Решение задач на изменение агрегатных состояний. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель урока: Закрепление и совершенствование знаний при решении задач по данной теме.

Задачи урока:

  • Образовательная: Развивать умения применять знания при решении экспериментальных, качественных и расчетных задач.
  • Развивающая: Работать над формированием умений анализировать свойства и явления.
  • Воспитывающая: Воспитывать внимательность; учить думать, делать выводы, развитие сотрудничества.

Задача учащихся: научится применять формулы при решении задач на изменение агрегатных состояний.

Оборудование: интерактивная доска, графический регистратор данных Xplorer GLX и температурный датчик, Л.А. Кирик, Физика 8 класс «Самостоятельные и контрольные работы»

Методические приемы: эксперимент, работа с электронными датчиками, индивидуальная работа, работа в группах.

Тип урока: урок комплексного применения и закрепления знаний.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.
  3. Работа в группах (решение задач).
  4. Домашнее задание.
  5. Выставление оценок.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Проверка отсутствующих.
  2. Проверка готовности кабинета к уроку.

II. Повторение формул по теме: "Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества".

Первый вариант выполняет нечетные задания, второй – четные.

Задание: Найдите соответствие между названием физической величины её единицами измерения и формулой.

  1. Количество теплоты, поглощаемое при нагревании вещества.
  2. Единица измерения количество теплоты.
  3. Удельная теплоемкость вещества.
  4. Масса сгоревшего топлива.
  5. Единица измерения разности температур.
  6. Количество теплоты, выделяемое при конденсации вещества.
  7. Изменение температуры.
  8. Количество теплоты, необходимое для плавления вещества.
  9. Удельная теплота сгорания топлива.
  10. Единица измерения удельной теплоемкости вещества.
  11. Масса вещества при плавлении.
  12. Количество теплоты, выделяемое при отвердевании вещества.
  13. Масса нагреваемого вещества.
  14. Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива.
  15. Удельная теплота парообразования.
  16. Единица измерения удельной теплоты сгорания топлива.
  17. Масса испаряемого вещества.
  18. Количество теплоты, выделяемое при охлаждении вещества.
  19. Удельная теплота плавления.
  20. Единица измерения удельной теплоты парообразования.

Формулы и единицы измерения:

  1. Q = c ∙ m(t2 - t1)
  2. Q = λ · m
  3. Q = r · m
  4. Q = q · m
  5. m = Q /q
  6. r = Q / m
  7. q = Q / m
  8. c = Q / m(t2 - t1)
  9. Q = - c ∙ m(t2 - t1)
  10. m = Q/ λ
  11. ∆ t = Q / c∙ m
  12. Q = - r · m
  13. m = Q / c ∙ (t2 - t1)
  14. m = Q / r
  15. λ = Q/ m
  16. Q = - λ · m
  17. °C
  18. Дж/кг
  19. Дж/ (кг ∙ °C)
  20. Дж

Ответы: 1-1, 2-20, 3-8, 4-5, 6-17, 7-12, 8-11, 9-2, 10-7, 11-19, 12-10, 13-16, 14-13, 15-4, 16-6, 17-14, 18-9, 19-15, 20-18.

III. Работа в группах (решение задач)

Весь класс разделен на 4 группы. Каждая группа работает на листах ответов.

1. первая группа (физический эксперимент)

Задание: Определить экспериментальным путем удельную теплоту плавления льда, сравнить экспериментальное значение с табличной величиной, сделать вывод.

Правила по технике безопасности.

Эксперимент проводится используя Xplorer GLX по описанию работы (Приложение 1), результаты оформляются в отчете по эксперименту (Приложение 2). Эксперимент и анализ результатов проводится с использованием программы DATASTUDIO. На интерактивной доске демонстрируются графики и цифровые данные эксперимента. Сравниваем показания, делаем выводы.

2. вторая группа (решение качественных задач)

  1. Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить медь?
  2. Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных местностях применяют термометры со спиртом, а не с ртутью?
  3. В каком состоянии (твердом или жидком) находятся серебро и вольфрам при температуре 1000 °C?
  4. Какие металлы можно расплавить в медном сосуде? Приведите 2-3 примера.
  5. Можно ли в медном сосуде расплавить олово?
  6. Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить цинк?
  7. В каком состоянии (твердом или жидком) находятся олово и медь при температуре 500 °C?
  8. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если его накрыть шубой?
  9. Почему летом разбрызгивание воды в комнате заметно понижает в ней температуру воздуха?
  10. Что остывает быстрее в одинаковых условиях: жирный суп или чай? Почему?
  11. Почему кипящая в чайнике вода сразу же перестает кипеть, как только чайник снимают с огня?
  12. Почему в нейлоновой и капроновой одежде трудно переносить жару?

3. третья группа (решение расчетных задач)

  1. Сколько воды взятой при температуре 0 °C, можно превратить в пар за счет энергии, выделившийся при сгорании 50 г спирта?(480 г)
  2. До какой температуры нагреется 0,8 л воды. находящейся в медном калориметре массой 0,7 кг и имеющей температуру 12 °C, если ввести в калориметр 0,05 кг пара при 100 °C? (46 °C)
  3. На электроплитке мощностью 600 Вт за 35 мин нагрели 2 л воды от 20 °C до 100 °C, причем 200 г воды обратилось в пар. Определить КПД электроплитки. (90 %)

4. четвертая группа (работа по графикам)

  1. На рисунке 1 изображен график изменения температуры олова.
    А) Как изменяется температура олова на участках АВ, ВС и СD?
    Б) Как изменяется внутренняя энергия олова на этих участках? Почему?
    В) Какому состоянию олова соответствует отрезок графика ВС?

     
    Рисунок 1

  2. На рисунке 2 графически изображен тепловой процесс конденсации 1 кг водяного пара и охлаждения образовавшейся воды.
    А) Как изменялась температура воды в процессе конденсации и в процессе охлаждения?
    Б) В начале или в конце процесса конденсации молекулы воды обладают большим запасом кинетической энергии?
    В) Сколько энергии выделилось при конденсации воды?


    Рисунок 2

  3. На рисунке 3 дан график изменения температуры алюминиевой детали массой 0,5 кг в зависимости от времени.
    А) Каким процессам соответствуют участки графика АВ, ВС и СD.
    Б) Как изменялась кинетическая энергия молекул алюминия на этих участках?
    В) Какое количество теплоты выделится на участке АС?


    Рисунок 3

IV. Домашнее задание

Индивидуальные задания, подготовка к контрольной работе.

V. Выставление оценок.

VI. Подведение итогов урока, сдача листов ответов.