Тема занятия: "В мире эмоций"

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


На занятии дети сидят полукругом – куполом, педагог при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность педагогу держать в поле своего внимания всю группу, и детям – хорошо его видно. Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть и заключительная часть. В разминку входит приветствие и ставит своей целью, включить детей в работу. Основная часть определяется содержанием темы, рассматриваются определенные эмоции. Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия.  Каждая часть занятия  предполагает  комплекс активных методов обучения (упражнения, игры) которые взаимосвязаны между собой.
Игры направлены на развитие воображения:вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.
Эффективнее всего организовать работу по мини-группам в 5-6 человек. Разделить участников на группы  можно используя любой АМО разделения на команды.    Необходимо учитывать  правильность подобранных  дидактических  пособий,  обстановка в кабинете должна  располагать  к общению, чтобы  дети чувствовали  себя комфортно и раскованно.
После презентации возможны различные варианты проведения рефлексии. В ходе рефлексии важно получить мнение  детей.  Можно также использовать релаксационные упражнения, основанные на активной нервно-мышечной релаксации, эмоционально-символический метод групповое обсуждение различных чувств (радости, гнева), рисование на определенные темы.
Планируемое занятие поможет решить проблемы детей. Дети смогут различать и классифицировать  данные эмоции по группам.

Цель: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
  • дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
  • совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;
  • Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них;
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей;
  • Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность.

Для качественного проведения занятия необходимы следующие оборудование:

  • магнитофон и кассеты с записью разной по    настроению музыки;
  • волшебная палочка;
  • картинки  с разными эмоциями;
  • волшебный цветок;
  • цветные карандаши.

Этапы занятия:

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

Продолжительность: 5 мин.

Название метода:  «Путешествие на корабле»

Цель: знакомство детей друг с другом; формирование чувства единения с группой;  эмоциональное оживление детей.

Необходимые материалы:  большой лист бумаги, маркер, карандаши на каждого ребенка.

Предварительная подготовка: вырезать шаблоны эмоций (радость, грусть, злость)  по количеству участников, приготовить необходимые материалы.

Технология проведения:Модератор заранее готовит большой плакат с условным «кораблем». В начале занятия участникам раздаются заранее приготовленные эмоции. С  помощью данных эмоций дети определяют свое настроение и  прикрепляют (рисуют)  его на «корабль»

Примечание: этот метод наглядно показывает самим участникам собственное эмоциональное состояние. 

Варианты проведения метода: можно использовать шаблоны эмоций, можно нарисовать эмоцию, в данном случае мы использовали шаблоны эмоций.

Ход занятия:

Ребята представьте, что мы все с вами оказались на судне корабля, плывем путешествовать в неизведанные страны. Каждый из вас сейчас, назовем свое имя и немного расскажет о себе».

Упражнение «Рисование корабля»

«Сейчас мы с вами будем рисовать себя на корабле». Педагог расстилает перед детьми большой лист бумаги, на котором он рисует корабль (Приложение 3). Затем каждый ребенок выбирает себе шаблон эмоций и приклеивает на корабль. После рисования дети обсуждают рисунок, кто, где находится и чем занимается.

Упражнение «Пароходик»

Дети двигаются друг за другом, поглаживают друг друга по спине, делают легкий массаж.

Вхождение или погружение в тему

Продолжительность:  5 мин.

Название метода:  «Поделись улыбкою своей»

Цель: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
  • дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
  • совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;
  • Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них;
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей;
  • Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность.

Необходимые материалы: волшебный цветок, волшебная палочка,  ИКТ.

Предварительная подготовка: Подготовить фотографии (картинки) с  разными  эмоциями, волшебный цветок, волшебную палочку из цветной бумаги. Подобрать музыку по  настроению (грусть, радость, страх итд).

Технология проведения: Дети входят в группу под спокойную мелодию, приветствуют, прикасаясь ладонями, друг друга, отмечают свое настроение на стенде.

Примечание: Необходимо учитывать  правильность подобранных  дидактических  пособий,  обстановка в кабинете должна  располагать  к общению, чтобы  дети чувствовали  себя комфортно и раскованно.  На занятие дети сидят полукругом – куполом, педагог при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность педагогу держать в поле своего внимания всю группу, и детям – хорошо его видно.

Варианты проведения метода: После презентации возможны различные варианты проведения рефлексии. В ходе рефлексии важно получить мнение  детей.

Ожидаемый результат. Дети научатся  понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;  будут, имеют представление о способах выражения собственных эмоций; научатся  управлять своими эмоциями и чувствами.

Психолог: Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением.

Игра-упражнение “Передай улыбку по кругу”

Психолог. У меня тоже хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.). Что чувствуете вы сейчас? (Ответы детей)

Игра “Волшебный цветок”

Психолог:. А сегодня утром я зашла в группу и увидела Настю (показываю фотографию девочки с эмоцией злости). Она сидела на диване совсем одинокая. Какое у нее настроение?
(Ответы детей)

Психолог. Как бы вы поступили на моем месте?  Дети предлагают варианты помощи сердитой девочке. В центр кладется фотография  Насти с эмоцией злости. Дети по очереди выбирают лепестки, на которых фотографии с вариантами помощи сердитой девочке. Когда составлен волшебный цветок, психолог предлагает детям закрыть глаза, и меняет центральную фотографию сердитой девочки на веселую.

Психолог. Как вы думаете, почему случилось чудо? (Ответы детей)

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивная лекция

Продолжительность:  5 мин.

Название метода:  «Виды эмоций»

Цель: знакомство детей с понятием эмоция и ее виды.

Необходимые материалы:  Пиктограмма с видами  эмоций.

Предварительная подготовка: вырезать шаблоны эмоций (радость, грусть, злость)

Технология проведения:В процессе объяснения темы используется  ИТК. Наглядно – дидактические материалы.

Примечание:  этот метод наглядно показывает детям  о видах эмоций и их проявлениях.

Варианты проведения метода: можно использовать шаблоны эмоций, можно нарисовать эмоцию, в данном случае мы использовали шаблоны эмоций.

Примечание:  этот метод наглядно показывает детям  о видах эмоций и их проявлениях.

Варианты проведения метода: можно использовать шаблоны эмоций, можно нарисовать эмоцию, в данном случае мы использовали шаблоны эмоций. (Приложение 1)

Эмоция  –  это всегда непосредственное переживание. Чувства же всегда опосредуются сознанием. Они связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли. Выделяют следующие виды эмоций:

Радость положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;

Удивление – эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;

Презрение– отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Проработка содержания темы

Продолжительность: 5 мин.

Название метода: «Радость»

Цель: Знакомство с чувством радости; развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.

Необходимые материалы:  Пиктограмма и картинка с изображением радости, мяч, зеркало.

Предварительная подготовка: вырезать пиктограмму «Радость» .

Технология проведения:

Примечание: этот метод наглядно показывает самим участникам собственное эмоциональное состояние. 

Психолог: Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры.

История 1 «Хорошее настроение»

«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, – сказала она, – мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».

Выразительные движения: походка – быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

История 2 «Умка»

«Жила-была дружная  медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек-медвежонок Умка.  Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».

Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.

 Игра с зеркалом

«Сегодня мы с вами попытаемся встретиться со своей улыбкой в зеркале. Возьмите зеркало, улыбнитесь, найдите ее в зеркале и закончите по очереди предложение: «Когда я радуюсь, моя улыбка похожа на…»

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

Продолжительность: 5 мин.

Название метода: «Дружба начинается с улыбки»

Цель: Снятие    эмоционального напряжения; (эмоциональное   оживление детей);   развивать групповую  сплоченность  навыки сотрудничества.

Материал:  волшебная палочка, стулья, магнитофон и кассеты с записью разной по    настроению музыки.

Предварительная подготовка: подготовить волшебную палочку, расставить стульчики полукругом, подобрать музыку.

Технология проведения:Психолог прикасается волшебной палочкой к плечу каждого ребенка и говорит: “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись, Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.

Психолог. Дети, а как вы справляетесь с чувством злости?

Дети. Мы играем в игру “Тух-тиби-дух”, “Ругаемся овощами”, “Выходим из лужи злости”, “Кричим громко в мешочек злости”.

Примечание: этот метод наглядно показывает, что дружба начинается с улыбки.

Игра-упражнение “Поменяются местами”

Психолог. Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться?
Дети и психолог сидят на стульчиках в круге.  Психолог говорит: “Поменяются местами все, у кого голубые глаза (кто добрый, кто защищает девочек и т.д.)”. Голубоглазые дети меняются местами.

Игра-упражнение “Приласкай меня”

Психолог. Дети, вы сказали, когда человек сердитый, с ним можно поговорить, успокоить, его нужно приласкать, а давайте и мы приласкаем того, кого вам хочется.
Звучит спокойная мелодия. Один ребенок садится на стул в центре комнаты, остальные дети окружают его и нежно гладят по рукам, плечам, ногам и т.д.

Психолог. Что вы чувствовали, когда ласкали вас дети? (Ответы детей).

Психолог. Особенно приятно было, когда дети прикасались к какой части тела? (Ответы детей)

Сюрпризный момент

Звучит фонограмма вальса.

Психолог.

Поднимите вверх глаза.
Это что за чудеса?
Здесь волшебные дождинки,
Они дарят нам смешинки,
В вальсе мы закружимся,
Улыбнемся и подружимся.
Сверху летит мелко нарезанная фольга.
Звучит вальс, дети двигаются под музыку.

Психолог. Дети что вы чувствуете?

Подведение итогов

Продолжительность:  5 мин.

Название метода: «Карта эмоций»

Цель: Оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия и эмоционального состояния в группе,  создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале занятия.

Необходимые материалы: Лист бумаги формата А 4, цветные карандаши.

Предварительная подготовка: На листе формата А 4 подготовить таблицу «Карту эмоций». (Приложение 2)

Технология проведения: каждый оценивает свое эмоциональное состояния,   раскрашивая клеточку таблицы  тем или  иным цветом карандаша.   Тем сам выявляется эмоциональное состояние детей в процессе занятия (понравилось или не понравилось), настроение, чувства.

Примечание: Этот метод поможет  осуществить полноценный (эмоциональный и содержательный) анализ  и оценку образовательного мероприятия, оценку деятельности участников и педагога. Сначала дети заполняют таблицу «Карта эмоций» под тихую спокойную музыку. Затем обсуждаются  настроение детей.

Приложение 4

Приложение 5