Цель урока: создать условия для формирования знаний о строении и жизнедеятельности бактерий и их огромном значении в природе и жизни человека.
Задачи урока.
1. Создать условия для формирования представления о бактериях, как об особом царстве живых организмов.
2. Создать условия для развития навыков самостоятельной работы с учебником, а также умения обобщать и делать выводы.
3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни при изучении болезнетворных бактерий.
Тип урока. Изучение нового материала.
Оборудование.
- Компьютер с мультимедийной презентацией.
- Учебник.
Методические приёмы.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Опережающее задание.
- Дифференцированный подход в обучении.
- Постановка проблемных вопросов.
Ход урока.
- Актуализация знаний учащихся (3 мин.)
- Изучение нового материала (35 мин.)
- Закрепление пройденного материала (5 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
Учитель: На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с одним из царств живой природы – царством бактерий. Запишите в тетрадях тему урока Слайд 1.
Для начала вспомните, какие царства живой природы вам известны?
Ученик: царства бактерий, грибов, растений и животных.
Учитель: бактерии являются одноклеточными организмами, а клетка бактерий не имеет оформленного ядра (ядерное вещество распределено по всей цитоплазме). Также большинство бактерий, за исключением цианобактерий, лишены хлорофилла. По этим причинам бактерии выделяют в особое царство.
Учащиеся записывают содержание Слайда 2 в тетради.
Затем учитель даёт учащимся задание по учебнику, используя при этом дифференцированный подход. Каждый ученик получает по одному вопросу, составленные по степени сложности:
- Какие бывают формы бактерий?
- В каких средах обитания живут бактерии и в какой среде их больше всего?
- На какие 2 группы делятся бактерии по способу питания и чем они отличаются?
- Что такое спора бактерий и чем она отличается от споры растений?
- Почему бактерии - одноклеточные, просто организованные организмы – существуют в природе наряду с высокоорганизованными?
Ответы.
- Формы бактерий: кокки - шаровидные, бациллы - палочковидные, вибрионы - в виде запятой, спириллы - спиралевидные.
- Бактерии живут в воздушной, почвенной и водной среде, но больше всего их в почве.
- По способу питания бактерии делятся на сапрофитов (орг. веществами отмерших организмов) и паразитов (орг. веществами живых организмов).
- При наступлении неблагоприятных условий бактерии превращаются в споры (бактериальная клетка, покрытая плотной оболочкой). Некоторые растения (мхи, папоротники) размножаются с помощью спор.
- Выживанию бактерий в природе способствует:
1) большая скорость размножения в благоприятных условиях;
2) образование спор, как способ переживания неблагоприятных условий.
При проверке заданий учитель последовательно включает Слайды 3, 4, 5, 6
Учащиеся делают необходимые записи в тетрадях.
Учитель: Мы с вами только что выяснили, что больше всего бактерий заселяют почвенную среду. Давайте теперь посмотрим, какие бактерии живут в почве и какое значение они имеют?
Для этого демонстрируются последовательно Слайды 7, 8 , 9, 10, 11. Учитель объясняет, что, питаясь органическими веществами отмерших растений и животных, бактерии гниения превращают их в перегной и являются, таким образом, санитарами нашей планеты.
В свою очередь, почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые поглощаются корнями растений.
Таким образом, мы видим, что бактерии, живущие в почве, участвуют в круговороте веществ в природе.
Учащиеся переносят рисунок со слайда 11 в тетрадь, после чего записывают значение бактерий-сапрофитов, живущих в почве.
Существуют также клубеньковые или азотфиксирующие бактерии, которые поглощают азот из воздуха и переносят его в почву к корням бобовых растений, в которых они и живут (в клубеньках). Здесь мы впервые встречаемся с понятием Симбиоз.
Учащиеся записывают определение симбиоза в тетради со Слайда 12.
Учитель: Скажите, к какому типу бактерий относятся вышеперечисленные?
Ученик: к сапрофитам.
Учитель: К сапрофитам также относятся молочнокислые бактерии, которые превращают молоко в простоквашу, а обычную капусту в квашенную. Подробнее об этом, а также о пользе кисломолочных продуктов для здоровья человека нам расскажет ученик, который подготовил на сегодня сообщение.
Далее следует короткое сообщение учащегося с демонстрацией Слайда 13.
Учитель: До сих пор мы с вами говорили о полезных бактериях. Скажите, а какие вредные бактерии вам известны?
Если учащиеся затрудняются с ответом, то им предлагается прочитать текст учебника на стр.33.
Ученик: Бактерии, которые портят продукты питания, рыболовные сети, книги и рукописи, сено в стогах и наконец, болезнетворные бактерии.
Учитель: Как вы думаете, к какому типу по способу питания относятся болезнетворные бактерии?
Ученик: К паразитам.
Учитель: Назовите известные вам заболевания, вызываемые бактериями.
Ученики из собственного опыта перечисляют эти заболевания. В случае необходимости учитель корректирует ответы, так как часто в этот список попадают вирусные заболевания.
После этого включается Слайд 14, по которому учащиеся знакомятся с расширенным списком.
Учитель задаёт проблемный вопрос: почему инфекционные заболевания распространяются в антисанитарных условиях, в сырую погоду, почему быстрее “подхватываются” ослабленным организмом или при большом скоплении людей? Слайд 15
Ученик: потому что тогда создаются благоприятные условия для развития болезнетворных бактерий.
Учитель: Это может вызвать эпидемию – массовое заболевание людей. Учащиеся записывают это определение в тетрадях. Учитель приводит примеры известных в истории человечества эпидемий (например, чума в 6 веке и т.д.)
Какие способы передачи инфекций существуют?
Учащиеся пытаются самостоятельно назвать их: воздушно-капельный, через сырую воду и испорченную пищу, при несоблюдении правил личной гигиены. В случае затруднений включается Слайд 16 и его содержание переносится в тетради.
Учитель: А теперь подумайте, какие правила гигиены надо соблюдать, чтобы избежать заражения инфекционными заболеваниями?
Ученики: Необходимо поддерживать чистоту помещений, одежды и тела, посуды, пищи, соблюдать правила личной гигиены, правила хранения и обработки продуктов питания.
Учитель включает Слайд 17, и учащиеся видят, что ещё можно включить в этот список: ограничение контакта с больным, профилактические прививки, занятия спортом, закаливание организма.
При закреплении полученных знаний учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Почему бактерии выделяют в отдельное царство?
- Назовите 2 способа питания бактерий с примерами.
- Как бактерии переносят неблагоприятные условия?
- Какие бактерии живут в почве и какое значение они имеют?
- Назовите способы профилактики инфекционных заболеваний, вызванных болезнетворными бактериями.
Или предлагается выполнить мини-тест по 5 вопросов каждому варианту: I – для сильных, II – для слабых. Тест представлен на Слайде 18.
В конце урока необходимо сформулировать выводы:
1. Бактерии - примитивные одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра.
2. Среди бактерий есть полезные (почвенные и молочнокислые) и вредные (бактерии гниения и болезнетворные).
Домашнее задание: §5, 6. В рабочих тетрадях: №21 ,22, 24, 25, 27, 28. Сообщения о болезнях, вызываемых болезнетворными бактериями (по желанию).