Дополнительное образование с инновационными технологиями. Развитие критического мышления и межпредметной интеграции. Викторина

Разделы: МХК и ИЗО


Предмет Мировая Художественная культура в средней общеобразовательной школе, может быть, в последнее время приобретает всё большую значимость, особенно из-за потери нравственности и идеалов в нашем обществе. Всё нарастающий практицизм мира естественно выводит школьный предмет МХК в категорию не престижных. Вероятно, это особенно актуально должно было бы проявиться в нашей школе, углублённо изучающей математику. Налицо извечный спор «физиков» и «лириков», и, как известно, физики с из доказательной базой своей правоты всегда оказываются победителями (на первом этапе). Они могут принять правила вашей игры, если будет доказана целесообразность действий. Поэтому, в первую очередь, учителю нужно быть хорошо подготовленным и четко знать цели. Итак, зачем нам эти знания? (спросят физики). Знания сами по себе не являются целью преподавания, а лишь средством, необходимым для достижения более важной и высокой цели: познание мира и самого себя в этом мире. Цель предмета – силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность в особо ответственный период развития – период перехода к самостоятельности. Задачи преподавания МХК состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства, на уроках внеклассных занятий и внешкольной жизни:

  1. Обогатить их духовный мир, «открыть в себе человека» (Достоевский Ф.М.);
  2. Развивать понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, умение и стремление воспринимать искусство в течение всей жизни;
  3. Побуждать активное стремление, утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни;
  4. Развивать воображение и творческие способности.

Любой предмет, вещь, явление могут постигаться с одной из 2-х позиций:

  1. Теоретического изучения;
  2. Осваиваться через переживания.

В первом случае предмет изучения рассматривается как бы вне человека – как чужой, изучается его суть, структура. Во втором (в искусстве) – как свой, близкий человеку, связанный с отношением к нему. Важнейшей характеристикой эстетической деятельности является творчество, в котором участвуют все механизмы психики человека. Её ведущим рычагом является воображение. Оно позволяет человеку увидеть невидимое, услышать неслышимое, по-новому смотреть на обычное примелькавшееся, оценить его прекрасное или безобразное «воспитание духовности – высших уровней человеческой жизни» (С.Л. Рубинштейн). Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что для реализации творческого потенциала лучше всего подходит творческие мастерские – уроки-диспуты, дебаты, игры. Необходимо помнить, что монотонность работы быстро надоедает, и учащиеся теряют интерес к происходящему. Поэтому оптимально регулярно менять тип урока, форму и ритм самого происходящего на занятии (когда одна форма деятельности меняет другую), что я попыталась показать на примере 2-х уроков, разных по схеме построения и форме проведения. При огромном потоке информации сегодняшний школьник это человек немало знающий, поэтому, что бы поддерживать интерес к уроку не достаточно одного и даже очень хорошего учебника. Для подготовки к уроку были использованы материалы многих печатных изданий (смотри список литературы). Отбор материала производился по принципу «Это интересно». Наиболее оптимальная форма соответствующая принципу «Это интересно» является внеурочная деятельность. Методики практической герменевтики, дидактических игр и театрально – игровых приемов обучения помогает ребенку полностью раскрепостится и не думать об оценках. Подобные практики позволяют ненавязчиво социализировать детей и мотивировать к обучению. Таким образом, происходит интеграция дополнительного и базового образования, что весьма актуально в наше время.

Цель: оптимизация процесса преподавания предмета эстетического цикла в школе с углубленным изучением технических наук и качества оценивания знаний.

Задачи: Повысить значимость и развить интерес к предмету, не являющемуся приоритетным в профильной школе. Доказать необходимость творческого подхода к преподаванию предметов эстетического цикла в школе с технической специализацией, обеспечивающую гармоничного развития личности.

Актуальность: выработка алгоритма интриги – интереса, результатом которого является геометрическая прогрессия выработки результативных продуктов обучения.

Новизна: не навязывать и не заставлять, а попытаться органично вписать новые технологии в уже сформированную методическую специфику конкретного учреждения, в рамках программы «Школа будущего».

Викторина «Великая сила искусства»

Форма: урок-диалог, урок-игра.

Задачи:

  1. Адаптировать восприятие искусства к самостоятельному пониманию творчества и великого наследия.
  2. Закрепить полученные знания. Определить суть различий разных видов искусства.
  3. Повторение пройденного материала уроков ИЗО, МХК, музыки
  4. Сформировать способность к анализу видеоряда, аудиоряда.

Цели:

  1. Сформировать желание учащегося к самовыражению;
  2. Приучить детей к коллективной работе, где коллектив – единое целое;
  3. Научить слушать и слышать другого;
  4. Сформировать единое мнение в группе;
  5. Уметь анализировать и делать выводы;
  6. Научить работать с историческим материалом
  7. Уметь отстаивать собственное мнение, делать по-своему, исходя из своих возможностей и способностей, корректировать себя самостоятельно.

Ход мероприятия

Викторина состоит из 8 конкурсов и рассчитана на учащихся 5-6 классов, основана на материалах уроков музыки и изобразительного искусства. Класс формирует команду из 6-10 человек. Команда выбирает капитана.

Чтоб с днем грядущим быть на высоте,
Преодолев веков и свет, и тьму,
Цените, люди, тягу к красоте,
Не менее чем красоту саму.

Что красота! Пребудет и пройдет,
По сути дела – разная везде,
А тяга к красоте не подведет,
Извечная, как тяга к высоте.
В. Фирсов

1. Эмблема

Даны: лист бумаги и цветные карандаши.

За 10 минут команда должна придумать название и нарисовать эмблему. оценить оригинальность название, соответствие духа команды, обоснование названия, качество выполнения.

Всего 4 очка.

2. Угадай сказку

(по 1 очку за правильный ответ)

Любой счастливой мысли появленье,

И дерзость строк, пришедших неспроста,

Все возникало с чувства удивленья,

Все начиналось с чистого листа. М. Матусовский.

Посмотри кадр из фильма и скажи название киноленты:

  • Марья-искусница
  • Старик-Хоттабыч
  • Волшебная лампа Алладина
  • Снежная королева
  • Сказка о потерянном времени
  • Королевство кривых
  • Морозко
  • Сказка о царе Салтане
  • Золушка
  • Варвара краса длинная коса

Всего 10 очков.

3. Найди работу автора

(1 очко за правильный ответ)

Стремление постичь предметов свойства,
Найти им надлежащие места –
Все предварялось жаром беспокойства,
Все начиналось с чистого листа.
М. Матусовский

Даны два столбца. Левый столбик содержит фамилии знаменитых людей. Правый столбик названия произведений искусства, созданных этими авторами. Необходимо узнать кто автор каждого произведения. Соберите правильные пары

Время задания 10 минут

Васнецов В.
Рублев А.
Айвазовский И.
Репин И.
Барма и Постник
Чайковский П.
Свиридов
Троица
Аленушка
Щелкунчик
Храм Покрова на Рву
Метель
Девятый вал
Бурлаки

Всего 7 очков

4. Назови художника.

Тропа зимы и разноцветье лета,
Земная и иная красота
«Война и мир», «Ромео и Джульетта»
Все начиналось с чистого листа.
М. Матусовский

Команда получает задание, вытягивая конверт, в случае неправильного ответа может отвечать другая команда, набирая дополнительные очки Прослушайте краткое описание жизни и творчества художника Посмотрите его работы

Назовите имя художника 1 балл Вспомните название показанных работ, за каждую угаданную 1 балл

Время задания 10 минут

Всего 15 очков

  • Этот художник – мастер "настроения" в пейзаже, прожил короткую и нелегкую жизнь (1860-1900), Был большим другом Чехова, учился у Поленова и Саврасова. Он был тонким и нежным поэтом русской природы, сумев по-новому передать и праздничность золотой осени, и тревожную печаль хмурого дня. Он автор полотен "Осенний день. Сокольники", "Над вечным покоем", "Владимирка", "Вечерний звон", "У омута"..
  • Этот русский художник-баталист (1842- 1904) был неутомимым путешественником. Создал цикл картин о русско-турецкой войне, о боевых действиях в Туркестане, о нашествии Наполеона на Россию. Изображая войну, он старался показать ее ужасную, жестокую и героическую правду, посвящая свои произведения "всем великим завоевателям, прошлым, настоящим и будущим". Он был летописцем и участником многих войн своего века и погиб в Порт-Артуре на подорванном броненосце "Петропавловск".
  • Этот художник, автор небольших по размеру жанровых картин, прожил недолгую и трагическую жизнь (1815-1852). Он окончил кадетский корпус, затем 10 лет был на военной службе. Первая картина – "Свежий кавалер" – была написана в 31 год, последняя – "Игроки" – через 6 лет, в год смерти. За этот короткий срок были созданы: "Разборчивая невеста", "Завтрак аристократа", "Сватовство майора", "Анкор, еще анкор!"
  • Этот крупнейший мастер исторического жанра (1848-1916) обладал уникальным даром проникновения в события прошлого. За первой его исторической картиной "Утро стрелецкой казни" последовал целый ряд блестящих произведений. Герои его полотен – опальный князь Меншиков, покоритель Сибири Ермак, фанатичная боярыня-староверка Морозова, полководец Суворов, царь Петр I

Левитан Суриков Верещагин Федотов

Всего 15 очков

«Архитектура – это застывшая музыка»
В. Гюго
А музыка – это звучащая живопись.

5. Угадай мелодию

Прослушайте предложенную мелодию. Определите, танец: марш, вальс, полька, мазурка Опираясь на свое впечатление назови мелодию

Дополнительный балл за фамилию композитора

Всего 9 очков

6. Мы с вами уже встречались?

У пульта, за роялем, на арене,
Над глиной, на подмостках, у холста –
Да что искусство – мира сотворенья –
Все начиналось с чистого листа.
М. Матусовский

Узнайте и назовите великих деятелей искусства и их произведения

Кто в этом ряду лишний? (1 слайд)

  1. Лермонтов
  2. Чехов
  3. Крылов
  4. Суриков – лишний в списке – ХУДОЖНИК
  5. Гоголь
  6. Тургенев
  7. Толстой
  8. Пущкин
  9. Глинка
  10. Бетховен
  11. Моцарт
  12. Шуберт
  13. Чайковский

Одно очко за узнанное лицо, одно очко за правильно названное произведение, одно очко за правильно названного лишнего.

Всего 23 очка

7. Найди двойника

Необходимо найти воплощение данного сюжета в разных видах искусства (живопись, скульптура, литература, музыка, кинофильм, архитектура)

  • Пример Баба Яга
    Сказка «Гуси-лебеди», мультфильм «Летучий корабль», песенка в этом мультике
    «Частушки Бабок Ежек», художники Васнецов В. и Билибин – цикл сказочных работ

Время на слайд 1 мин

За каждый правильный ответ очко

8. Анаграмма

Дано слово, градостроительство

Составить максимальное количество слов использую буквы данного слова, переставляя их.

Если слово содержит одну букву А, то удваивать ее запрещается

Слово содержит три буквы Т, в ваших словах эта буква может также повторяться три раза .При подведении итогов команды вычеркивают повторные слова, оставшиеся слова оцениваются.

Время задания 5 минут (Слово-очко)

... что есть такое красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий

Библиография:

  1. Алексеева Л.Н. «Обновление содержания образования» – Изд. Центр «Школьная книга», 2008.
  2. Афиногеева А.М. «Модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся» – Изд.Центр «Школьная книга», 2008.
  3. Букатов В.М. «Групповая работа на уроке» – Москва: Чистые пруды, 2006.
  4. Данкова И.Н. «Предпрофильная подготовка учащихся» – Москва: Изд. Знания, 2006.
  5. Ершова А.П. «Я иду на урок» Изд. «Первое сентября». – Москва: 2002.
  6. Караковский В.А. «Школа воспитания .825 маршрут» – Москва: Изд. Педагогическое общество России, 2004.
  7. Копылова А.В. «Технология искусства» – Изд. ООО«ТачМаркетинг», 2004.
  8. Короткова М. В. «Культура повседневности» – Изд. Владос, 2002.
  9. Курнешова Л.Е. «Развитие творческих способностей школьников и формирование различных модулей учета их индивидуальных достижений» – Изд. Центр «Школьная книга», 2007.
  10. Медведева М.В. «Развитие творческих способностей старшеклассников» – Москва: Изд. МИОО, 2005.
  11. Поташник М.М. «Требования к современному уроку» – Изд. Центр педагогического образования, 2007.
  12. Фоминова М.А. «Августовский педсовет. Преподавание образовательной области искусство. Методическое письмо – Москва: Изд. ОАО «Методические учебники» 2007, 2008, 2009. «Диалоги» Изд. МИОО, 2003.
  13. Материала программ «Наша новая школа», «Школа будущего», 2009.

Презентация.