс химической реакции они превращаются в другие вещества.
- Молодец, хорошо, правильно, садись.
- Итак, давай еще раз прокомментируем выступление ваших одноклассников. (На доске) –
Реагирующие вещества Признак химической реакции
По щелчку появляются сразу реагирующие вещества, затем признаки этих реакций:
Крахмал и йод | Изменение цвета |
Сода и уксус | Выделение газа |
Мыльная вода и уксус | Выпал осадок |
- Давайте откроем тетради и запишем признаки химической реакции. Записали заголовок “Признаки химических реакций”.
- Изменение цвета.
- Выделение газа.
- Выпадение осадка.
И тема нашего урока “Признаки химических реакций”.
- Так по каким признакам распознаются химические реакции? (Перечисляем).
- Но это ещё не все признаки, есть ещё ряд признаков, о которых я вам сейчас расскажу.
- Внимание, дети, продолжаем изучать новую тему. Сейчас я вам покажу опыты, которые сопровождаются признаками, о которых мы с вами уже говорили и те, о которых вы еще не знаете
(Демонстрирую опыты с признаками химических реакций с диска “Школьный химический эксперимент” 8 класс часть 1):
- выпадение осадка;
- растворение осадка;
- изменение цвета;
- звуковой эффект;
- выделение газа.
- Итак, по каким признакам распознаются химические реакции.
Учащийся: Перечисляет признаки химических реакций и записывают в тетрадь.
Кто повторит? Повторяет ещё один ученик.
- Хорошо, молодцы, а теперь дети, отдохнем! А то я вижу - вы устали.
(Физминутка)
Итак, переходим к закреплению.
IV. Закрепление материала
Ребята, откройте учебники параграф 28 страница 97. Внимательно посмотрите, найдите:
- пример реакции, протекающей с изменением цвета, и зачитайте. Кто нашел? Пожалуйста... А какой мы с вами рассмотрели пример?
- Химическую реакцию, протекающую с образованием осадка... А у нас на уроке какой был пример?
- С выделением газа? А на уроке у нас какой опыт был с таким признаком?
- С выделением теплоты.
- С изменением цвета.
- С появлением запаха.
- Так какие признаки характерны для химических реакций?
- Внимание, переходим к следующей работе. В качестве закрепления вы выполните тестовые задания (Приложение 1) и сделаете самооценку. На столах у вас лежат тестовые задания. На каждый вопрос даны варианты ответа. Вам нужно будет выбрать правильный ответ (один или несколько) и обвести в кружочек. Но для начала не забудьте написать на листке свою фамилию и имя. Выполняем (5-7 минут).
- А теперь проверим, как вы поняли тему урока. Обменяйтесь листами друг с другом и сделайте проверку теста по ключу (вывожу на доску ключ с правильными ответами). Посмотрите на доску и сверьте свой ответ. Если вариант неправильный, то зачеркнуть и обвести правильный. Если нет ошибок - поставьте “5”. Если допущена 1-2 ошибки “4”. Если больше 2 ошибок - “3”.
- Проверили? Честно скажите, кто получил “5”, кто “4”, кто “3”.
- Молодцы, вы хорошо усвоили тему!
V. Итог
- Итак, ребята, что вы узнали на уроке?
Учащийся: Мы узнали, какие бывают признаки химических реакций.
- Какую работу мы с вами выполнили?
Учащийся: Выполнили творческие задания, демонстрацию опытов и рисунков, а так же смотрели видеофрагменты “Признаки химических реакций”
- А чему мы научились?
Учащийся: Научились распознавать химические реакции по признакам.
- А чему ещё?
Учащийся: Закрепили методику выполнения тестов.
- Молодцы, ребята, хорошо.
- Итак, какие же признаки химических реакций вы знаете? (ответы учащихся)
- Молодцы, ребята, хорошо усвоили новую тему.
VI. Задание на дом
А теперь задание на дом: параграф 28 изучить, №1,2 – обязательное для всех, а № 3 - для учащихся, имеющих “4” и “5” по предмету.
Записали домашнее задание, урок окончен. До свидания.
Литература:
- учебник “Химия. 8 класс”. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская;
- А.Храповский. Занимательные очерки по химии; И.Вольпер. Юным химикам.