Строение, жизнедеятельность и значение бактерий в природе и жизни человека. 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: создать условия для формирования знаний о строении и жизнедеятельности бактерий и их огромном значении в природе и жизни человека.

Задачи урока.

1. Создать условия для формирования представления о бактериях, как об особом царстве живых организмов.

2. Создать условия для развития навыков самостоятельной работы с учебником, а также умения обобщать и делать выводы.

3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни при изучении болезнетворных бактерий.

Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование.

  1. Компьютер с мультимедийной презентацией.
  2. Учебник.

Методические приёмы.

  1. Самостоятельная работа с учебником.
  2. Опережающее задание.
  3. Дифференцированный подход в обучении.
  4. Постановка проблемных вопросов.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний учащихся (3 мин.)
  2. Изучение нового материала (35 мин.)
  3. Закрепление пройденного материала (5 мин.)
  4. Домашнее задание (2 мин.)

Учитель: На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с одним из царств живой природы – царством бактерий. Запишите в тетрадях тему урока Слайд 1.

Для начала вспомните, какие царства живой природы вам известны?

Ученик: царства бактерий, грибов, растений и животных.

Учитель: бактерии являются одноклеточными организмами, а клетка бактерий не имеет оформленного ядра (ядерное вещество распределено по всей цитоплазме). Также большинство бактерий, за исключением цианобактерий, лишены хлорофилла. По этим причинам бактерии выделяют в особое царство.

Учащиеся записывают содержание Слайда 2 в тетради.

Затем учитель даёт учащимся задание по учебнику, используя при этом дифференцированный подход. Каждый ученик получает по одному вопросу, составленные по степени сложности:

  1. Какие бывают формы бактерий?
  2. В каких средах обитания живут бактерии и в какой среде их больше всего?
  3. На какие 2 группы делятся бактерии по способу питания и чем они отличаются?
  4. Что такое спора бактерий и чем она отличается от споры растений?
  5. Почему бактерии - одноклеточные, просто организованные организмы – существуют в природе наряду с высокоорганизованными?

Ответы.

  1. Формы бактерий: кокки - шаровидные, бациллы - палочковидные, вибрионы - в виде запятой, спириллы - спиралевидные.
  2. Бактерии живут в воздушной, почвенной и водной среде, но больше всего их в почве.
  3. По способу питания бактерии делятся на сапрофитов (орг. веществами отмерших организмов) и паразитов (орг. веществами живых организмов).
  4. При наступлении неблагоприятных условий бактерии превращаются в споры (бактериальная клетка, покрытая плотной оболочкой). Некоторые растения (мхи, папоротники) размножаются с помощью спор.
  5. Выживанию бактерий в природе способствует:

1) большая скорость размножения в благоприятных условиях;
2) образование спор, как способ переживания неблагоприятных условий.

При проверке заданий учитель последовательно включает Слайды 3, 4, 5, 6

Учащиеся делают необходимые записи в тетрадях.

Учитель: Мы с вами только что выяснили, что больше всего бактерий заселяют почвенную среду. Давайте теперь посмотрим, какие бактерии живут в почве и какое значение они имеют?

Для этого демонстрируются последовательно Слайды 7, 8 , 9, 10, 11. Учитель объясняет, что, питаясь органическими веществами отмерших растений и животных, бактерии гниения превращают их в перегной и являются, таким образом, санитарами нашей планеты.

В свою очередь, почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые поглощаются корнями растений.

Таким образом, мы видим, что бактерии, живущие в почве, участвуют в круговороте веществ в природе.

Учащиеся переносят рисунок со слайда 11 в тетрадь, после чего записывают значение бактерий-сапрофитов, живущих в почве.

Существуют также клубеньковые или азотфиксирующие бактерии, которые поглощают азот из воздуха и переносят его в почву к корням бобовых растений, в которых они и живут (в клубеньках). Здесь мы впервые встречаемся с понятием Симбиоз.

Учащиеся записывают определение симбиоза в тетради со Слайда 12.

Учитель: Скажите, к какому типу бактерий относятся вышеперечисленные?

Ученик: к сапрофитам.

Учитель: К сапрофитам также относятся молочнокислые бактерии, которые превращают молоко в простоквашу, а обычную капусту в квашенную. Подробнее об этом, а также о пользе кисломолочных продуктов для здоровья человека нам расскажет ученик, который подготовил на сегодня сообщение.

Далее следует короткое сообщение учащегося с демонстрацией Слайда 13.

Учитель: До сих пор мы с вами говорили о полезных бактериях. Скажите, а какие вредные бактерии вам известны?

Если учащиеся затрудняются с ответом, то им предлагается прочитать текст учебника на стр.33.

Ученик: Бактерии, которые портят продукты питания, рыболовные сети, книги и рукописи, сено в стогах и наконец, болезнетворные бактерии.

Учитель: Как вы думаете, к какому типу по способу питания относятся болезнетворные бактерии?

Ученик: К паразитам.

Учитель: Назовите известные вам заболевания, вызываемые бактериями.

Ученики из собственного опыта перечисляют эти заболевания. В случае необходимости учитель корректирует ответы, так как часто в этот список попадают вирусные заболевания.

После этого включается Слайд 14, по которому учащиеся знакомятся с расширенным списком.

Учитель задаёт проблемный вопрос: почему инфекционные заболевания распространяются в антисанитарных условиях, в сырую погоду, почему быстрее “подхватываются” ослабленным организмом или при большом скоплении людей? Слайд 15

Ученик: потому что тогда создаются благоприятные условия для развития болезнетворных бактерий.

Учитель: Это может вызвать эпидемию – массовое заболевание людей. Учащиеся записывают это определение в тетрадях. Учитель приводит примеры известных в истории человечества эпидемий (например, чума в 6 веке и т.д.)

Какие способы передачи инфекций существуют?

Учащиеся пытаются самостоятельно назвать их: воздушно-капельный, через сырую воду и испорченную пищу, при несоблюдении правил личной гигиены. В случае затруднений включается Слайд 16 и его содержание переносится в тетради.

Учитель: А теперь подумайте, какие правила гигиены надо соблюдать, чтобы избежать заражения инфекционными заболеваниями?

Ученики: Необходимо поддерживать чистоту помещений, одежды и тела, посуды, пищи, соблюдать правила личной гигиены, правила хранения и обработки продуктов питания.

Учитель включает Слайд 17, и учащиеся видят, что ещё можно включить в этот список: ограничение контакта с больным, профилактические прививки, занятия спортом, закаливание организма.

При закреплении полученных знаний учащимся предлагается ответить на вопросы:

  1. Почему бактерии выделяют в отдельное царство?
  2. Назовите 2 способа питания бактерий с примерами.
  3. Как бактерии переносят неблагоприятные условия?
  4. Какие бактерии живут в почве и какое значение они имеют?
  5. Назовите способы профилактики инфекционных заболеваний, вызванных болезнетворными бактериями.

Или предлагается выполнить мини-тест по 5 вопросов каждому варианту: I – для сильных, II – для слабых. Тест представлен на Слайде 18.

В конце урока необходимо сформулировать выводы:

1. Бактерии - примитивные одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра.

2. Среди бактерий есть полезные (почвенные и молочнокислые) и вредные (бактерии гниения и болезнетворные).

Домашнее задание: §5, 6. В рабочих тетрадях: №21 ,22, 24, 25, 27, 28. Сообщения о болезнях, вызываемых болезнетворными бактериями (по желанию).