Цель урока: Закрепление и совершенствование знаний при решении задач по данной теме.
Задачи урока:
- Образовательная: Развивать умения применять знания при решении экспериментальных, качественных и расчетных задач.
- Развивающая: Работать над формированием умений анализировать свойства и явления.
- Воспитывающая: Воспитывать внимательность; учить думать, делать выводы, развитие сотрудничества.
Задача учащихся: научится применять формулы при решении задач на изменение агрегатных состояний.
Оборудование: интерактивная доска, графический регистратор данных Xplorer GLX и температурный датчик, Л.А. Кирик, Физика 8 класс «Самостоятельные и контрольные работы»
Методические приемы: эксперимент, работа с электронными датчиками, индивидуальная работа, работа в группах.
Тип урока: урок комплексного применения и закрепления знаний.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение.
- Работа в группах (решение задач).
- Домашнее задание.
- Выставление оценок.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент
- Проверка отсутствующих.
- Проверка готовности кабинета к уроку.
II. Повторение формул по теме: "Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества".
Первый вариант выполняет нечетные задания, второй – четные.
Задание: Найдите соответствие между названием физической величины её единицами измерения и формулой.
- Количество теплоты, поглощаемое при нагревании вещества.
- Единица измерения количество теплоты.
- Удельная теплоемкость вещества.
- Масса сгоревшего топлива.
- Единица измерения разности температур.
- Количество теплоты, выделяемое при конденсации вещества.
- Изменение температуры.
- Количество теплоты, необходимое для плавления вещества.
- Удельная теплота сгорания топлива.
- Единица измерения удельной теплоемкости вещества.
- Масса вещества при плавлении.
- Количество теплоты, выделяемое при отвердевании вещества.
- Масса нагреваемого вещества.
- Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива.
- Удельная теплота парообразования.
- Единица измерения удельной теплоты сгорания топлива.
- Масса испаряемого вещества.
- Количество теплоты, выделяемое при охлаждении вещества.
- Удельная теплота плавления.
- Единица измерения удельной теплоты парообразования.
Формулы и единицы измерения:
- Q = c ∙ m(t2 - t1)
- Q = λ · m
- Q = r · m
- Q = q · m
- m = Q /q
- r = Q / m
- q = Q / m
- c = Q / m(t2 - t1)
- Q = - c ∙ m(t2 - t1)
- m = Q/ λ
- ∆ t = Q / c∙ m
- Q = - r · m
- m = Q / c ∙ (t2 - t1)
- m = Q / r
- λ = Q/ m
- Q = - λ · m
- °C
- Дж/кг
- Дж/ (кг ∙ °C)
- Дж
Ответы: 1-1, 2-20, 3-8, 4-5, 6-17, 7-12, 8-11, 9-2, 10-7, 11-19, 12-10, 13-16, 14-13, 15-4, 16-6, 17-14, 18-9, 19-15, 20-18.
III. Работа в группах (решение задач)
Весь класс разделен на 4 группы. Каждая группа работает на листах ответов.
1. первая группа (физический эксперимент)
Задание: Определить экспериментальным путем удельную теплоту плавления льда, сравнить экспериментальное значение с табличной величиной, сделать вывод.
Правила по технике безопасности.
Эксперимент проводится используя Xplorer GLX по описанию работы (Приложение 1), результаты оформляются в отчете по эксперименту (Приложение 2). Эксперимент и анализ результатов проводится с использованием программы DATASTUDIO. На интерактивной доске демонстрируются графики и цифровые данные эксперимента. Сравниваем показания, делаем выводы.
2. вторая группа (решение качественных задач)
- Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить медь?
- Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных местностях применяют термометры со спиртом, а не с ртутью?
- В каком состоянии (твердом или жидком) находятся серебро и вольфрам при температуре 1000 °C?
- Какие металлы можно расплавить в медном сосуде? Приведите 2-3 примера.
- Можно ли в медном сосуде расплавить олово?
- Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить цинк?
- В каком состоянии (твердом или жидком) находятся олово и медь при температуре 500 °C?
- Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если его накрыть шубой?
- Почему летом разбрызгивание воды в комнате заметно понижает в ней температуру воздуха?
- Что остывает быстрее в одинаковых условиях: жирный суп или чай? Почему?
- Почему кипящая в чайнике вода сразу же перестает кипеть, как только чайник снимают с огня?
- Почему в нейлоновой и капроновой одежде трудно переносить жару?
3. третья группа (решение расчетных задач)
- Сколько воды взятой при температуре 0 °C, можно превратить в пар за счет энергии, выделившийся при сгорании 50 г спирта?(480 г)
- До какой температуры нагреется 0,8 л воды. находящейся в медном калориметре массой 0,7 кг и имеющей температуру 12 °C, если ввести в калориметр 0,05 кг пара при 100 °C? (46 °C)
- На электроплитке мощностью 600 Вт за 35 мин нагрели 2 л воды от 20 °C до 100 °C, причем 200 г воды обратилось в пар. Определить КПД электроплитки. (90 %)
4. четвертая группа (работа по графикам)
- На рисунке 1 изображен график изменения температуры олова.
А) Как изменяется температура олова на участках АВ, ВС и СD?
Б) Как изменяется внутренняя энергия олова на этих участках? Почему?
В) Какому состоянию олова соответствует отрезок графика ВС?
Рисунок 1 - На рисунке 2 графически изображен тепловой процесс конденсации 1 кг водяного пара и охлаждения образовавшейся воды.
А) Как изменялась температура воды в процессе конденсации и в процессе охлаждения?
Б) В начале или в конце процесса конденсации молекулы воды обладают большим запасом кинетической энергии?
В) Сколько энергии выделилось при конденсации воды?
Рисунок 2 - На рисунке 3 дан график изменения температуры алюминиевой детали массой 0,5 кг в зависимости от времени.
А) Каким процессам соответствуют участки графика АВ, ВС и СD.
Б) Как изменялась кинетическая энергия молекул алюминия на этих участках?
В) Какое количество теплоты выделится на участке АС?
Рисунок 3
IV. Домашнее задание
Индивидуальные задания, подготовка к контрольной работе.