Цели урока: (Слайд 2)
Обучающие:
- обучать правильному употреблению фразеологизмов в речи
Научить:
- подбирать фразеологические синонимы и антонимы
- исправлять неточности во фразеологизмах
- подбирать фразеологизмы по определенной теме
- объяснять происхождение некоторых фразеологизмов.
Развивающие:
- развитие речи
- развитие мышления
Воспитывающие:
- воспитание чувства взаимопомощи
- воспитание дисциплины на уроке.
Оборудование: бумажные "островки", изображения животных, грибов, корзин, карточки со словами, бумажные кленовые листья, юмористические картинки фразеологизмов (возможен вариант с презентацией)
План урока
1. Организационный момент
2. Опрос
3. Городские ворота
4. Зоопарк
5. Город Мастеров
6. Лес синонимов и антонимов
7. Переправа
8. Музей
9. Портрет на память
10. Итог урока
Ход урока
Организационный момент.
Опрос по пройденной теме (Слайд 4-5)
- На прошлом уроке мы познакомились с фразеологизмами.
- Кто скажет, как называется наука, изучающая фразеологизмы? (Фразеология).
- Что такое фразеологизмы? (Это устойчивое неделимое выражение).
- Для чего они нужны в речи? (Они делают речь богаче, красивее, помогают украсить речь).
- Какие вы знаете фразеологизмы? (Примеры).
- Что они обозначают?
Теперь я вижу, что вы поняли, что такое фразеологизмы. Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по стране Фразеология. Путешествие будет увлекательным, работайте быстро, ловко, умело, чтобы комар носа не подточил.
Итак, не будем бить баклуши,
Вы засучите рукава.
Задание приготовьтесь слушать,
Чтоб не шла кругом голова. (Слайд 6)
- Как вы думаете, что обозначают эти фразеологизмы?
- Чем по отношению друг к другу являются бить баклуши и засучить рукава? (Антонимами)
Городские ворота.
Перед вами карта нашего путешествия. (Слайд 3) На ней есть различные островки. Чтобы успешно продвигаться по ним, нам нужно хорошо выполнять задания.
Итак, мы оказались у Городских ворот, возле которых стоит стража и не пускает без пароля. Но выход есть. Перед нами стихотворение. Вставьте пропущенные фразеологизмы, пользуясь подсказками в таблице.
- Когда от забот________,
- То лучше прогуляться с другом.
- Пройдет он ________,
- У________не будет________,
- Он _______даже_______,
- Что только _______,
- Да, вас ________...
- Но ______такого друга________.
Ответы:
1. голова идет кругом
2. сквозь огонь и воду
3. у моря ждать погоды
4. не покажет вида
5. проглотил обиду
6. водой не разольешь
7. днем с огнем не найдешь (Слайд 7)
- Что обозначают эти фразеологизмы?
- Какую гласную напишете в слове "голова"? Почему?
- Что напишете на конце "разольешь", "найдешь"? Почему?
Зоопарк (Слайд 8-9)
Правильно, это препятствие преодолели. И мы попадаем в зоопарк. Вы знаете, что такое зоопарк? Но наш зоопарк необыкновенный, а фразеологический. Да, вот беда: убежали все животные. Наша задача - поймать и вернуть их на место.
- Пишет как_________лапой.
- Делить шкуру не убитого _______.
- ______носа не подточит.
- Не все______масленица.
- Денег______не клюют.
(Из представленных на доске картинок животных выбрать нужную).
- Какие вы знаете фразеологизмы со словом "кошка"? (на сердце кошки скребут, знает кошка, чье сало съела).
- А когда так говорят?
- Как пишется слово "сердце"? Почему слово волшебное?
(потому что здесь 6 букв и 5 звуков, д - непроизносимый согласный)
Город мастеров (Слайд 10)
Шли-шли и добрались до города мастеров. Все кругом стучит, звучит, свои слова говорит. Слова не простые, а профессионализмы. Что это такое?
(Профессионализмы - это слова, употребляющиеся в определенной профессии).
Вот и наши мастера употребляют такие фразеологизмы. Хотя теперь они стали общеупотребительными. Мало кто знает, откуда они пришли. Давайте отгадаем. Соедините фразеологизм стрелочкой с той профессией, откуда он пришел?
Заварить кашу парикмахер Играть первую скрипку шофер Стричь под одну гребенку портной Шито белыми нитками кузнец Между молотом и наковальней артист Завестись с полуоборота повар
- Молодцы! Теперь мастера будут нам благодарны. Нужно помогать людям.
- Составьте с этими фразеологизмами предложения. Примеры.
- Каким членом предложения являются фразеологизмы? (Они всегда являются одним членом предложения).
Лес синонимов и антонимов.
Помогли одним, теперь давайте поможем другим. Впереди - лес антонимов и синонимов. Дремучий лес, и была в нем сильная буря. Деревья вывернуло с корнем. (Раздаются бумажные кленовые листья, с написанными на них фразеологическими антонимами.)
Ваша задача - найти антонимы, соединив кленовые листочки. (Слайд 11)
- Что такое антонимы? (Антонимы - это слова с противоположными значениями.)
Найдите антонимы, и дерево оживет.
кричать вовсе горло денег куры не клюют рукой подать набрать в рот воды ни гроша за душой черепашьим шагом наговорил с три короба язык проглотил бежать во все лопатки за тридевять земель
- А что такое синонимы? (Синонимы - это слова, одинаковые по смыслу, но различающиеся оттенком лексического значения.) (Слайд 12)
Перед нами две корзины с надписями "мало", "быстро". Из развешанных на доске грибов нужно выбрать фразеологические синонимы и разложить в корзины.
Раз-два и обчелся во весь опор Всего ничего со всех ног Кот наплакал во весь дух По пальцам можно пересчитать на всех парах С гулькин нос сломя голову
Переправа (Слайд 13)
Добрались до переправы. Вода быстрая, шумная. Того гляди замочит, если не исправим быстро предложения. Если исправим их, то построим мостик.
1. Он никогда не откладывал дела в длинный (долгий) ящик.
2. Он начал рассуждать, и заигрался (заблудился) в трех соснах.
3. В общении с другими людьми большое значение (большую роль) играет ваше умение вести беседу.
- В чем ошибки? Когда так говорят?
Музей (Слайд 14)
Правильно. В каждой стране есть музей. И наша предпоследняя остановка - музей. Как вы знаете, многие фразеологизмы пришли из разных источников: из профессий, мифов, легенд, художественных произведений. Давайте узнаем, что же они обозначали раньше. (Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о следующих фразеологизмах).
- кричать во всю Ивановскую (Ивановская - площадь на территории Московского Кремля. Свое название она получила от находящейся на ней колокольни Ивана Великого - самого высокого сооружения старой Москвы.
В XVI-XVII веках на этой площади были расположены центральные правительственные учреждения России, которые назывались приказами. Их можно сравнить с современными министерствами.
Тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения, ни Интернета - того, что сейчас называется средствами массовой информации. Новости просто объявлялись вслух собравшейся толпе. Основную информацию люди могли получить на Ивановской площади, на которой специальные глашатаи зычными голосами читали народу правительственные указы и приказные постановления. В переносном смысле оно означает: "очень громко кричать" или попросту "орать во все горло".
- отложить дела в долгий ящик
Есть предположение, будто это словосочетание, означающее "дать делу длительную отсрочку", "надолго задержать его решение", возникло еще в Московской Руси, триста лет назад.
Царь Алексей, отец Петра I, приказал в селе Коломенском перед своим дворцом установить длинный ящик, куда всякий мог бы опустить свою жалобу. Жалобы опускались, но дождаться решений было очень не легко; часто до того проходили месяцы и годы. Народ переименовал этот "длинный" ящик в "долгий".
- лебединая песня
Впервые встречается в одной из басен легендарного баснописца Древней Греции Эзопа (VI век до н. э.): "Говорят, что лебеди поют перед смертью". Поэт имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти непевчие, "молчащие" птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно красиво.
- вавилонское столпотворение
Вавилон - древний город на реке Евфрате в Азии, на территории нынешнего Ирака. По библейском легенде, жители Вавилона задумали возвести башню высотой "до неба", чтобы обессмертить свои имена, и приступили к "столпотворению", то есть к постройке столпа - башни.
Бог возмутился такой дерзостью и повелел ангелам "смешать их язык". Вавилоняне, о того понимавшие друг друга, заговорили внезапно на различных языках; началась страшная неразбериха, и строительство башни сорвалось. Вполне понятно, что слова "вавилонское столпотворение" стали обозначением всякой бестолковой сутолоки и беспорядка.
- вычистить авгиевы конюшни
Жил-был в стране Элиде царь Авгий, страстный любитель лошадей: три тысячи коней ржали в его конюшнях. Однако стойла, в которых содержались лошади, никто не чистил в течение тридцати лет, и они по самую кровлю заросли навозом.
По счастью, на службу к царю Авгию поступил сказочный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, что не под силу было сделать никому другому.
Геракл был столь же хитроумен, сколь и могуч. Он отвел в ворота конюшен русло реки Алфея, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь.
Греки причислили этот поступок к самым славным подвигам Геракла и воспели наряду с другими его одиннадцатью подвигами а выражение "авгиевы конюшни" стали применять ко всему запущенному, загрязненному до последнего предела и вообще для обозначения большого беспорядка.
(Слайд 15)
- А что называется крылатым выражением? Приведите примеры. (Устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности.
А Васька слушает да ест; а воз и ныне там)
- Откуда взяты данные примеры? (Из басен И.А.Крылова. Учёные дали название таким фразам по фамилии известного русского баснописца)
Мастерская художника: Портрет на память.
Вот и подходит к концу наше путешествие. Но у людей от каждого события остается память. Вот и нам на память художник оставил "портреты фразеологизмов". Попробуем их отгадать. (Дети отгадывают фразеологизмы и составляют с ними предложения).
1. Как с гуся вода (Слайд 16)
2. Отложить дела в долгий ящик (Слайд 16)
3. Подложить свинью (Слайд 17)
4. Сбоку припёка (Слайд 17)
5. Скатертью дорога (Слайд 18)
6. Сквозь землю провалиться (Слайд 18)
7. Внести свою лепту (Слайд 19)
8. Пускать пыль в глаза (Слайд 19)
9. Пуп земли (Слайд 20)
10. Глаза разбегаются (Слайд 20)
Итог урока.
Итак, я надеюсь, что вам понравилось наше путешествие. И теперь вы будете использовать фразеологизмы в своей речи, чтобы сделать ее богатой, красивой и правильной.
Домашнее задание: (Слайд 21)
- Повторить раздел "Лексика"
- Нарисовать "портрет" фразеологизма
- Использовать в своей речи фразеологизмы для её красоты и выразительности
Литература (Слайд 22)
- Е. А. Полежаева. Обучение с увлечением. Дидактические материалы к урокам русского языка в 6 классе. (Серия "Школа радости") - Ростов на / Д: изд-во "Феникс", 2003.- 384с.
- Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. - М.: "Просвещение", 2002.
- Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. Крылатые выражения.
- В.П.Жуков, А.П. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.
- В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Новое знание, 2000. - 256 с.
- http://frazbook.ru/
- http://www.otrezal.ru/