На занятии дети сидят полукругом – куполом,
педагог при этом находится на некотором
расстоянии от купола. Это дает возможность
педагогу держать в поле своего внимания всю
группу, и детям – хорошо его видно. Каждое
занятие состоит из трех частей: разминка,
основная часть и заключительная часть. В
разминку входит приветствие и ставит своей
целью, включить детей в работу. Основная часть
определяется содержанием темы, рассматриваются
определенные эмоции. Заключительная часть –
снятие у детей эмоционального возбуждения,
подведение итогов занятия. Каждая часть
занятия предполагает комплекс активных
методов обучения (упражнения, игры) которые
взаимосвязаны между собой.
Игры направлены на развитие
воображения:вербальные игры, невербальные игры,
“мысленные картинки”.
Эффективнее всего организовать работу по
мини-группам в 5-6 человек. Разделить участников
на группы можно используя любой АМО
разделения на команды. Необходимо
учитывать правильность подобранных
дидактических пособий, обстановка в
кабинете должна располагать к общению,
чтобы дети чувствовали себя комфортно и
раскованно.
После презентации возможны различные варианты
проведения рефлексии. В ходе рефлексии важно
получить мнение детей. Можно также
использовать релаксационные упражнения,
основанные на активной нервно-мышечной
релаксации, эмоционально-символический метод –
групповое обсуждение различных чувств
(радости, гнева), рисование на определенные темы.
Планируемое занятие поможет решить проблемы
детей. Дети смогут различать и
классифицировать данные эмоции по группам.
Цель: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
- научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
- дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
- совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;
- Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них;
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей;
- Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность.
Для качественного проведения занятия необходимы следующие оборудование:
- магнитофон и кассеты с записью разной по настроению музыки;
- волшебная палочка;
- картинки с разными эмоциями;
- волшебный цветок;
- цветные карандаши.
Этапы занятия:
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Инициация
Продолжительность: 5 мин.
Название метода: «Путешествие на корабле»
Цель: знакомство детей друг с другом; формирование чувства единения с группой; эмоциональное оживление детей.
Необходимые материалы: большой лист бумаги, маркер, карандаши на каждого ребенка.
Предварительная подготовка: вырезать шаблоны эмоций (радость, грусть, злость) по количеству участников, приготовить необходимые материалы.
Технология проведения:Модератор заранее готовит большой плакат с условным «кораблем». В начале занятия участникам раздаются заранее приготовленные эмоции. С помощью данных эмоций дети определяют свое настроение и прикрепляют (рисуют) его на «корабль»
Примечание: этот метод наглядно показывает самим участникам собственное эмоциональное состояние.
Варианты проведения метода: можно использовать шаблоны эмоций, можно нарисовать эмоцию, в данном случае мы использовали шаблоны эмоций.
Ход занятия:
Ребята представьте, что мы все с вами оказались на судне корабля, плывем путешествовать в неизведанные страны. Каждый из вас сейчас, назовем свое имя и немного расскажет о себе».
Упражнение «Рисование корабля»
«Сейчас мы с вами будем рисовать себя на корабле». Педагог расстилает перед детьми большой лист бумаги, на котором он рисует корабль (Приложение 3). Затем каждый ребенок выбирает себе шаблон эмоций и приклеивает на корабль. После рисования дети обсуждают рисунок, кто, где находится и чем занимается.
Упражнение «Пароходик»
Дети двигаются друг за другом, поглаживают друг друга по спине, делают легкий массаж.
Вхождение или погружение в тему
Продолжительность: 5 мин.
Название метода: «Поделись улыбкою своей»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
- научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
- дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
- совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;
- Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них;
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей;
- Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность.
Необходимые материалы: волшебный цветок, волшебная палочка, ИКТ.
Предварительная подготовка: Подготовить фотографии (картинки) с разными эмоциями, волшебный цветок, волшебную палочку из цветной бумаги. Подобрать музыку по настроению (грусть, радость, страх итд).
Технология проведения: Дети входят в группу под спокойную мелодию, приветствуют, прикасаясь ладонями, друг друга, отмечают свое настроение на стенде.
Примечание: Необходимо учитывать правильность подобранных дидактических пособий, обстановка в кабинете должна располагать к общению, чтобы дети чувствовали себя комфортно и раскованно. На занятие дети сидят полукругом – куполом, педагог при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность педагогу держать в поле своего внимания всю группу, и детям – хорошо его видно.
Варианты проведения метода: После презентации возможны различные варианты проведения рефлексии. В ходе рефлексии важно получить мнение детей.
Ожидаемый результат. Дети научатся понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние; будут, имеют представление о способах выражения собственных эмоций; научатся управлять своими эмоциями и чувствами.
Психолог: Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением.
Игра-упражнение “Передай улыбку по кругу”
Психолог. У меня тоже хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.). Что чувствуете вы сейчас? (Ответы детей)
Игра “Волшебный цветок”
Психолог:. А сегодня утром я зашла в
группу и увидела Настю (показываю фотографию
девочки с эмоцией злости). Она сидела на диване
совсем одинокая. Какое у нее настроение?
(Ответы детей)
Психолог. Как бы вы поступили на моем месте? Дети предлагают варианты помощи сердитой девочке. В центр кладется фотография Насти с эмоцией злости. Дети по очереди выбирают лепестки, на которых фотографии с вариантами помощи сердитой девочке. Когда составлен волшебный цветок, психолог предлагает детям закрыть глаза, и меняет центральную фотографию сердитой девочки на веселую.
Психолог. Как вы думаете, почему случилось чудо? (Ответы детей)
Фаза 2 «Работа над темой»
Интерактивная лекция
Продолжительность: 5 мин.
Название метода: «Виды эмоций»
Цель: знакомство детей с понятием эмоция и ее виды.
Необходимые материалы: Пиктограмма с видами эмоций.
Предварительная подготовка: вырезать шаблоны эмоций (радость, грусть, злость)
Технология проведения:В процессе объяснения темы используется ИТК. Наглядно – дидактические материалы.
Примечание: этот метод наглядно показывает детям о видах эмоций и их проявлениях.
Варианты проведения метода: можно использовать шаблоны эмоций, можно нарисовать эмоцию, в данном случае мы использовали шаблоны эмоций.
Примечание: этот метод наглядно показывает детям о видах эмоций и их проявлениях.
Варианты проведения метода: можно использовать шаблоны эмоций, можно нарисовать эмоцию, в данном случае мы использовали шаблоны эмоций. (Приложение 1)
Эмоция – это всегда непосредственное переживание. Чувства же всегда опосредуются сознанием. Они связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли. Выделяют следующие виды эмоций:
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;
Удивление – эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;
Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;
Презрение– отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства.
Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Проработка содержания темы
Продолжительность: 5 мин.
Название метода: «Радость»
Цель: Знакомство с чувством радости; развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.
Необходимые материалы: Пиктограмма и картинка с изображением радости, мяч, зеркало.
Предварительная подготовка: вырезать пиктограмму «Радость» .
Технология проведения:
Примечание: этот метод наглядно показывает самим участникам собственное эмоциональное состояние.
Психолог: Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры.
История 1 «Хорошее настроение»
«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, – сказала она, – мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».
Выразительные движения: походка – быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.
История 2 «Умка»
«Жила-была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек-медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».
Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.
Игра с зеркалом
«Сегодня мы с вами попытаемся встретиться со своей улыбкой в зеркале. Возьмите зеркало, улыбнитесь, найдите ее в зеркале и закончите по очереди предложение: «Когда я радуюсь, моя улыбка похожа на…»
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Разминка
Продолжительность: 5 мин.
Название метода: «Дружба начинается с улыбки»
Цель: Снятие эмоционального напряжения; (эмоциональное оживление детей); развивать групповую сплоченность навыки сотрудничества.
Материал: волшебная палочка, стулья, магнитофон и кассеты с записью разной по настроению музыки.
Предварительная подготовка: подготовить волшебную палочку, расставить стульчики полукругом, подобрать музыку.
Технология проведения:Психолог прикасается волшебной палочкой к плечу каждого ребенка и говорит: “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись, Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.
Психолог. Дети, а как вы справляетесь с чувством злости?
Дети. Мы играем в игру “Тух-тиби-дух”, “Ругаемся овощами”, “Выходим из лужи злости”, “Кричим громко в мешочек злости”.
Примечание: этот метод наглядно показывает, что дружба начинается с улыбки.
Игра-упражнение “Поменяются местами”
Психолог. Скучно, скучно так сидеть,
друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться
и местами поменяться?
Дети и психолог сидят на стульчиках в круге.
Психолог говорит: “Поменяются местами все, у
кого голубые глаза (кто добрый, кто защищает
девочек и т.д.)”. Голубоглазые дети меняются
местами.
Игра-упражнение “Приласкай меня”
Психолог. Дети, вы сказали,
когда человек сердитый, с ним можно поговорить,
успокоить, его нужно приласкать, а давайте и мы
приласкаем того, кого вам хочется.
Звучит спокойная мелодия. Один ребенок садится
на стул в центре комнаты, остальные дети окружают
его и нежно гладят по рукам, плечам, ногам и т.д.
Психолог. Что вы чувствовали, когда ласкали вас дети? (Ответы детей).
Психолог. Особенно приятно было, когда дети прикасались к какой части тела? (Ответы детей)
Сюрпризный момент
Звучит фонограмма вальса.
Психолог.
Поднимите вверх глаза.
Это что за чудеса?
Здесь волшебные дождинки,
Они дарят нам смешинки,
В вальсе мы закружимся,
Улыбнемся и подружимся.
Сверху летит мелко нарезанная фольга.
Звучит вальс, дети двигаются под музыку.
Психолог. Дети что вы чувствуете?
Подведение итогов
Продолжительность: 5 мин.
Название метода: «Карта эмоций»
Цель: Оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия и эмоционального состояния в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале занятия.
Необходимые материалы: Лист бумаги формата А 4, цветные карандаши.
Предварительная подготовка: На листе формата А 4 подготовить таблицу «Карту эмоций». (Приложение 2)
Технология проведения: каждый оценивает свое эмоциональное состояния, раскрашивая клеточку таблицы тем или иным цветом карандаша. Тем сам выявляется эмоциональное состояние детей в процессе занятия (понравилось или не понравилось), настроение, чувства.
Примечание: Этот метод поможет осуществить полноценный (эмоциональный и содержательный) анализ и оценку образовательного мероприятия, оценку деятельности участников и педагога. Сначала дети заполняют таблицу «Карта эмоций» под тихую спокойную музыку. Затем обсуждаются настроение детей.