Непосредственно образовательная деятельность логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


Цель: обучение составлению описательного рассказа.

Задачи:

  • Коррекционные:
    • учить координировать речь с движениями;
    • развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру;
    • развивать общую и мелкую моторику.
  • Образовательные:
    • развивать навыки словообразования;
    • развивать навыки связной речи.
  • Развивающие:
    • расширять и активизировать словарь;
    • развивать самоконтроль за речью.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
    • воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: мультимедийная установка (презентация для детей), магнитная доска и магниты, маркер, картинки с изображениями эмоциональных состояний, схемы для составления плана рассказа, ароматическая лампа, эфирное масло мяты и эвкалипта.

Перечень формируемых универсальных учебных действий

Личностные:

– развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации;
– проявление инициативы, самостоятельности;
– выполнение действий по словесной инструкции;
– формирование умения работать по правилу и по образцу;
– формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Регулятивные:

– выполнение действий схематизации и моделирования;
– оценка деятельности сверстников;
– самооценка собственной деятельности.

Познавательные:

– способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Коммуникативные:

– умение вести диалог в соответствии с требованиями речевого этикета;
– умение составлять описательный рассказ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Ребята, как настроение? Сегодня утром вы здоровались друг с другом? Как?
– Привет!
Ребята, а как можно поздороваться со взрослыми людьми?
– Доброе утро! Здравствуйте! Приветствую Вас!

II. Мотивационно-ориентировочный этап

– Ребята, сегодня к нам в гости прилетел инопланетянин. И он даже не знает, как с нами поздороваться. Представляете? Он не знает, как устроен земной человек. Не знает, что есть дети и взрослые. Просит нас помочь ему разобраться. Поможем?
– Конечно.

III. Поисковый этап:

– Ребята, чтобы понятно рассказать нашему гостю о земном человеке, что мы должны сделать?
– Вспомнить, узнать, как устроено наше тело.
С чего начнем?
Рассмотрим себя и других.
– Давайте так и сделаем, отправимся в путешествие по нашему телу. А для этого нам нужен …? Что?
– План путешествия!!!
– И правда, чтобы ничего не забыть, нужен план. Кто самый смелый? Дима, ты поможешь составить план?
– Да, я охотно помогу.
– А вы, ребята?
– Мы тоже хотим!
– Очень хорошо, тогда Дима будет нашим трафаретом, то есть мы его обведем. При этом будем называть ту часть тела, к которой прикасаемся. (Один ребенок ложится на лист ватмана, остальные дети по очереди рисуют его контур)
– Вот, как у нас получилось. Вам нравится? Идите ближе, садитесь удобнее. Рассмотрим внимательнее, что же еще добавить к нашему плану. (Учитель-логопед обращает внимание детей на контур головы.)
– Ребята, мы назвали все части тела. А здесь что у нас?
– Лицо.
– Ребята, что умеют делать наши лица?
– Улыбаться.
– Конечно, и не только улыбаться. На наших лицах можно прочитать различные эмоции. Какие вы знаете?
– Радость, грусть, удивление, испуг, восторг, восхищение, злоба.
Очень хорошо, давайте представим, что летом выпал снег. Что кто-то заболел, а вскоре выздоровел. Что кто-то сломал вашу любимую игрушку. Что вам подарили долгожданный подарок. (Дети изображают различные эмоциональные состояния). Мимическая гимнастика.
– Что на лице?
– Глаза.
Точно, а что человек делает глазами?
– Смотрит, видит, глядит, моргает.
Ребята, когда наши глаза долго-долго что-то рассматривают, они очень устают, напрягаются. Что нужно делать?
– Давать им отдых.
– Конечно, скоро вы пойдете в школу. Ваши глаза будут много трудиться, и чтобы сохранить зрение, нужно уметь снять напряжение с глаз. (Гимнастика для глаз.)
– Что дальше на лице человека?
– Нос.
– Да, что же человек делает носом?
– Дышит, вдыхает, нюхает, выдыхает.
– Давайте вспомним наши дыхательные упражнения. Вдох через рот, а выдох через рот. (Дыхательная гимнастика.)
– Что еще мы не нарисовали?
– Уши.
– Замечательно, все правильно. Зачем людям уши?
– Слушать.
Конечно, вы знаете, ребята, на ушных раковинах множество точек, которые отвечают за работу различных внутренних органов. Если эти точки массажировать, то можно влиять на работу наших органов. Аурикулярный массаж.
– Ребята, вот мы с вами все вспомнили о строении человека, давайте еще раз повторим, но уже с движениями. (Динамическая пауза.)
– Ребята, уже можно готовить рассказ для нашего гостя. Только как же нам успеть рассказать обо всем?
– Можно разделиться на команды и составить план.
– Отличная идея. Одна команда расскажет инопланетянину об органах зрения человека, вторая – об органах слуха, а третья – о дыхательной системе.
– А с чего мы начнем наш рассказ?
– Придумаем название.
– Проходите к столам, там вы найдете схемы для составления плана рассказа. Минут 5 вам хватит на подготовку?
– Хватит!
– Тогда – за дело!

IV. Практический этап

(Дети делятся на три команды, используя графические схемы, составляют план рассказа, при этом встречают совершенно новую информацию о внутреннем строении органов, изучают ее при помощи логопеда или самостоятельно, выбирают выступающего)
– Ребята, вы готовы рассказать о строении человека инопланетянину? Какая команда первая?
(Рассказы детей)
– Ребята, наш гость посылает нам ответный сигнал. Давайте посмотрим, послушаем и понюхаем. Элементы музыкотерапии, ароматерапии, хромотерапии.

V. Рефлексивно-оценочный этап

– Ребята, догадались, почему такие сигналы нам были посланы?
– Да, потому что мы рассказывали про слух, зрение и дыхание.
– Точно, так и есть. Значит, инопланетянину понравились ваши рассказы, и ему все понятно о строении человека.
– Ребята, чтобы быть успешным человеком, умным и красивым, что нужно беречь с самого детства?
– Смотрите на экран, там подсказка! (Зубы, дом, облако, рука, облако, виноград, Ь, енот)
ЗДОРОВЬЕ.
– Конечно. Все правильно и верно! Вот и закончилось путешествие по нашему телу. Посмотрите на экран, что вы видите? (Я МОЛОДЕЦ!) Ребята, скажите, почему каждый из вас сегодня молодец! (Дети оценивают себя)
– Я молодец, потому что…
– Я не молодец, потому что…

Список использованной литературы

  1. Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга для логопеда. / И. Г. Выготская, Е. Л, Пеллингер, Л. П. Успенская. – М. : Просвещение, 1993. – 223 с.
  2. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. – Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. – 208 с.
  3. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с.
  4. Оздоровительные и реабилитационные мероприятия в учреждениях системы образования на основе применения аромамасел: Методические рекомендации. – Новокузнецк, 2003. – 40 с.
  5. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
  6. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
  7. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.