Урок русского языка по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


В целях повышения интереса к изучению русского языка, развития познавательной активности учащихся можно использовать такие формы проведения урока как путешествия, викторины, семинары и различные ролевые игры. В данной работе была использована форма урока-игры, которая протекала в сопровождении героев мультфильма “Маша и Медведь”.

Цель:

  • обобщить и систематизировать имеющиеся знания учащихся об имени существительном;
  • развивать мышление, речь, память, творческие способности учащихся;
  • воспитывать любовь к русскому языку

Оборудование:

  • экран;
  • проектор;
  • тексты;
  • кроссворд.

I Организационный момент:

  • определение темы урока;
  • постановка учебной задачи;
  • установка на конечный результат урока;

Учитель: К нам на урок пришли Маша и медведь. (Учитель заранее вывешивает на доску экран и включает презентацию, посвященную теме урока. Первый слайд – изображение героев мультфильма “Маша и медведь”.)

Презентация.

Учитель: Для определения темы урока необходимо разгадать кроссворд от Медведя. (На слайдах с заданиями изображен медведь, а на слайдах с ответами изображена Маша. На следующем слайде картинный кроссворд – слайд 4)

 Учитель: Дети, помогите Маше, назовите тему сегодняшнего урока.

Ученики: Существительное.

Учитель: Расскажите, что вы знаете о существительном.

Ученики: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Существительное изменяется по родам и числам.

Учитель: Нужно составить модель существительного. (Один ученик составляет модель имени существительного у доски. Составленная модель проверяется по слайду 6.)

II Работа по теме урока

Учитель: Дети, вам необходимо выбрать и написать имена существительные, представленные на экране. (Работа проводится в группах.)

(На экране отрывок из стихотворения Леонида Корнилова “Русская речь” Слайд 7.)

Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество – наш ученик.
Наш круг чтенья – земная орбита.
Наша Родина – русский язык.
Леонид Корнилов

(Группы оценивают свою работу.)

Учитель: Напишите в тетрадях, какое из однокоренных слов является существительным? (Слайд 8)

  • Весёлый – веселье, веселиться
  • Гора – горный, горка
  • Смешной – смех, смешить
  • Удалиться – далёкий, даль
  • Клёв – клевать, поклёванный

(Группы оценивают свою работу по результатам.)

Учитель: А теперь Маша объявляет физкультминутку. (Звучит песенка “Про следы” в исполнении Маши из мультфильма “Маша и медведь”. За это время выполняются физические упражнения.)

Учитель: Подберите синонимы к слову Россия. (Слайд 10)

Ученики: Отчизна, Отечество, Родина, страна. (Слайд 11)

Учитель: Да, это собственные существительные. С чем ассоциируется у вас слово Россия?

Ученики: леса, поля, луга, праздники, традиции и т.д. (На слайде 12 приведены картинки.)

Учитель: Приведённые вами примеры это имена собственные и нарицательные. Каждая страна имеет свои символы, такие как гимн, герб, флаг, столица – эти слова будут являться именами нарицательными. Столица нашей родины – Москва. Это название будет уже имя собственное. (Слайд 13)

Учитель: Из предложений, приведенных на экране, выберите и напишите имена существительные и определите род и число. (Слайд 14).

Бурые медведи водятся в Европе, Азии и Северной Америке. Эти животные – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу.

(Взаимопроверка)

III Закрепление материала.

Учитель: Медведь хочет проверить насколько вы усвоили имя существительное и решил провести тест. На ответ “да” ставьте нолик, на “нет” - оставляйте пустую клетку. Таблицу необходимо заполнять по рядам слева направо и сверху вниз. (Слайд 15)

     
     
     
     
     

 (На слайде 16 приведены вопросы от Медведя.)

Первый ряд:

1. Слово зелень существительное?

2. Москва – это собственное существительное?

3. Существительное обозначает предмет?

Второй ряд:

1. Медведь – нарицательное существительное?

2. Маша – отвечает на вопрос что?

3. Дедушка – существительное женского рода?

Третий ряд:

1. Очки – существительное во множественном числе?

2. Существительное отвечает на вопрос кто? и что?

3. Рыба – существительное в единственного числа?

Четвертый ряд:

1. Дверь – существительное мужского рода?

2. Время – существительное женского рода?

3. Имена собственные пишутся с большой буквы?

Пятый ряд:

1. Город – имя нарицательное?

2. Сад, садовый, садовник – однокоренные слова?

3. В слове русский пишется два с?

IV Итог урока.

Учитель: Дети, полученные результаты сверьте по таблице, приведенной на экране (Слайд 17). Посмотрите, за ваши успехи Медведь ставит вам “5”.

О О О
О    
О О О
    О
О О О

Учитель: Молодцы, хорошо поработали.