Цели и задачи: воспитывать историческую грамотность и чувство патриотизма у подрастающего поколения, формировать чувство сопричастности с происходящими историческими событиями в годы войны, показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа, донести мысль о необходимости преемственности поколений, развивать художественно-эстетический вкус.
Маршрут:
- Сбор у школы.
- Поездка в метро до станции Парк Победы.
- Пешком до музея.
- Музей.
- Метро.
- Школа.
План:
- Подготовительная работа.
- Музей:
- Зал полководцев
- Парадная лестница
- Зал славы
- Диорамы
- Зал Памяти и скорби
- Блиндаж.
- Подведение итогов.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентации, декорации, военная атрибутика, маркер, слайды с материалами о ВОВ, рисунки детей, билеты для проезда в метро, цветы.
Ход экскурсии
I. Подготовительная работа.
К великому празднику победы мы с ребятами готовились с апреля. Заранее ребята подбирали материалы, посвященные определенным периодам войны или историческим событиям. Учили наизусть стихи. Родители организовали экскурсию в Центральный музей Великой Отечественной войны.
На классных часах мы слушали подготовленные рассказы ребят о подвиге народа, защищавшего своё Отечество и освободившего страны Европы от фашизма, смотрели иллюстрации, приглашали в гости ветеранов.
Перед поездкой повторили правила безопасного поведения в метро, на улицах города, в музее.
II. В Центральном музее Великой Отечественной войны.
Зал Полководцев.
И вот мы на Поклонной горе в Центральном музее Великой Отечественной войны. Все очень волнуемся. В руках цветы.
Нас встречает приветливый экскурсовод и ведет в военно-историческую экспозицию «Подвиг и Победа великого народа», которая занимает в здании музея центральное место. Мы попадаем в Зал Полководцев и видим галерею кавалеров ордена Победы. Орденом Победы награждались лица высшего командного состава за успешное проведение боевых операций: И.В. Сталин, Г.К. Жуков, А.М. Василевский, Л.А. Говоров, И.С .Конев, Р.Я. Малиновский, К.А. Мерецков, К.К. Рокоссовский, С.К. Тимошенко, Ф.И. Толбухин, А.И. Антонов. Их бронзовые бюсты установлены по периметру Зала Полководцев.
Парадная лестница.
Экскурсовод выводит нас к Парадной лестнице, ведущей к величественному Залу Славы. В центре мы увидели художественно-декоративное панно «Солдатская дорога Славы». Выполнено оно из цветного металла, обрамлено переплетающимися ветвями дуба и лавра.
Зал Славы.
Вот мы и в Зале Славы. Экскурсовод рассказывает нам, что это место почитания и выражения глубокой благодарности участникам войны, партизанам и подпольщикам, труженикам тыла, всему народу.
В центре зала возвышается 10-метровая бронзовая скульптура «Солдат Победы».
Я прошу ребят подумать, что может означать поднятая рука солдата. Приятно, что среди ответов были и правильные: поднятой рукой воин-герой провозглашает известное изречение Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!»
Подняв вверх головы, мы увидели лавровый венок, который обрамляет купол зала, а на высоте 25 метров красочную пятиконечную звезду – стилизованный орден Победы.
Диорамы.
Далее нам предстоит посмотреть уникальные диорамы, посвящённые важнейшим сражениям войны.
Битва под Москвой.
Сначала мы попадаем на диораму, посвященную «Битве под Москвой». Ребята вспоминают то, что они узнали об этом сражении. Затаив дыхание, слушают рассказ экскурсовода. Читают выученные стихи.
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.
Игорь Иванов
Блокада Ленинграда.
В диораме «Блокада Ленинграда», дети слушают рассказ, смотрят экспозицию, в глазах слезы. Звучат стихи.
Тихий вечер, мандалины звоны
с соловьем заставским в перебой,
Машенька, ведь это наша юность,
комсомол и первая любовь.
Гул гудков и дымы над заводом,
Труд в цехах неделями подряд...
Машенька, ведь это наша слава
Наша жизнь и гордость – Ленинград
Машенька, теперь в него стреляют
Прямо в город, прямо в нашу жизнь,
Смерью и позором угрожают,
Кандалы готовят и ножи.
Но смертельно волю напрягая,
Смертно ненавидя и любя
Я со всеми вместе присягаю
и даю присягу за тебя:
Нет, по городу, по Ленинграду
Полчища фашистов не пройдут,
В маленьком зеленом палисаде
лучше мертвой на земь упаду.
Так скажи друзьям своим в столице-
Стоек и бессмертен Ленинград
Он не дрогнет, он не покориться
Так сказала старшая сестра.
Сталинградская битва.
В диораме «Сталинградская битва» детей впечатляет еще и звуковое оформление. Очень страшно становится от свистящих пуль, взрывов снарядов и бомб. И вновь стихи:
Сталинград – это боль, это муки,
В Сталинграде лишь плач матерей.
Вот берет мать дитя свое в руки
И несется сквозь пули быстрей.
Реки крови и свист пулеметов
Не забудет дитя никогда.
Горы трупов умерших солдатов
Крики помощи, но в никуда.
Серый дым разрушенных зданий,
Самолет подбитый летит.
Людям нечего есть, голодают,
Много раненых, но врач – дефицит.
Умирали от пуль, от гранаты,
Замерзали насмерть порой.
Гибли, гибли наши солдаты
В Сталинграде, под Курском, Москвой.
Мать с дитем кое-как выживала,
Все что есть, отдавала ему.
Еле-еле еду доставала,
Все ему, все ему одному.
Вот прошло много лет, но я помню
Горы трупов умерших солдат,
Моя мама бежала сквозь пули.
Ты сгубил ее, Сталинград!!!
(автор Царапкина Анна)
Курская битва.
Рассказ о «Курской битве» сопровождается ревом самолетов, бомбардировкой.
Земля былинная в суровом сорок третьем.
Ты грозным Курским выступом звалась.
В тот год тебя узнали взрослые и дети,
По всей планете слава пронеслась.
Свинцом и сталью в бешенстве хлестали,
На части рвали лютые враги,
Солдаты наши кровью поливали,
"Родимая – шептали – Помоги".
Сама израненная их ты укрывала,
Теплом ласкала, как родная мать.
На битву грозную благословляла,
И посылала в бой за ратью рать.
Десятки, сотни подвигов видала,
Им нет числа, их все не сосчитать.
Ты в Понырях Седову помогала,
Разить врага, героем битвы стать.
Ты видела, как зубы крепко стиснув,
Великой целью каждый одержим,
За милую Советскую Отчизну.
Под танк бросались Зинченко и Джим.
В твоих объятьях многие остались,
В смертельной схватке прокричав "Ура!",
Чтоб ты жила, чтоб солнцу улыбались,
Седые старики и детвора.
(Г. Ильин)
Битва за Днепр.
Следующая диорама «Битва за Днепр».
На Соловьёвой переправе тьма народу,
Снаряды рвутся, и земля в огне горит.
Там через Днепр бойцов переправляли,
А их бомбил фашистский мессершмитт.
Река людьми в движении кипела.
Как можно выжить в этаком аду?
Сестричка раненых спасти хотела,
Своей рукою отвести беду.
На бреющем полёте в них стреляли.
Бойцы кричали: «Медсестричка, помоги!»
Ручьи кровавые в великий Днепр бежали,
И в них тонули наши русские сыны.
Солдаты в страшной мясорубке погибали,
Держать атаку немцев больше не могли,
Как саранча фашисты напирали,
Как будто победители судьбы.
Бойцов советских танками давили,
По трупам, невзирая, шли,
Всё на своём пути сметали
Фашистской нечисти тупые палачи.
(И. Мордовина)
Битва за Берлин.
В диораме «Битва за Берлин» настроение у ребят поднимается, они рады победе и скорбят о погибших.
Недаром Первый Белорусский
Громил оплот германо-прусский –
Гнездо зачинщиков войны.
Недаром Первый Украинский
Ворвался в лабиринт берлинский,
С другой ударив стороны.
Соединясь, они Берлину
Несли возмездье в этот день
За Беларусь, за Украину,
За черный пепел деревень!
Во время залпов в честь победы
Обрывок дружеской беседы
Случилось ночью слышать мне:
"Москва – в огнях, Берлин – в огне».
Зал памяти и скорби.
Экскурсовод ведет нас в Зал Памяти и скорби. Он посвящен памяти 26 миллионов 600 тысяч наших соотечественников, погибших и пропавших без вести. В центре зала скульптурная группа «Скорбь». Мы видим женщину, склонившуюся над поверженным воином, олицетворяющую мать, сестру и жену, оплакивающих своих сыновей, братьев, мужей. Потолок Зала Памяти художественно оформлен подвесками из лунных лампочек, на концах которых висят «хрусталики», символизирующие слезы, которые до сих пор текут по погибшим. Учащиеся возлагают к памятнику цветы.
В блиндаже.
А еще ребята фотографировались в блиндаже, стреляли из ружья и пистолета, ели вкусную солдатскую кашу.
Мы поблагодарили экскурсовода за познавательную экскурсию. Ребята были под большим впечатлением от услышанного и увиденного.
III. Подведение итогов.
На следующий день в школе мы делились своими впечатлениями и мыслями.
Ребята вспоминали всё, что было увидено и услышано на экскурсии, приводили в порядок свои знания, восстанавливали хронологию событий.
Они говорили о великом подвиге советского народа в разгроме фашизма, о том, что мы должны высоко нести знамя мира, поднятое нашими прадедами.
Список литературы:
- И. Иванов «О Москве»
- Г. Ильин «Курская битва»
- И. Мордовина «Днепр»
- А. Царапкина «Сталинград – это боль, это мука»
- С. Маршак «Москва в огнях, Берлин в огне»