Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. В Образовательной системе формирование ключевых компетенций называется выращиванием функционально грамотной личности - "личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений".
Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, нормализацию учебной нагрузки учащихся, её индивидуализацию.
Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал - задача сегодняшнего дня.
Проектная деятельность школьников - одно из направлений личностно ориентированного обучения.
Задача учителя в процессе личностно ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.
Для каждого ученика определяются 3 основные линии развития:
1. Зона актуального развития (знания, умения, содержание субъективного опыта, отношение к учению).
2. Зона ближайшего развития (способность к усвоению знаний с помощью взрослого).
3. Зона самореализации (активность, самостоятельность, самооценка, отношение к учению).
Базой комплекса личностно ориентированного обучения признаются задача, диалог, имитационная игра. Формами учебной деятельности школьников в данном обучении выступают групповая работа, учебная дискуссия, ролевая игра.
Как указано в Словаре иностранных слов, проект - замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа
Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентирует на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Термин "проектирование" определяется как деятельность, промысливание того, что должно быть.
Учебный проект - это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.
В современном понимании к проектам относятся строительство египетских пирамид, создание телепередачи, морская экспедиция, создание нового учебника, разработка нового оборудования, подготовка спектакля, полет на Луну и так далее.
Учителя нашей начальной школы работают над небольшими и большими проектами, которые позволяют научить детей добиваться поставленных целей в разумные сроки и с применением полученных знаний. В младшем школьном возрасте ещё рано говорить о самостоятельном проектировании, т.к. для детей это сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Поэтому в период обучения в начальной школе это система небольших проектных заданий, ориентированных на получение результата и предполагающих применение приобретенных в учебном процессе знаний. Очень важно, чтобы работа над этими мини-проектами стала традиционной. Кроме того, необходимо, чтобы работа была групповой с распределением ролей. Это позволяет включить в проектную деятельность общение - ведущий вид деятельности для учащихся начальных классов.
В рамках проекта может быть не только заявлена, но и апробирована личностная позиция ученика. Кроме того, с психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их исполнение. В настоящее время проектную деятельность можно рассматривать как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций.
Я начала использовать проектную деятельность на уроках окружающего мира. Очень интересная программа данного курса А.А. Плешакова предполагает, что дети, прочитав материал в разделе "для любознательных", захотят продолжить поиск новой информации по данной теме. Сначала это были индивидуальные проекты, а потом это стали проекты, созданные всем классом.
Как пример хочу привести проектную работу учащихся 3-го класса на уроках окружающего мира и во внеурочное время с родителями по теме "Лес - наш друг". Данная тема предполагает в течение нескольких уроков познакомить детей с особенностями экосистем леса, узнать о производителях, потребителях и разрушителях данных экосистем, показать круговорот веществ не только на огромной биосфере планеты, но и отдельно в каждом лесу. Этот материал оказался очень интересным для детей, и они сами предложили работу над проектом, который получил впоследствии название "Лес - наш друг".
Работа состояла из следующих этапов:
I этап | Весь класс разбился на 5 групп, причем формированием групп занимались сами ребята, учитывая дружеское расположение и симпатию. Затем каждая группа определила, над какой темой она будет работать. |
II этап | В каждой группе был выбран координатор, дети распределили роли. С помощью учителя был составлен план, по которому группа собирает информацию, были определены формы представления проекта. |
III этап | Самостоятельная работа групп:
|
IV этап | Защита проектов. Каждая группа представляла свою тему. Рассказ об особенностях данной темы сопровождался компьютерной презентацией, чтением стихов, демонстрацией подобранной дополнительной литературы, сценками и даже игрой на различных музыкальных инструментах. На защите присутствовали родители, учителя-предметники, дети из параллельных классов. |
Итог работы | Весь собранный материал был оформлен в
виде книги. Состоялось обсуждение итогов работы
со всеми участниками. Затем состоялась научно-практическая
конференция "АКАДЕМИИ ШКОЛЬНЫХ НАУК" "ЛЕС -
НАШ ДРУГ!" Ученики и родители оценили участие каждого при работе над проектом. Детям было предложено провести занятия по книге в детском саду |
Как положительные моменты работы над данным проектом можно отметить следующие:
- воспитание чувства любви и бережного отношения к природе;
- расширение кругозора учащихся и знаний об окружающем нас мире;
- воспитание навыков самостоятельности, чувства ответственности;
- выработка умений работать с дополнительной литературой, с ИКТ-ресурсами (интернет, компьютерная презентация, учебные цифровые образовательные ресурсы);
- воспитание умения выстраивать конструктивный диалог с товарищами, с учителями, с родителями;
- активное вовлечение родителей во внеурочную деятельность учащихся;
- поддержка интереса к проектной деятельности.
Виды проектов.
1. Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно - урочную систему.
2. Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
3. Надпредметный проект - вне предметный проект выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности. Носит характер исследования.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого учебного материала; и текущим - в этом случае на самообразование и проектную деятельность из учебного курса выносится часть содержания обучения.
Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. При планировании обучения на год учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут "вынесены на проектирование".
Далее нужно сформулировать 15-20 примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений педагогу необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу.
Условиями успешности проектной деятельности являются:
1. Чёткость и конкретность постановки цели проекта;
2. Определение планируемых результатов;
3. Констатация исходных данных.
Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценкой результатов проектирования.
Успехов вам, коллеги!