Диалоговая взаимопомощь на уроках математики в колледже

Разделы: Математика


Технология диалоговой взаимопомощи направлена на формирование у обучающихся культуры общения, коммуникативных умений и навыков, умений самостоятельно оценивать свою учебную деятельность и деятельность своих однокурсников, социальной и познавательной активности и др.

Накануне запуска технологии преподаватель раздает по одной карточке обучающимся, они записывают в свои рабочие тетради и дома выполняют задание этой одной карточки. До запуска технологии преподаватель должен проверить правильность выполнения карточек всеми учащимися (это условие обязательное).

Цели урока:

Образовательные: обобщение и систематизация знаний и умений по теме: "Тела и поверхности вращения".

Развивающие:

  • развитие познавательной активности, творческих способностей обучающихся;
  • развитие навыка монологической речи, общение в группах переменного состава;
  • развитие интеллектуальных умений: систематизация, обобщение, умение выделять главное;
  • развитие интеллектуальных умений: систематизация, обобщение, умение выделять главное;
  • развитие умений самостоятельно оценивать свою учебную деятельность и деятельность своих однокурсников;
  • развитие умений планирования, контроля своей деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание личностных качеств (инициативности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности);
  • формирование интереса к предмету.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Продолжительность урока: 1 пара.

План урока:

1. Организационный момент. (5 мин.)

2. Работа по технологии диалоговой взаимопомощи и взаимоконтроль. (65 мин.)

3. Контроль знаний и умений обучающихся по данной теме. (15 мин.)

4. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. (5 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Тема урока "Тела и поверхности вращения". Цель нашего урока - обобщить, систематизировать знания по теме "Тела и поверхности вращения".

Мне бы хотелось взять эпиграфом к нашему уроку высказывание А.И.Герцена.

Эпиграф:

"Новое надо создавать в поте лица, а старое само продолжает существовать, твердо держится на костылях привычки". А.И. Герцен.

2. Работа по технологии диалоговой взаимопомощи и взаимоконтроль

Проведение 2 этапа занятия делится на три части. Первая часть - естественное общение в сменных парах, вторая - взаимоконтроль, третья - защита оценки. Первый этап начинается с того, что обучающиеся в парах (посадка стандартная) обмениваются заданиями, объясняя, друг другу.

После обмена информацией в первой паре и взаимоконтроля начинается движение отдельных обучающихся в группе для организации следующих пар (рис.1). Пересадка и обучение друг друга происходит до тех пор, пока у первого варианта не перебывают все от второго до восьмого включительно. При каждой пересадке обучающиеся рассказывают карточку следующего варианта и оценивают друг друга по той карточке, которую они рассказывают.

Каждый из обучающихся в определенный момент должен быть и обучаемым и преподавателем. В функции обучающегося входит не только самому усвоить предлагаемый материал для изучения, но и помочь другим товарищам. Кроме того, обучающиеся помогают друг другу осуществлять взаимоконтроль после самоконтроля.

Рис. 1. Вариант движения обучающихся.

Варианты карточек для реализации технологии диалоговой взаимопомощи

Дидактическая карточка № 1

Объясните, что такое круговой цилиндр (образующая цилиндра, основания цилиндра боковая поверхность цилиндра)?

Нарисуйте сечения шара, проходящие через две заданные точки на его поверхности и имеющие самую маленькую и самую большую площадь.

Дидактическая карточка № 2

Что такое радиус цилиндра, высота цилиндра, ось цилиндра, осевое сечение цилиндра?

Нарисуйте развертку усеченного конуса.

Дидактическая карточка № 3

Что такое круговой конус, вершина конуса, образующая конуса, основание конуса, боковая поверхность конуса?

Нарисуйте фигуру, которая получается при вращении прямоугольного треугольника вокруг его гипотенузы.

Дидактическая карточка № 4

Что такое высота конуса, ось конуса, осевое сечение конуса?

Нарисуйте фигуру, которая получается при вращении треугольника вокруг оси, проходящей через его вершину.

Дидактическая карточка № 5

Что такое шар (шаровая поверхность или сфера)?

Вычислите радиус круга в сечении шара радиуса 5 см плоскостью, отстоящей на 3 см от его центра.

Дидактическая карточка № 6

Что такое радиус шара, диаметр шара? Какие точки шара называются диаметрально противоположными?

Найдите диагональ осевого сечения цилиндра, если радиус основания равен 4 м, высота 6 м.

Дидактическая карточка № 7

Какая плоскость называется касательной к шару? Какая прямая называется касательной к шару?

Найдите образующую конуса, если радиус основания конуса 6 м, высота 3 м.

Дидактическая карточка № 8

Какой конус называется прямым, усеченным?

Вычислите сторону куба, вписанного в шар радиуса R.

3. Контроль знаний и умений обучающихся по данной теме. (15 мин.)

Форма листка учета взаимоконтроля обучающихся

Ф.И.О. отвечающего № карточки Оценка Ф.И.О. проверяющего
       

После взаимоконтроля начинается защита оценки. Эта часть урока обязывает учащихся серьезно подходить к оценке знаний друг друга. На защиту вызываются не все учащиеся, а выборочно, но в журнале выставляется оценка того, кто защищал и тому, кто ее ставил, то есть проверяющему (если он завысил оценку, значит его знания не на уровне, он тоже получает оценку ниже).

4. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. (5 мин.)

Рефлексия оценочной деятельности

1. Мне было понятно...

2. Я запомнил...

3. Большие затруднения были при решении...