Тип урока: урок рефлексии.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Основные цели и задачи урока:
- закрепить представление о степени числа как краткой записи произведения одинаковых множителей;
- закрепить способность к нахождению в простейших случаях значения степеней с натуральными показателями;
- повторить и закрепить приемы устных и письменных вычислений, понятия простого и составного чисел;
- развивать логическое и пространственное мышление обучающихся.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент (1 мин.)
- Здравствуйте, ребята! Ребята, с чем мы познакомились на прошлом уроке? (Со степенью числа)
- Сегодня задача каждого из вас – разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется – доработать то, что еще не совсем получается.
Тема урока записана на доске (Слайд 1).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (15 мин.)
2.1. Устная фронтальная работа (по вариантам) (Слайд 2)
Работа на 4 варианта, на доске выписаны буквы, первый, кто справится с заданием, записывает ответ своего варианта под соответствующими буквами. После того, как все ответы записаны на доске, в тетрадях располагают числа в порядке возрастания и называют имя (Гольдбах) (Слайд 3).
- Посмотрите на числа, которые получили в ответе. Есть ли среди них те, которые можно записать в виде степени? (Да, 81=, 9=, 8=).
- Как еще называется вторая степень числа? (Квадрат числа)
- Что такое степень числа? (Произведение n множителей, каждый из которых равен a)
- Что показывает ? (Какой множитель взяли)
- Что показывает n? (Сколько таких множителей)
- Как называется ?? (Основание степени)
- Как называется n? (Показатель степени)
2.2. Фронтальная работа с классом (Слайд 4)
- Как записать короче это выражение? (С помощью степени)
- Каков порядок действий в выражениях со степенями?
- Записываем только ответы (Слайд 5)
3. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (10 мин.)
Учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях №731 под копировку. Далее они проверяют работу по готовому образцу, а копию сдают учителю. Верно решенные примеры отмечают “+”. Ошибки исправляются, выявляются и проговариваются их причины. Учащиеся оценивают свои работы (Слайд 6).
I вариант 1, 4, 7;
II вариант 2, 5, 8;
III вариант 3, 6, 9.
Образец решения для проверки (Слайд 7).
4. Включение в систему знаний и повторение (10 мин.)
Учащиеся, допустившие ошибки в самостоятельной работе, на данном этапе выполняют №793(1,2).
Остальные учащиеся решают №755 (Слайд 8, 9, 10), № 748 (Слайд 11).
5. Рефлексия деятельности (итог урока, 3 мин.)
- Что делали сегодня на уроке?
- Что вызывало затруднения?
- Над чем надо еще поработать?
- Как вы оцениваете свою работу?
Учащиеся на отрезке от 0 до 1 выставляют фигурку, изображающую понимание новой темы.
6. Домашнее задание (1 мин.) (Слайд 12)
№759, №766(2), по желанию №758.
Список литературы:
- Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. Часть 1. – М.: Изд-во “Ювента”, 2011.
- Математика. 5-6 классы. Методические материалы к учебникам Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон. – М.: Изд-во “Ювента”, 2011.
- Программа “Учусь учиться” курса математики для 5-6 классов средней школы/Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. – М.: Изд-во “Ювента”, 2011.