Цель урока: Ознакомить с традиционными элементами росписи женских фигурок в Дымковской народной глиняной игрушке.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с произведениями русского народного промысла и историей развития Дымковской игрушки.
- Учить украшать игрушку-барыню узорами, сохраняя традиции Дымковских мастеров.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности росписи Дымковских барынь.
- Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров.
- Сформировать навыки выполнения элементов традиционной росписи.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
- Повышать интерес учащихся к изделиям народного искусства.
- Воспитывать художественный вкус.
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, гуашь, кисти, палочки, трафареты.
- Литературный ряд: стихи.
- Музыкальный ряд: народные песни.
- Зрительный ряд: электронная презентация «Роспись Дымковской барыни».
Ход урока
1. Организационный момент (1-2 мин.)
Подготовка учащихся к уроку (кисточки, гуашь, вода, ушные палочки, салфетки, трафареты барынь) Проверка готовности.
2. Постановка цели урока (3 мин.)
Слушаем музыку. Сегодня у нас весело не случайно.
(Выходят 2 учащихся в русских костюмах)
На ярмарку, на ярмарку
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья.
Здесь игрушки знатные
Складные да ладные
Всегда повсюду славятся
Они и вам понравятся!
Ярмарка – это торги, устраиваемые в одном месте в одно время
На Руси очень любили ярмарки-базары. Здесь всегда весело: музыка, песни, свист, шум.
И везут на ярмарку со всех мест своими руками сделанный товар. Тут и доски расписные, и кружева и посуда золоченая, игрушки глиняные. Эти красивые вещи не только служат нам в жизни, люди их используют для украшения окружающего нас. Люди издавна занимались созданием красивых вещей. Целые деревни занимались народными промыслами – производством декоративно-прикладных изделий. В них польза и красота, мудрость народа.
Сегодня мы познакомимся с традиционной росписью женских фигурок в народном промысле Дымковская глиняная игрушка.
III. Объяснение нового материала (15-20 мин.)
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей.
В ней что-то есть от радуги, от капелек росы,
В ней что-то есть от радости, звенящей как басы!
У каждого есть любимая игрушка. Еще в первобытном обществе земледельцы делали из глины фигурки женщины, украшали ее зернами пшеницы, рисовали на них узоры. В России игрушки делали повсеместно, им приписывали особую силу – охранять, оберегать людей от всякого зла. Вот и появились такие игрушки – вроде бы одинаковые, а в тоже время разные. Своя форма каждой игрушки, свой цвет, свой узор росписи придают игрушке неповторимую прелесть.
Поскольку сегодня мы знакомимся с Дымковской барыней, давайте подумаем кто такая барыня? (Жена барина, важная высокомерная избалованная женщина) Такая ли она?
Чтобы все узнать о Дымковской барыни давайте совершим фотопутешествие.
Включаю презентацию.
Слайд 1. Широка, раздольна и красива земля Вятская, город основан в 12 веке, но только в 19 веке возник промысел глиняной игрушки. С 1934 г. Вятка переименована в город Киров.
Слайд 2. Жили в г. Вятка замечательные русские женщины, носили русский народный костюм, разнообразные головные уборы и очень любили украшения.
Слайд 3. В разных центрах женские лепили и расписывали по разному. Но Дымковскую не спутаешь ни с чем! Не женщина – барыня, красивая, статная и нарядная.
Слайды 4–6. Замечательны и веселы игрушки! Слепленную из местной красной глины игрушку, белили молоком с мелом, а затем расписывали темперной краской. Барыня традиционна была одета в кофточку и юбочку, на голове – кокошник, венец, платочек или разнообразные шапочки. Часто можно было встретить передники.
Слайд 7. Так лепилась Дымковская барыня.
Слайды 8–19. Последовательность росписи барыни.
Лицо: щеки и рот — круги красного, разового, оранжевого цветов
Брови: тонкие дуги черного цвета.
Глаза: точки черного цвета.
Юбка у барыни всегда расписная, простые узоры наносят кистью от руки по белому фону.
Одноцветная кофточка по цвету сочетается с любым цветом украшения юбки.
Головные уборы – кокошники, венцы чаще всего выкрашиваются в желтый, оранжевый или красный цвета, являясь символами небесных светил. Разнообразные шапочки сочетаются по цвету с узорами на юбке.
Волосы коричневого цвета различных оттенков.
Серьги желтые или оранжевые.
Передники остаются белыми, тонкой кистью наносятся узоры-точки, крестики, волнистые линии, подражая народной вышивке.
Слайды 20–22. Наклеиваем из золотой фольги небольшие ромбики на выступающие части игрушки и чудесные барыни готовы!
А теперь прошу вас ответить на мои вопросы. На них легко может ответить тот, кто внимательно смотрел наше фотопутешествие.
Все ли Дымковские барыни выгладят одинаково? Не выглядит ли некоторые барыни более нарядными, а некоторые барыни более простыми?
Действительно женские фигурки можно разделить на сельские и городские.
У сельских барынь меньше украшений на одежде, «деревенские» головные уборы, чаще всего их лепят в передничках. В руках сельских барынь каравай хлеба, самовар, животные или птицы, барыни-няньки окружены детьми.
Городские барыни более нарядны: на юбке и на кофте изобилие воланов, причудливые шапочки, отсутствуют передники. В раках у них зонтики, сумочки, маленькие собачки.
А вот узоры у всех хороши!
Перечислите, пожалуйста какие элементы узоров мы встречаем в росписи юбок? (круги, полоски, ромбы, клетки, волнистые линии…)
Как вы думаете, с чем сравнивали сельские жители эти линии? (Волнистая линия – волны на воде, неровная дорога, круги – солнце, небесные светила, точки – зернышки, брошенные в землю, клетка-поле. Каждый символ передавал образ природы, которая окружала человека.
Как вы думаете узоры росписи растительные или геометрические? (Геометрические)
Цветовая гамма в росписи разнообразна Излюбленными цветами были красный, синий, желтый, зеленый. В росписи игрушки, в зависимости от размера использовали в среднем от 6 до 8 цветов. Цвета разбеливали, чтобы получить более светлый цвет. Дымковские мастерицы создали 250 видов орнаментов женских юбок и 100 видов фартуков.
Прежде чем приступить к работе рассмотрим как по-разному расположены элементы в узорах (Рассматриваем пособия на доске)
- Элементы расположены в ряд
- Элементы расположены в шахматном порядке.
- В клетке между линиями.
Точки расположены между кольцами, на кольцах, по краям колец.
Физкультминутка (1–2 мин.)
Поедем с вами весело!
Поехали-поехали
В лес за орехами! (Дети встают, маршируют)
Наклонились – собираем!
Потянулись вверх – срываем!
Их в корзиночку кладем и на ярмарку везем!
IV. Практическая работа (20 мин.)
Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел и расписать каждому свою игрушку-барыню.
Обводим трафарет игрушки в вертикальном формате листа A4
Отделяем простым карандашом юбочку от кофточки, кончики ручек у барыни также останутся белыми.
Выделяем головной убор и передничек (если есть)
Открываем гуашь, основной инструмент – кисточки и ушные палочки для проставление точек
А теперь ваш черед показать свое мастерство!
V. Подведение итогов урока (2 мин.)
Завершенные и аккуратные работы вывешиваем на доске, словно расставляем на ярмарочном столе. Как вы думаете, покупатели догадаются, откуда привезли этих барынь?
Давайте выберем понравившуюся игрушку.