Цели урока:
- Закрепить навык правильного написания слов с разделительным твердым знаком.
- Формировать умение различать слова с разделительным твердым и мягким знаками.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Способствовать развитию орфографической зоркости.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, устную и письменную речь.
- Воспитывать доброту, взаимопомощь, интерес к предмету, культуру поведения, любовь к родному городу, краю.
Оборудование:
- ИКТ.
- Тестовая работа.
- Дорожные знаки, светофор.
- Лист самооценки.
- Сигнальные карточки.
- Музыка. Песня «Улыбка».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент урока
– Здравствуйте ребята!
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.
Тихо сели девочки!
Тихо сели мальчики!
– Ребята вы живете в очень красивом показательном городе Уфа. Чем славится ваш город?
– Город красивый, очень много транспорта. И чтобы жизнь была безопасной, что вы должны знать и соблюдать? (ПДД).
Чтобы жить не зная огорчения,
Чтобы бегать, бегать плавать и летать,
Ты должен правила движения
Всегда и всюду соблюдать.
2. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня у нас урок необычный, цель которого повторить правописание слов с разделительным твердым знаком и повторить азбуку безопасного поведения на дороге.
Запись даты.
Девиз урока:
Ум и сердце в работу вложи
И каждой секундой в труде дорожи!
(ЭКРАН)
– Чтобы дорога была безопасной нам в этом поможет угадайте, что?
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя еще ни разу не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны. (Светофор).
– На какой сигнал светофора можно переходить
дорогу?
– А на какой нельзя?
Коли выполнишь без спора указаний светофора,
Домой и в школу попадешь конечно очень скоро.
3. Чистописание
Игра: «Угадайка».
О какой букве я говорю:
Она не обозначает звука (Ь).Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Хотя и очень скромный сам!
– Вторая буква находится в слове светофор и
обозначает гласный звук, перед которой пишется
разделительный твердый знак.
– Третья буква буква обозначает парный глухой
твердый согласный и является в словах
приставкой, после которой пишется
разделительный твердый знак.
ЪЕС
Поменять местами буквы.
Проверка.
Посмотрите на экран.
ЪЕС ЪСЕ ЕЪС ЕСЪ СЪЕ СЕЪ
4. Словарная работа
Бурлит в движении мостовая.
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилам верны –
Держитесь правой стороны!Мы стоим на остановке,
Мы поедем за обновкой.
Рельсы есть, ты не зевай,
К нам спешит большой … (Трамвай).– Подберите синоним к слову дети. (Ребята).
В два ряда дома стоят.
10, 20,100 подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (Улица).
– Как сказать одним словом?
Крупный населенный пункт, торговый, промышленный
и культурный центр. (Город).
– Составить предложение, используя
словарные слова. Запись предложения на доске и в
тетрадях.
– Какое это предложение по цели высказывания?
– Подчеркнуть главные члены предложения.
5. Повторение пройденного материала
– После какой части слова пишется Ъ?
– После каких приставок?
– Перед какими гласными пишется разделительный
твердый знак?
Знак твердый, разделительный,
Он строгий, рассудительный,
А ходит в черном фраке,
И в кепке набекрень.
Противник всякой драки,
Молчит и ночь, и день.
С приставкой на согласную
Он дружит с давних пор,
И перед ним лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья – Е Ё Ю Я (ЭКРАН).
Задание по вариантам
Вариант 1: Записать три глагола с
разделительным твердым знаком.
Вариант 2: Записать три существительных с
разделительным твердым знаком.
Игра с сигнальными карточками
Учитель называет слова, если в нем пишется ъ дети поднимают зеленый круг, если нет – красный круг.
Въезд, отъезд, обновить, съехать, заехали, предъявил, отнести, подъехал, подъемный, подучить, объявить, подоконник, съедобный, разъезд.
Физкультминутка «Светофор»
– Кроме светофора к средствам регулирования дорожного движения относятся дорожные знаки. О каком дорожном знаке идет речь?
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Он наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет. (Пешеходный переход).Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед.
Ничего другого нет. (Велосипедная дорожка).Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати внимание, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено! (Движение пешеходов запрещено).
– Какое сейчас время года?
– О ком идет речь?
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
– Наступивший год – год кролика, а лесной житель заяц приглашает нас на опушку зимнего леса. А чтобы путь был безопасным, мы должны соблюдать правила дорожного движения, быть осторожными. Ну и конечно заяц ждет гостей – грамотных, внимательных.
Вставить в слова Ъили Ь знаки.
Групповая работа
Красный Желтый Зеленый
Об..
ем
С..
емочный
Из.. явить
Бур.. ян
Раз..
ем
Лист.. я
От..
ехать
Ноч..
ю
Об.. яснить
Дерев..
я
С..
езд
Вороб..
и
Под..
емный
Под..
езд
С.. едобный
Ненаст..
е
В..
юга
Хлоп.. я
Раз..
яренный
Об..
явить
С.. ела
Об..
елся
Зимов..
е
С.. ежился
В.. езд
Тестовая работа
1. После какой части слова пишется «Ъ».
а) после приставки
б) после корня
2. После всех приставок пишется «Ъ».
а) после приставок оканчивающихся на согласный
б) после приставок, которые оканчиваются на согласную букву
3. Перед какими буквами пишется «Ъ»?
а) а, я, е, е
б) ю, я, е, е
в) о, е, у, ю
Взаимопроверка.
6. Рефлексия
Детям раздаются оценочные листы.
Оценочный лист
- Я научился писать слова с разделительным твердым знаком
- Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов
- Знаю словарные слова.
- Внимательно слушал учителя, одноклассников.
- Активно работал на уроке и правильно отвечал.
- Тестовая работа
– Молодцы, ребята Показали вы свои знания и
что умеете работать вместе дружно. И вот
оказались с зайцем на лесной опушке.
– Кого можно увидеть в зимнем лесу?
– Легко ли живется животным, птицам зимой?
– Какую помощь вы можете оказать зимующим
птицам?
7. Итог урока
– Урок подходит к концу .
– Какую тему вы сегодня повторяли?
– А теперь я посмотрю, как вы умеете работать
самостоятельно.
Запись предложений под диктовку.
Отец объявил об отъезде. Мы отъехали от города и подъехали к реке.
Проверка. (Экран)
– Молодцы, ребята. Мне очень понравилась ваша работа на уроке.
8. Домашнее задание:
1. Придумать сказку про Ъ
2. Составить 10 слов с Ъ и записать в тетради
3. Работа по учебнику с.24 упр.47
– А чему еще учились на уроке?
– А я придумала свой знак, но не знаю как его
назвать? (Улыбка)
– Я очень бы хотела, чтобы в вашем классе всегда
была дружба, взаимопонимание и чтобы вы почаще
улыбались друг другу.
Урок завершается песней «Улыбка».