Проверка умножения многозначных чисел с компетентностно-ориентированным заданием (КОЗ). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Результаты деятельности:

1. Личностные: ценностное отношение к новым знаниям, учебно- познавательный интерес к способу проверки умножения многозначных чисел.

2. Метапредметные:

  1. Регулятивные УУД: ставить цель урока, осуществлять самоконтроль, самооценку.
  2. Познавательные УУД: строить речевое высказывание о способе проверки умножения многозначных чисел, анализировать.
  3. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, договариваться в ходе совместной деятельности.

3. Предметные: формировать умение выполнять проверку умножения многозначных чисел.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной деятельности по определению и применению алгоритма проверки умножения многозначных чисел, выполнения алгоритма в ходе групповой работы и коллективной деятельности.

Оборудование: учебник «Математика.4 класс» Моро М.И., компьютер, мультимедийный проектор, экран, бланки для решения задач.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Оценка
I. Самоопределение к учебной деятельности
Приветствие учащихся    
II. Актуализация знаний
Математическая разминка.
– Ребята, выберите себе задание по силам: уровень А – задание полегче, уровень В – потруднее. (Приложение. Слайд 2)
Уровень А.
Цепочка:40→×7→:2→– 90→×11→+65→?
Уровень В.
– Проверим. Один из тех, кто выбрал задание А, напишет свой ответ на доске справа, задание уровня В слева:
А
-615,
В
-
∆=1000,
=240,
O=8
III. Постановка учебной задачи
– Продолжаем математическую разминку. Выясните, что общего в данных примерах. Разбейте примеры на 2 группы.
(Слайд 3)
80×3=270
70×2=150
50×30=1500
261×102=26622
– Какой пример вызвал затруднение? Почему?

Решают примеры.Делают вывод:общее-все примеры на умножение. Разбили по признаку – «решены верно», «неверно».

1 группа   2 группа
80×3=270
70×2=150
  50×30=1500
261×102=26622 – ?

Было трудно проверять пример 261×102, т.к. остальные примеры можно было решить устно. Трудно проверять умножение многозначных чисел.

 
IV. Целеполагание
Задаю вопросы:
– Какова цель нашего урока?
(Закрепляю на доске табличку со знаком вопроса?)
– Что нам помогает решать примеры в случаях затруднения?
– Значит, что еще необходимо сделать на уроке?

– Научиться проверять умножение многозначных чисел. Значит, тема нашего урока « Проверка умножения многозначных чисел».
– Алгоритм.
– Составить алгоритм, научиться им пользоваться.
 
V. Поиск решения проблемы
– Вспомните, как называются числа при умножении:
a×b=c
– Расскажите друг другу в паре, как найти неизвестный множитель.
Послушаем одну пару.
– Запишите это правило в виде формулы.
Работа в парах.
1 множитель – a,
2 множитель – b,
Произведение –c

– Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель:
с:b=a
Выслушивается ответ, дается словесная оценка.
VI. Открытие нового знания
1) – Что нам нужно создать для проверки умножения многозначных чисел?
– Используя это свойствоумножения, можно составить алгоритм проверки умножения. Поработайте в группах, создайте алгоритм.
2) Организация групповой работы.

Сравнение работ групп.Приводится к единому мнению.
В ходе обсуждения на слайде появляется алгоритм.
(Слайд 4)
3) – Пользуясь нашим алгоритмом, вернемся к примеру, который вызвал у нас затруднение, и проверим его. К какой группе мы его отнесем?
– Алгоритм.
Дети работают в группах с раздаточным материалом.
Раздаточный материал:
1. …произведение на один из множителей.
2. Сравню.
3. Если получился другой…, то умножение выполнено верно.
4. Если другой … не получился, то умножение выполнено не верно.
5. …пример снова.В результате получается алгоритм.
Алгоритм «Проверки умножения многозначных чисел»
1. Разделю произведение на один из множителей.
2. Сравню.
3. Если получился другой множитель, то умножение выполнено верно.
4. Если другой множитель не получился, то умножение выполнено не верно.
5. Решаю пример снова.
Дети проговаривают алгоритм.
26622:102=261 – решен верно
Учащиеся выслушивают ответы, анализируют.
VII. Первичное закрепление
Предлагаю решить примеры и выполнить их проверку по алгоритму:

(Примеры записаны на доске)
Дети решают примеры столбиком и проверяют по алгоритму, проговаривая его вслух (один человек решает у доски).
158×264=41712
Проверка
1) 41712:158=264
2) Сравню: 264=264
3) Получился другой множитель.
4) Пример решен верно.
673×237=159501

Проверка

1) 159501:237=673
2) Сравню: 673=673
3) Получился другой множитель.
4) Пример решен верно.
Сравнивают ответы, дают оценку.
VIII. Физкультминутка
  Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
 
IX. Самостоятельная работа
– Так как у нас был урок открытия нового знания, давайте проверим свои знания, чтобы дома могли объяснить новую тему.
Решите примеры самостоятельно, выполните проверку.
Оцените свои умения по шкале.
(Слайд 5)
 Самостоятельно решают примеры, проверяют. После решения проверяют, оценивают по шкале.
Шкала оценивания.
«5» – надо решить и проверить 3 примера,
«4» – 2 примера,
«3» – 1 пример.
Модельный ответ.
1) 462×73=33726
33726:73=462
462=462
Верно.
2) 805×421=338905
338905:421=805
805=805
Верно.
3) 742×326=241892
241892:326=742
742=742
Верно. 
X. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов
1) – Ребята, где ещё может пригодиться умение проверять умножение многозначных чисел?
– Выберите уравнения, в которых значение x находится умножением. Решите. Проверьте.
(Слайд 6)
2)Дифференцированная работа с применением КОЗ.
– Вы можете решить задачу из нашего учебника с. 67 №337 или выбрать задачу потруднее.
(Слайд 7)
Компетентностно-ориентированное задание (
для детей дается только стимул и задачная формулировка).
Компетенция:
информационная
Аспект:
первичная обработка информации.
Стимул:
«Для художественной студии надо купить товар на 120 рублей. В магазине карандаш стоит 5 рублей, цена альбома 40 рублей. На сколько карандашей и альбомов хватит денег».
Задачная формулировка:
Определите, сколько возможных способов покупки можно сделать? Заполните таблицу.
Источник информации:
текст на слайде.
Бланки для заполнения таблицы возьмите на столе:
  Количество карандашей Количество альбомов Стоимость карандашей и альбомов
а      
б      
в      
г      
– Проверьте себя по ключу. Оцените свою работу по шкале. (Слайд 8)
– При решении уравнений, задач.
k:20=167
18×a=1044
d×80=2400
n:70=90

Дети выбирают и решают задачи.


Задача В.

Модельный ответ
.
На 120 рублей можно купить:
1) 24 карандаша по 5 рублей (120:5=24);
2) 3 альбома (120:40=3);
3) 16 карандашей и 1 альбом (5×16+40×1=120);
4) 8 карандашей и 2 альбома (5×8+40×2=120).
Итак, можно сделать 4 способа покупки.
Ключ.
  Количество карандашей Количество альбомов Стоимость карандашей и альбомов
а 24 - 120
б - 3 120
в 16 1 120
г 8 2 120
– Верно.
k:20=167
k=3340

n:70=90
n=6300

Критерии оценки выполнения задания:
1. Определены способы покупки-1 балл за каждый способ.
2. Обоснован выбор ответа- 1 балл за каждый способ.
3.Выбран другой ответ-0 баллов.

Максимально-
8 баллов.
Шкала оценивания:

8-6 баллов – «5»,
5-4 балла – «4»,
3 балла – «3».
XI. Подведение итогов. Рефлексия
– Какова была тема урока?
– Какое было затруднение?
– Как мы его преодолели?
– Достигли мы своей цели?
– Продолжите высказывание. (Слайд 9)
Дети анализируют деятельность класса и собственную.  
XII. Домашнее задание
Комментирую домашнее задание.
– Спасибо за урок.