Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:
"Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь".
Проектный метод входит в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что "вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее".
Для этого нам важно вспомнить основные цели современной системы образования, которые включают в себя
- интеллектуальное и нравственное развитие личности,
- формирование критического и творческого мышления,
- умения работать с информацией.
Цель Образовательной системы - формирование функционально грамотной личности.
Функционально грамотная личность
- это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Проще сказать, что функционально грамотная личность - это человек:
- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий:
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющий отвечать за свои решения;
- способный нести ответственность за себя, своих близких;
- обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
- для которого поиск решения в нестандартной ситуации - привычное явление;
- легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
- понимающий, что жизнь среди людей - это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование;
- хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;
- владеющий современными информационными технологиями;
- обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.
Компетентность обучающихся в области решения проблем
Под компетентностью в области решения проблем понимается "способность обучающегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях".
Общеучебные умения, необходимые для решения проблем
Под методом проектов понимается система обучения, при которой обучающийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий - проектов.
Метод проектов
- способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.Проектирование
- деятельность, под которой понимается "промысливание" того, что должно быть.Учебный проект
- это специально организованный педагогом и выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.Проект от лат. "projektus" означает буквально "выброшенный вперед". Французское слово "projet" переводится как "намерение, которое будет осуществлено в будущем".
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность обучающегося, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Основной целью использования метода проектов в обучении является возможность в овладении обучающимися коммуникативной компетенцией.
Для чего нам нужен метод проектов
Совокупность методов, используемых в проектной деятельности
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
И так, Проект - это шесть "П".
Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт - Презентация - "Портфолио".
Основные требования к учебному проекту
Требования к организации образовательных проектов
К организации образовательного проекта предъявляют следующие требования:
- проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания обучающихся;
- обучающиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность обучающихся должна иметь целесообразный характер;
- работа обучающихся должна быть осмысленной и активной;
- обучающиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;
- для взаимодействия обучающихся используется групповая форма работы.
Классификация проектов
Проекты достаточно разнообразны. В основу их классификации могут быть положены разные типологические признаки:
По характеру доминирующей деятельности в проекте:
- поисковый проект (поисковая деятельность);
- исследовательский проект;
- творческий проект;
- игровой проект (ролевая деятельность);
- прикладной (практико-ориентированный) проект;
- ознакомительно-ориентированный проект.
По предметно-содержательной области:
монопроекты: (осуществляемые в рамках одного предмета; работа над ним вполне
укладывается в классно-урочную систему);межпредметный проект (предполагает использование знаний, умений и навыков по двум и более дисциплинам,, чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности);
надпредметный проект (выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания учебных дисциплин, используется в качестве дополнения к учебной деятельности).
По характеру координации проекта:
По характеру контактов:
По количеству участников проекта:
По продолжительности проекта:
На разных этапах организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся педагог выступает в различных ролевых позициях:
- проектировщик: проектирует основные вехи проектно-исследовательской деятельности обучающихся до ее выполнения;
- фасилитатор-консультант, побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений, владеет способами задавать вопросы исследовательского типа, при этом создает атмосферу безопасного выражения обучающимися своего мнения;
- координатор, помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет процедурные функции (например, определение очередности высказываний).
- мастер
Координатор проекта
Однако следует заметить, что в любом случае, преподавателю, работающему с обучающимися в проектной форме, следует уйти с авторитарной позиции и выработать в себе следующие качества, необходимые для личностно-ориентированного общения и партнерского взаимодействия:
Координатор проекта должен обладать определенными качествами:
- Иметь хорошие организаторские способности;
- Быть методически грамотным;
- Владеть навыками межкультурного общения;
- Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с обучающимися;;
- Активно сотрудничать в проектной деятельности;
- Уметь работать с большими объемами информации;
- Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.
В своей педагогической деятельности я использую метод проектов не первый год. Организация проектной деятельности очень важная часть моей работы.
Организуя с обучающимися проектную творческую или исследовательскую деятельность, я предлагаю им темы по товароведению продовольственных товаров.
В работе с обучающимися на занятиях по дисциплине: Розничная продажа продовольственными товарами" и на факультативе "Профессионал" ведущими типами проектов являются творческие и исследовательские проекты.
Темы проектов:
- Ах, картошка!
- Без соли не проживешь
- Волшебные пузырьки или горькая правда о сладком лимонаде
- Все ли йогурты полезны?
- Какие соки полезнее для организма?
- Все о меде
- Все о чае
- Декоративная косметика и ее влияние на кожу
- Анализ ассортимента и рынка чая в городе Омске.
Разработала паспорта проектных работ, один из них я продемонстрирую и расскажу каким образом я разработала.
Паспорт проектной работы
1. Название проекта - Анализ ассортимента и рыка чая в городе Омске
2. Руководитель работы - Винокурова Н.А.. преподаватель спецдисциплин
3. Консультант проекта - Винокурова Н.А.. преподаватель спецдисциплин
4. Дисциплина\МДК\Профессиональный модуль, в рамках которых проводится работа по проекту - Розничная торговля продовольственными товарами, ПМ - Продажа продовольственных товаров
5. Дисциплины (смежные), близкие к теме проекта - Организация и технология розничной торговли
6. Состав проектной группы - обучающийся 3 курса группы №319 Весна Евгений
7. Тип проекта (исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой) - исследовательский
8. Цель проекта:
- расширить знания обучающихся об ассортименте и рынке чая;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся через исследовательскую и проектную деятельность;
- развить интерес к профессии;
- совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы.
9. Задачи проекта:
- расширить знания обучающихся о товароведной характеристике чая, истории возникновения чая, странах-производителях чая;
- сформировать общие компетенции у обучающихся (организация собственной деятельности, поиск необходимой информации, развитие коммуникативных способностей, работа в команде);
- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
- провести анкетирование покупателей.
10. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения):
- изучить ассортимент чая,
- выявить наиболее популярные марки чая,
- выявить частоту покупки и потребления чая,
- выявить места покупки чая омичами,
- выявить структуру предпочтений по фасовке чая.
11. Обеспечение проекта (техническое, программное, методическое и др.):
- техническое обеспечение проекта (ПК, принтер, сканер, проектор, Интернет, канцелярские принадлежности, СД и флеш - носители)
12. Аннотация (актуальность проекта, значимость, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание):
Чай - один из наиболее распространенных напитков у народов, населяющих нашу планету. В настоящее время вновь восстанавливается слава о чае, и учеными многих стран подтверждены противораковые свойства зеленого чая.
Высокий спрос на чай приводит к расширению географии распространения чайного растения и увеличению чаепроизводящих стран. В настоящее время производством чая занимаются более 20 стран мира.
Сегодня сложно себе представить, что чай был не всегда - популярность этого напитка остается высокой, несмотря на многие изменения, происходящие в современном динамичном обществе.
Чай не знает социальных различий - он любим и в великосветских салонах Петербурга, и в деревенской избе, топившейся по-черному, его пьют в трактирах Мещанской слободы и в фешенебельных ресторанах. Чаепитие - нечто большее, чем просто застольная традиция - это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства и гостеприимства. Перед нами встал вопрос, какие сорта чая предпочитают жители города Омска.
Личностная ориентация -
- это возможность сделать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
- это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
- это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер.
Воспитательный аспект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
13. Предполагаемые продукты проекта (ожидаемый результат):
- реферат и презентация по исследованию рынка чая в городе Омске,
- расширение ЗУН по ассортименту чая,
- развитие исследовательских способностей,
- способы маркетинговых исследований,
- формирование общих компетенций обучающихся.
14. График работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность, содержание работы, выход этапа):
1 этап - Подготовительный:
- выявление проблемы, определение целей и задач проекта,
- формирование проектной группы.
- обсуждение задания,
- совместная разработка плана выполнения проекта,
- определение источников информации,
- распределение обязанностей в группе,
- разработка практического применения проекта.
2 этап - Основной:
- изучение литературы по теме,
- сбор и уточнение информации, сбор данных в магазинах города Омска,
- обработка и анализ полученных данных,
3 этап - Заключительный:
- презентация проекта,
- участие на конференции, защита работы,
- рефлексия (анализ достижения цели и задач, оценка деятельности каждого члена проектной группы, анкетирование среди обучающихся "Что вам дал наш проект?").
В процессе проектной деятельности обучающиеся учатся самостоятельно работать с информационными источниками: находить нужную для проекта информацию, использовать ее в работе над проектом, учатся проявлять свои творческие способности, работают в мини-группах. Поэтому стало возможным в системе реализовывать проекты исследовательской направленности, где формируются у обучающихся общие компетенции.
Таким образом, учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, развития творческих способностей обучающихся, с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений.
Каждый проект - это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.