Основные цели урока:
развивать умение планировать свою
деятельность при выполнении заданий;
Оборудование: компьютер, проектор, экран,
Оборудование для фронтального эксперимента: катушки, металлические опилки, источники тока, ключи, сердечники, соединительные провода.
Оборудование для демонстрационного эксперимента: амперметр, провода, ключ, катушка, металлические предметы, реостат.
Демонстрационный материал:
План открытия нового знания:
- Провести эксперимент (или серию экспериментов).
- Проанализировать его результат.
- Сформулировать гипотезу.
- Сравнить полученную гипотезу с эталоном (учебником, справочником, слайдом).
Раздаточный материал:
1) таблицы для рефлексии деятельности учащихся
№ задания | + или - |
Задание 1 | |
Задание 2 | |
Задание 3 | |
Задание 4 |
2) цветные карточки (зеленый, желтый, красный);
3) карточки для работы в парах:
4) текст для рефлексии:
зеленый цвет - понял, могу объяснить другим;
желтый цвет – понял, но нужен тренинг,
красный цвет – нужна консультация.
5) лабораторное оборудование
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа:
1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок (Магнитное поле).
2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1.
На доске написан девиз:
“Я слушаю и забываю,
Я вижу и запоминаю,
Я делаю и понимаю”
Мати Ван Мейтс
Фронтальная форма работы.
- Здравствуйте ребята, рада всех вас видеть. Мы с вами продолжаем изучать интересную тему. Какую? (Магнитное поле)
- Почему так важна эта тема? (Потому что мы часто применяем это понятие в повседневной жизни)
- Что такое магнитное поле?
- Какими свойствами оно обладает?
- Вы хорошо работали на предыдущих уроках – и вот результат: вы уже много знаете о магнитном поле. Но все ли вам известно о нем? (Нет)
- Вы хотите узнать еще что-то интересное о магнитном поле? (Хотим)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель этапа.
- Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания (актуализировать знания и умения учащихся по теме “Магнитное поле”.)
- Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
- Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
- Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
- Организовать обобщение актуализированных способов действий.
- Мотивировать к выполнению индивидуального задания.
- Организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание.
- Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2.
Фронтальная и индивидуальная формы работы.
- С чего вы начнете работу? (С повторения)
Учитель демонстрирует рисунки с примерами магнитного поля прямого тока. Устная фронтальная работа.
- Что такое магнитные линии?
- Какими свойствами они обладают?
- Как определить направление магнитных линий?
- Слайды по определению направления магнитных линий (1, 2, 3, 4)
Решите задачу у себя в тетради.
Задача 1
- Изобразите магнитные линии прямого тока и укажите их направление. (Слайд 5)
Время выполнения задания 1 мин.
Задача решается самостоятельно, ответы проверяются по слайду .
Учащиеся делают отметку в личной карточке по рефлексии (задание №1).
- Чем вы воспользовались при решении задачи? (Правилом буравчика)
- Как оно формулируется?
- Как вы изобразили магнитные линии?
Класс проверяет правильность выполнения задания, сигнализируя цветом поднятой карточки (Зеленый - верно, красный – не верно)
- Какое следующее задание я вам предложу? (Задание с затруднением, пробное задание)
- С какой целью я предложу пробное задание? (Выполняя пробное задание, мы поймем, что мы не знаем, что нового будет сегодня на уроке)
Задача 2
(Слайд 6. На слайде изображены 2 катушки с током с разным числом витков).
- Изобразите магнитные линии катушек с током, определите их направление и сравните магнитные поля этих катушек.
Время выполнения задания 1 мин.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно изобразить магнитные линии катушки с током и определить их направление)
Если учащиеся решат задачу интуитивно и получат верный ответ, с ними фиксируется затруднение в обосновании верности своего ответа .
- Что будете делать дальше? (Нужно остановиться и подумать)
3. Выявление причины затруднения.
Цель этапа.
- Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).
- На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. (Выявить отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности).
Организация учебного процесса на этапе 3.
Фронтальная форма работы.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Изобразить магнитные линии катушек с током и определить их направление)
- Чем это задание отличается от предыдущего? (В первой задаче магнитное поле создается прямым током, а во второй – катушкой с током)
- Как вы решали задачу? (С использованием знакомого правила буравчика)
- Почему не справились с заданием? (Мы не знаем как правильно изображать магнитное поле катушки с током и определять его направление, не знаем, от чего оно зависит)
4. Проблемное объяснение нового знания.
- Организовать постановку цели урока.
- Организовать уточнение и согласование темы урока.
- Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному введению нового знания.
- Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.
- Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
- Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).
- Соотнесение нового знания с правилом в учебнике (“Эталонах”, справочнике, словаре и т.д.)
- Организовать фиксацию преодоления затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4.
- Итак, какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Научиться изображать магнитное поле катушки с током и определять его направление, изучить его свойства)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (“Магнитное поле катушки с током), Слайд 7.
Название темы фиксируется на доске.
- Запишите тему в тетрадь.
- Как вы можете достигнуть поставленной цели? (Использовать текст учебника. Использовать проектор и учебный диск. Провести эксперимент.).
Опыт 1. Проводит учитель.
Собрать цепь, состоящую из источника тока, ключа, катушки. При замыкании цепи металлические предметы притягиваются к катушке, то есть она становится магнитом.
Катушка с током называется соленоидом (“солен” - трубка).
Магнитное поле соленоида представляет собой замкнутые линии, параллельные внутри катушки, такое поле называется однородным. Зарисуйте получившуюся картину силовых линий магнитного поля катушки с током (обратите внимание на магнитное поле внутри катушки, чем линии отличаются от обычных линий магнитного поля.) Направление магнитных линий определяем по правилу правой руки.
Найдите текст правила в учебнике.
Правило правой руки: если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив четыре пальца по току в витках, то отставленный большой палец укажет направление магнитных линий внутри соленоида.
Фронтальная работа по слайду 9.
Я предлагаю вам сегодня провести эксперимент и попробовать самим исследовать магнитное поле катушки с током. Как вы думаете, от чего зависит магнитное поле катушки с током? (От силы тока, от числа витков, от наличия сердечника). Слайд 10.
Давайте проверим ваши гипотезы на опыте. Проведем фронтальный эксперимент.
1-я группа
- Соберите цепь, состоящую из последовательно соединенных источника тока, катушки с меньшим количеством витков, ключа.
- Пронаблюдайте магнитное действие катушки, поднеся ее к металлическим предметам (скрепкам).
- Проследите, как изменяется магнитное действие катушки при включении в цепь катушки с большим количеством витков.
- Сделайте вывод о результатах проведенного опыта.
2-я группа
- Соберите электрическую цепь из источника тока, реостата, ключа, амперметра и катушки, соединив их последовательно.
- Замкните цепь, магнитную стрелку поднесите к одной стороне катушки, а затем к другой стороне катушки, определите, таким образом, полюса катушки.
- Увеличивая силу тока в цепи с помощью реостата, наблюдайте за интенсивностью магнитных взаимодействий стрелки и катушки с током.
- Измените направление тока в катушке и снова определите полюса катушки.
- Ответьте на вопросы: “Как зависит магнитное действие катушки с током от силы тока?”, “От чего зависит расположение полюсов катушки?” и сделайте вывод.
3-я группа
- Составьте электрическую цепь из источника тока, ключа и катушки, соединив их последовательно.
- Поднесите к катушке мелкие металлические предметы (скрепки) и замкните электрическую цепь.
- Разомкните цепь, вставьте в катушку стальной сердечник и снова замкните цепь. 4.Сравните силу действия магнитного поля в этих ситуациях и сделайте вывод.
Работа в группах, после которой каждая группа выбирает представителей для защиты своей работы. Выводы, сделанные каждой группой, записываются в тетрадях.
- Как можно проверить правильность ваших выводов? (Сравниваем полученные выводы со слайдами сайта class-fizika.narod.ru)
Выводы 1-й группы: Слайд 11.
1.Магнитное действие катушки с током тем сильнее, чем больше число витков в ней.
(Выводы записываются в тетрадях и проговариваются)
Выводы 2-й группы:
1. При увеличении силы тока магнитное действие катушки усиливается, при уменьшении – ослабевает.
2. Расположение полюсов катушки зависит от направления тока в цепи.
Выводы 3-й группы:
1. Магнитное поле усиливается при внесении стального сердечника.
- По какому плану вы открыли новые знания? (Сформулировали гипотезу, провели эксперимент, проанализировали результат эксперимента, сделали вывод, сравнили полученный в результате эксперимента вывод с эталоном (со слайдами)).
Теперь вы сможете правильно выполнить пробное действие? (Да)
- Изобразите магнитные линии катушек с током, определите их направление и сравните поля этих катушек.
Время выполнения задания 1 мин.
Правильность выполнения задания проверяем по эталону на слайде 12.
Фиксируем новый способ действия в речи.
- Вы справились с поставленной задачей? (Да)
- Вы преодолели возникшее затруднение? (Да)
- Сделайте отметку в карточке по рефлексии (Задание №2)
- Эти выводы можно использовать только для данной задачи? (Нет, для всех задач, в которых говорится о магнитном поле катушки с током)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель этапа.
Организовать усвоение детьми выводов по свойствам магнитного поля катушки с током при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
Организация учебного процесса на этапе 5.
- Обобщите полученные новые знания (учащиеся подводят итоги по магнитному полю катушки с током).
Работа в парах (задания на слайдах 13,14, 15) (причем, одно из них проговаривает первый вариант, второй вариант пишет под диктовку и проверяет, другое проговаривает второй вариант, а первый пишет, последнее обсуждается и записывается вдвоем).
На решение 2-3 минуты. Полученный результат, проверяется по подробному образцу по соответствующим слайдам.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель этапа:
1) организовать самостоятельное выполнение задания на новый способ действия с взаимопроверкой;
2) организовать самооценку учащимися правильности выполнения задания в сравнении с эталоном и необходимой коррекцией ошибок.
Организация учебного процесса на этапе 6.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по сборнику тестов А.В. Чеботарева “Тесты по физике для 8 класса”, стр. 137, вариант 1 – нечетные номера, вариант 2 – четные, время работы 3 минуты.
Учащиеся решают задачи самостоятельно, а затем выполняют самопроверку по эталону для самопроверки (слайд 16).
Учащиеся делают пометку в карточке по рефлексии (задание № 4).
Далее идет обсуждение решения с выявлением причин ошибок.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель.
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия (исследование зависимости магнитного поля катушки с током от силы тока, числа витков в катушке и наличия сердечника).
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Организация учебного процесса на этапе 7.
- При каком условии катушка притягивает к себе металлические предметы, то есть становится магнитом? (Когда по ней течет ток).
- Как вы думаете, как можно назвать такую катушку с током? (Электромагнитом)
Многие ученые исследовали магнитное поле так же, как и вы. А для чего это делали? Наверно для того, чтобы заставить магнитное поле работать на благо человечества.
Как вы думаете, где можно использовать катушки с током?
Фронтальная работа со слайдами презентации (17-27).
1. Аппарат Морзе.
2. Электромагнитный подъемный кран.
3. Электромагнитный погрузчик.
4. Очистка крови.
5. Электромагнитный скоростной транспорт.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель.
- Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
- Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели.
- Организовать вербальную фиксацию шагов по достижению цели.
- По результатам анализа работы на уроке организовать фиксацию направлений будущей деятельности.
- Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
- Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 8.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какова была цель вашей деятельности?
- Вы достигли своей цели?
- Как вы открывали новое? (Учащиеся ссылаются на план Д-7)
- Как вы поясните девиз урока?
- Зачем нам нужно изучать магнитное поле катушки с током? (Это пригодится в повседневной жизни)
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Поднимите сигнальные карточки с оценкой своей работы, в соответствии со значением цвета карточки, которая указана в тексте (Р-4). Что вам поможет оценить свою работу на уроке? (Личная карточка рефлексии, которую мы заполняли в течение урока).
Учитель выставляет отметки за урок с учетом результатов самоанализа, отмеченных в карточках для рефлексии.
- Не все карточки зеленые, значит еще есть над чем поработать. Где вы можете потренироваться, чтобы закрепить или улучшить результаты вашей деятельности? (Дома)
- Запишите домашнее задание: параграф 58 учебника, задание 9. Используя полученные на уроке знания постарайтесь разобраться как работает электрический звонок и электромагнитное реле. До свидания, вы хорошо поработали: были активны и показали отличные результаты на самостоятельной работе.
Используемые сайты:
http://www.class-fizika.narod.ru/
http://www.fcior.edu.ru/
http://fipi.ru/
http://www.omc-sinergi.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://zavuch.info.ru/
http://physik.ucoz.ru/