Преемственность в системе народного образования - это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Н. К. Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: "Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...".
Дошкольное воспитание - первое звено единой системы народного образования.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Выделяю 2 аспекта психологической готовности:
Личностная (мотивационная)
Внутренняя позиция школьника. Первоначально привлекают внешние атрибуты школьной жизни. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. Отношение близких взрослых к учению, как к важной деятельности.
Отношение к учителю. Должно сложиться внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым (по М.И. Лисиной). Классно-урочная система предполагает специфические отношения с другими детьми (кооперативно-соревновательное общение со сверстниками).
Отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам, поведению. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях. Развитие сферы произвольности проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу.
Интеллектуальная связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка:
- меняется место ребенка в системе общественных отношений;
- переход к новому образу жизни и условиям деятельности;
- переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками;
- меняется фактор места, т.е. социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.
Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок не просто переходит из детского сада в школу, а в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью:
- позиция школьника субъективно важна для ребенка тем, что она меняет его самооценку - он школьник;
- изменение позиции поможет ребенку быстро принять требования учителя. Эти требования он воспринимает как неизбежные и старается как можно скорее разобраться в правилах поведения;
- между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений;
- взаимоотношения со сверстниками теперь тоже существенно отличаются от тех, которые складывались в группе детского сада;
- по своему содержанию и по организации основная ведущая деятельность школьника - учебная, она отличается от игровой;
- совершенно необходимо школьнику тот комплекс качеств, который образует умение учиться.
В наше дошкольном учреждение ГБОУ детский сад комбинированного вида № 527 ВАО ведётся большая работа по преемственности детского сада и школы - это не только экскурсии и занятия, но и совместные спектакли, праздники, соревнования, КВН и многое другое. Воспитатели, учителя и специалисты обмениваются своим опытом работы, всё делается для того чтобы ребенок, будущий первоклассник легко адаптировался к школе.
Н.К. Крупской подчеркивала, что начальная и средняя школа - это тесно связанные между собой "звенья общего развития", их объединяет единая цель - формирование растущего человека.
Предлагаю вашему вниманию занятия в подготовительной группе, где могут участвуют дети не только детского сада подготовительной группы, но школьники 1-го класса
Интегрированное занятие "Город чувств"
Цель: Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей, дать основы самоанализа, саморегуляции закрепить знания об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), развивать творческие способности, познавательный интерес.
Материал: картина с летним пейзажем, замок Тридевятого царства, морская раковина, поднос, зубочистки, с наколотыми на них кусочками овощей и фруктов; игрушечный зайка, мыло, бабочки; объемные геометрические формы; музыкальные инструменты; аудиозапись спокойной музыки.
Ход путешествия
Здравствуйте ребята! Мы в аэропорту Тридевятого царства. И сейчас полетим на ковре самолете в сказочную страну, в которой находится город Чувств. Скажите, какие чувства есть у человека? (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Правильно. В сказочной стране правит королева Эмоция. Её верные подданные - чувства - в трудных ситуациях всегда приходят на помощь жителям этой страны. Итак, садитесь на ковер, и в путь! (Звучит музыка) Вот мы и в городе Чувств, а перед нами дом, в котором живет Зрение.
Видишь - солнечное лето,
На цветочке стрекоза...
А рассматривать предметы
Помогают нам... глаза
(Показываю картинку с летним пейзажем) Посмотрите на картину и найдите предметы, похожие на геометрические фигуры (квадрат, треугольник, овал). Летим в гости к Слуху.
Не гремите, тише-тише
Пожалейте ушки!
И тогда в тиши услышишь
Моря шум в ракушке.
(Дети по очереди прикладывают к уху большую морскую раковину) Что вы услышали? (Море, шум прибоя) Расскажите, что вы представляли, слушая морскую раковину (ответы детей)
А теперь отправляемся дальше.
Игра "Узнай какой это инструмент" (ребенок должен узнать какой звучит инструмент)
Физкультминутка:
Вот ковер - самолет
Надо мною летает, (дети имитируют полет самолета)
В сказки попадает!
Подставлю я ладошку, (показывают ладошки)
Отдохни немножко!
Расскажи, где ты бывал, (поднимают плечи, удивляются)
Что на свете повидал?
Но молчит он мне в ответ, (приседают и поднимаются)
Времени, наверно, нет.
Ведь летать - его работа, (вращение рук)
А болтать ему неохота.
А теперь давайте отправимся в гости к Обонянию.
Запах супа из кастрюли
Так щекочет нос!
Аромат цветов в июле
Ветер нам принес.
(Дети с завязанными глазами угадывают запахи...)
Теперь поспешим к Осязанию.
Правда, зайка, очень милый?
Мягкий - мягкий, вот погладь!
Не такой, как это мыло,
Что из рук скользит опять!
Игра "Чудесный мешочек" (дети на ощупь угадывают объемные геометрические фигуры)
Следующая остановка - у дома в котором живет Вкус, но дорога к нему не простая, нужно собрать большой куб (тактильный).
Лимон кислее, чем арбуз -
Ты это понял
И сладкий вкус, и кислый вкус
Распробует язык.
(Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки фруктов и овощей, определяют их. В случае затруднения психолог дает подсказки - загадки).
Давайте вспомним, какие чувства живут в волшебной стране? (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) Жители города Чувств дарят вам на память волшебных бабочек, но бабочки белые. Давайте их раскрасим. Закройте глаза и прислушайтесь к себе. Какое у вас сейчас настроение? Выберите тот цвет, на который похоже ваше настроение и раскрасьте бабочку (приклеиваем бабочек к волшебному цветку) Посмотрите какие красивые получились бабочки! Пора нам возвращаться в детский сад, садитесь на волшебный ковер - самолет и в путь! (Звучит музыка). Вот мы и в детском саду.
Понравилось вам в сказочной стране?
Давайте возьмемся за руки и скажем: "До скорой встречи!"