Цель: обучение составлению описательного рассказа.
Задачи:
- Коррекционные:
- учить координировать речь с движениями;
- развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру;
- развивать общую и мелкую моторику.
- Образовательные:
- развивать навыки словообразования;
- развивать навыки связной речи.
- Развивающие:
- расширять и активизировать словарь;
- развивать самоконтроль за речью.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: мультимедийная установка (презентация для детей), магнитная доска и магниты, маркер, картинки с изображениями эмоциональных состояний, схемы для составления плана рассказа, ароматическая лампа, эфирное масло мяты и эвкалипта.
Перечень формируемых универсальных учебных действий
Личностные:
– развитие интереса к предстоящей
деятельности, формирование мотивации;
– проявление инициативы, самостоятельности;
– выполнение действий по словесной инструкции;
– формирование умения работать по правилу и по
образцу;
– формирование позитивного отношения к себе и к
окружающему миру.
Регулятивные:
– выполнение действий схематизации и
моделирования;
– оценка деятельности сверстников;
– самооценка собственной деятельности.
Познавательные:
– способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Коммуникативные:
– умение вести диалог в соответствии с
требованиями речевого этикета;
– умение составлять описательный рассказ.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Ребята, как настроение? Сегодня утром вы
здоровались друг с другом? Как?
– Привет!
– Ребята, а как можно поздороваться со
взрослыми людьми?
– Доброе утро! Здравствуйте! Приветствую Вас!
II. Мотивационно-ориентировочный этап
– Ребята, сегодня к нам в гости прилетел
инопланетянин. И он даже не знает, как с нами
поздороваться. Представляете? Он не знает, как
устроен земной человек. Не знает, что есть дети и
взрослые. Просит нас помочь ему разобраться.
Поможем?
– Конечно.
III. Поисковый этап:
– Ребята, чтобы понятно рассказать нашему
гостю о земном человеке, что мы должны сделать?
– Вспомнить, узнать, как устроено наше тело.
– С чего начнем?
– Рассмотрим себя и других.
– Давайте так и сделаем, отправимся в
путешествие по нашему телу. А для этого нам нужен
…? Что?
– План путешествия!!!
– И правда, чтобы ничего не забыть, нужен план.
Кто самый смелый? Дима, ты поможешь составить
план?
– Да, я охотно помогу.
– А вы, ребята?
– Мы тоже хотим!
– Очень хорошо, тогда Дима будет нашим
трафаретом, то есть мы его обведем. При этом будем
называть ту часть тела, к которой прикасаемся.
(Один ребенок ложится на лист ватмана, остальные
дети по очереди рисуют его контур)
– Вот, как у нас получилось. Вам нравится? Идите
ближе, садитесь удобнее. Рассмотрим
внимательнее, что же еще добавить к нашему плану.
(Учитель-логопед обращает внимание детей на
контур головы.)
– Ребята, мы назвали все части тела. А здесь что у
нас?
– Лицо.
– Ребята, что умеют делать наши лица?
– Улыбаться.
– Конечно, и не только улыбаться. На наших лицах
можно прочитать различные эмоции. Какие вы
знаете?
– Радость, грусть, удивление, испуг, восторг,
восхищение, злоба.
– Очень хорошо, давайте представим, что
летом выпал снег. Что кто-то заболел, а вскоре
выздоровел. Что кто-то сломал вашу любимую
игрушку. Что вам подарили долгожданный подарок. (Дети
изображают различные эмоциональные состояния).
Мимическая гимнастика.
– Что на лице?
– Глаза.
– Точно, а что человек делает глазами?
– Смотрит, видит, глядит, моргает.
– Ребята, когда наши глаза долго-долго
что-то рассматривают, они очень устают,
напрягаются. Что нужно делать?
– Давать им отдых.
– Конечно, скоро вы пойдете в школу. Ваши глаза
будут много трудиться, и чтобы сохранить зрение,
нужно уметь снять напряжение с глаз. (Гимнастика
для глаз.)
– Что дальше на лице человека?
– Нос.
– Да, что же человек делает носом?
– Дышит, вдыхает, нюхает, выдыхает.
– Давайте вспомним наши дыхательные упражнения.
Вдох через рот, а выдох через рот. (Дыхательная
гимнастика.)
– Что еще мы не нарисовали?
– Уши.
– Замечательно, все правильно. Зачем людям уши?
– Слушать.
– Конечно, вы знаете, ребята, на ушных
раковинах множество точек, которые отвечают за
работу различных внутренних органов. Если эти
точки массажировать, то можно влиять на работу
наших органов. Аурикулярный массаж.
– Ребята, вот мы с вами все вспомнили о строении
человека, давайте еще раз повторим, но уже с
движениями. (Динамическая пауза.)
– Ребята, уже можно готовить рассказ для нашего
гостя. Только как же нам успеть рассказать обо
всем?
– Можно разделиться на команды и составить
план.
– Отличная идея. Одна команда расскажет
инопланетянину об органах зрения человека,
вторая – об органах слуха, а третья – о
дыхательной системе.
– А с чего мы начнем наш рассказ?
– Придумаем название.
– Проходите к столам, там вы найдете схемы для
составления плана рассказа. Минут 5 вам хватит на
подготовку?
– Хватит!
– Тогда – за дело!
IV. Практический этап
(Дети делятся на три команды, используя
графические схемы, составляют план рассказа, при
этом встречают совершенно новую информацию о
внутреннем строении органов, изучают ее при
помощи логопеда или самостоятельно, выбирают
выступающего)
– Ребята, вы готовы рассказать о строении
человека инопланетянину? Какая команда первая?
(Рассказы детей)
– Ребята, наш гость посылает нам ответный сигнал.
Давайте посмотрим, послушаем и понюхаем.
Элементы музыкотерапии, ароматерапии,
хромотерапии.
V. Рефлексивно-оценочный этап
– Ребята, догадались, почему такие сигналы нам
были посланы?
– Да, потому что мы рассказывали про слух,
зрение и дыхание.
– Точно, так и есть. Значит, инопланетянину
понравились ваши рассказы, и ему все понятно о
строении человека.
– Ребята, чтобы быть успешным человеком, умным и
красивым, что нужно беречь с самого детства?
– Смотрите на экран, там подсказка! (Зубы, дом,
облако, рука, облако, виноград, Ь, енот)
– ЗДОРОВЬЕ.
– Конечно. Все правильно и верно! Вот и
закончилось путешествие по нашему телу.
Посмотрите на экран, что вы видите? (Я МОЛОДЕЦ!)
Ребята, скажите, почему каждый из вас сегодня
молодец! (Дети оценивают себя)
– Я молодец, потому что…
– Я не молодец, потому что…
Список использованной литературы
- Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга для логопеда. / И. Г. Выготская, Е. Л, Пеллингер, Л. П. Успенская. – М. : Просвещение, 1993. – 223 с.
- Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. – Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. – 208 с.
- Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с.
- Оздоровительные и реабилитационные мероприятия в учреждениях системы образования на основе применения аромамасел: Методические рекомендации. – Новокузнецк, 2003. – 40 с.
- Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
- Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
- Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.