В целях повышения интереса к изучению русского языка, развития познавательной активности учащихся можно использовать такие формы проведения урока как путешествия, викторины, семинары и различные ролевые игры. В данной работе была использована форма урока-игры, которая протекала в сопровождении героев мультфильма “Маша и Медведь”.
Цель:
- обобщить и систематизировать имеющиеся знания учащихся об имени существительном;
- развивать мышление, речь, память, творческие способности учащихся;
- воспитывать любовь к русскому языку
Оборудование:
- экран;
- проектор;
- тексты;
- кроссворд.
I Организационный момент:
- определение темы урока;
- постановка учебной задачи;
- установка на конечный результат урока;
Учитель:
К нам на урок пришли Маша и медведь. (Учитель заранее вывешивает на доску экран и включает презентацию, посвященную теме урока. Первый слайд – изображение героев мультфильма “Маша и медведь”.)Учитель: Для определения темы урока необходимо разгадать кроссворд от Медведя. (На слайдах с заданиями изображен медведь, а на слайдах с ответами изображена Маша. На следующем слайде картинный кроссворд – слайд 4)
Учитель: Дети, помогите Маше, назовите тему сегодняшнего урока.
Ученики: Существительное.
Учитель: Расскажите, что вы знаете о существительном.
Ученики: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Существительное изменяется по родам и числам.
Учитель: Нужно составить модель существительного. (Один ученик составляет модель имени существительного у доски. Составленная модель проверяется по слайду 6.)
II Работа по теме урока
Учитель: Дети, вам необходимо выбрать и написать имена существительные, представленные на экране. (Работа проводится в группах.)
(На экране отрывок из стихотворения Леонида Корнилова “Русская речь” Слайд 7.)
Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество – наш ученик.
Наш круг чтенья – земная орбита.
Наша Родина – русский язык.
Леонид Корнилов
(Группы оценивают свою работу.)
Учитель: Напишите в тетрадях, какое из однокоренных слов является существительным? (Слайд 8)
- Весёлый – веселье, веселиться
- Гора – горный, горка
- Смешной – смех, смешить
- Удалиться – далёкий, даль
- Клёв – клевать, поклёванный
(Группы оценивают свою работу по результатам.)
Учитель: А теперь Маша объявляет физкультминутку. (Звучит песенка “Про следы” в исполнении Маши из мультфильма “Маша и медведь”. За это время выполняются физические упражнения.)
Учитель: Подберите синонимы к слову Россия. (Слайд 10)
Ученики: Отчизна, Отечество, Родина, страна. (Слайд 11)
Учитель: Да, это собственные существительные. С чем ассоциируется у вас слово Россия?
Ученики: леса, поля, луга, праздники, традиции и т.д. (На слайде 12 приведены картинки.)
Учитель: Приведённые вами примеры это имена собственные и нарицательные. Каждая страна имеет свои символы, такие как гимн, герб, флаг, столица – эти слова будут являться именами нарицательными. Столица нашей родины – Москва. Это название будет уже имя собственное. (Слайд 13)
Учитель: Из предложений, приведенных на экране, выберите и напишите имена существительные и определите род и число. (Слайд 14).
Бурые медведи водятся в Европе, Азии и Северной Америке. Эти животные – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу.
(Взаимопроверка)
III Закрепление материала.
Учитель: Медведь хочет проверить насколько вы усвоили имя существительное и решил провести тест. На ответ “да” ставьте нолик, на “нет” - оставляйте пустую клетку. Таблицу необходимо заполнять по рядам слева направо и сверху вниз. (Слайд 15)
(На слайде 16 приведены вопросы от Медведя.)
Первый ряд:
1. Слово зелень существительное?
2. Москва – это собственное существительное?
3. Существительное обозначает предмет?
Второй ряд:
1. Медведь – нарицательное существительное?
2. Маша – отвечает на вопрос что?
3. Дедушка – существительное женского рода?
Третий ряд:
1. Очки – существительное во множественном числе?
2. Существительное отвечает на вопрос кто? и что?
3. Рыба – существительное в единственного числа?
Четвертый ряд:
1. Дверь – существительное мужского рода?
2. Время – существительное женского рода?
3. Имена собственные пишутся с большой буквы?
Пятый ряд:
1. Город – имя нарицательное?
2. Сад, садовый, садовник – однокоренные слова?
3. В слове русский пишется два с?
IV Итог урока.
Учитель: Дети, полученные результаты сверьте по таблице, приведенной на экране (Слайд 17). Посмотрите, за ваши успехи Медведь ставит вам “5”.
О О О О О О О О О О О
Учитель: Молодцы, хорошо поработали.