Урок русского языка по теме "Перенос слов" по системе Л.В. Занкова. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Пояснительная записка

1 класс.

Система Л.В. Занкова

Учебник «Русский язык», Н.В. Нечаева.

Изучаемый раздел: «Звуки и буквы».

Тема: «Перенос слов».

Урок в изучаемом разделе занимает одно из важных мест, так как данная тема формирует навыки учащихся деления слов на слоги. Тема данного урока «Перенос слов» является закреплением уже имеющихся знаний учащихся и изучением нового материала (новых случаев переноса слов с буквами Й, Ь и Ъ). Знание слогоделения необходимы ученику для восприятия ритма стихотворения и для правильного переноса.

Задачи:

  1. Формировать умения делить слова на части для переноса, оформлять предложение на письме, каллиграфически правильно писать.
  2. Развивать умение высказывать своё предположение на основе учебного материала, отличать верно выполненное задание от неверного, способность к самоконтролю, коммуникативные умения, мыслительные операции.
  3. Воспитывать уважение к мнению друг друга, чувство взаимопомощи, любовь и интерес к русскому языку.

Ход урока

I. Самоопределение в учебной деятельности.

Звенит звонок для нас, ребята.
Мы все должны красиво встать.
Все готовы – вижу я.
Прошу вас сесть, мои друзья!

II. Стадия вызова.

У: А все ли мы уже знаем?

Д: Нет, есть еще много того, что мы не знаем.

У: Что вы предлагаете? (Продолжить работу.)

У: Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

Минутка чистописания.

п р н с

У: Что вы можете сказать об этих буквах?

Д: Обозначают согласные звуки, могут обозначать 2 звука – мягкий и твёрдый, есть парные и непарные.

У: Запишите на следующей строке и оцените себя с помощью линейки самооценивания.

У: Какое задание можно предложить для этих букв?

Д: Разбить буквы на 2 группы, вставить гласные, составить слово.

У: Составьте слово. Какое получилось слово? (Перенос)

III. Постановка учебной проблемы.

У: Запишите предложение: На уроках русского языка мы учимся красиво и грамотно писать. (Один ученик пишет на доске)

У: Какая проблема перед нами встала?

Д: Слово не помещается на строку.

У: Как поступить, если при написании слово не помещается на строку?

Д: Если слово не помещается на строку, его надо как-то перенести на следующую строку.

У: Итак, тема урока какая? «Перенос слов». Что же вам сегодня предстоит выяснить?

Д: По какому правилу нужно переносить слова.

У: Для чего нужно изучать эту тему, писать и читать мы научились? (Ответы детей: чтобы переносить слова с одной строчки на другую, чтобы текст в тетрадях выглядел красивее и экономнее)

Цель урока: научиться переносить слова с одной строчки на другую, повторить и узнать новые правила переноса.

Физкультминутка

IV. Стадия осмысления содержания.

У: Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий?

Д: Предполагаем, что слово переносить нужно по правилам.

У: Какое правило переноса слов вы уже знаете?

Д: Мы знаем, что слова нужно переносить по слогам.

У: Как разделить слово на слоги? Что вы об этом знаете?

Д: Мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Схема: Гласные звуки —> слоги —> перенос

У: Откройте учебники на странице 35 и запишите в тетрадях Упражнение 77: запишите слова по группам в зависимости от количества слогов. Взаимопроверка.

У: Все ли эти слова можно перенести?

Д: Нет. Слово «класс» – в нём один слог и слово «язык» - в нём два слога, но слог из одной буквы оставлять на строчке и переносить нельзя.

У: К нам на урок пришел один гость. Кто это? (Незнайка). Он тоже не всё знает о переносе слов, и следующие слова разделил для переноса так: пал-ьто, хозя-йка, о-бед.

У: Всё правильно он сделал? Почему? Что для этого нужно знать?

Д: Правила.

У: А какие правила переноса слов мы с вами знаем?

Д: Слова нужно переносить по слогам и слог из одной буквы оставлять на строчке и переносить нельзя.

У: Давайте прочитаем правило на странице 35 и подскажем Незнайке – какие же ошибки он допустил при переносе. (Чтение про себя и вслух, исправление ошибок на слайде).

У: Что ещё вы не знали о переносе?

Д: Буквы Ь, Ъ и Й нельзя отрывать от стоящей перед ним буквы, и слова с удвоенными согласными буквами одну оставляют на строке, а другую переносят.

У: Упражнение 78: запишите слова из упражнения 77, разделяя для переноса (дети по цепочке выходят к доске и записывают слова с делением для переноса).

Физкультминутка

V. Стадия закрепления

У: Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос? (дети выходят и исправляют ошибки; слова, которые нельзя перенести, подчеркнуть)

За-йка, ле-йка, ча-йник, ма-йка, у-ши, ше- я, ло-б, глаз-а, о-вцы, у-тки, ко-нь, коз-а.

У: Посмотрите на стихотворение, оно поможет нам и Незнайке правильно разделить слова для переноса.

Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес: е – два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес: у – кол –
И получил за это «кол».
Опять я перенес: о – пять,
Теперь, наверно, будет «пять»?!

У: Получит ли герой стихотворения «пять»? Почему? Какое правило переноса нарушил герой, чего нельзя делать при переносе слов по слогам?

Д: Нельзя оставлять на строчке и переносить на другую строчку одну букву.

У: Сегодня вы, ребята, будете в роли учителя. Положите перед собой карточку для ответов и помогите Незнайке и его друзья из другого класса правильно ответить на вопросы. С чьим ответом ты согласен, ставь «+».

  1. Как определить количество слогов в слове?

Миша: Надо подсчитать согласные. Столько же будет и слогов.

Таня: Сколько букв, столько и слогов.

Андрей: Надо подсчитать гласные. Сколько гласных, столько и слогов.

  1. Как переносить слова с одной строки на другую?

Миша: Надо переносить по буквам.

Таня: Надо целиком переносить слово.

Андрей: Слова надо переносить по слогам.

  1. Как переносить слово, если в нем один слог?

Миша: Одну букву оставить на одной строке, а остальные перенести.

Таня: Слово нельзя перенести.

Андрей: Слово можно перенести на другую строчку целиком или уместить на одной строке.

  1. Как надо переносить слова с «ь», «ъ» и с буквой «й»?

Миша: Надо перенести «ь», «ъ» и «й» на другую строку.

Таня: Такие слова нельзя переносить.

Андрей: Буквы «ь», «ъ» и «й» не переносятся на следующую строку.

У: Взаимопроверка: поменяйтесь в парах карточками и проверьте, кто из друзей Незнайки знает все правила переноса слов?

Д: Андрей.

У: Ну, а вы теперь все правила переноса слов знаете? Давайте их ещё раз повторим.

Д: Да. (проговаривают правила переноса слов)

При наличии времени, можно предложить для самостоятельной работы разделить для переноса слова в предложении На уроках русского языка мы учимся красиво и грамотно писать.

VI. Итог урока.

– Подведем итог урока. Чему мы учились на уроке русского языка? Где пригодятся нам эти знания в жизни? (писать тексты, письма, объявления и т.д.)

– Кого мы можем похвалить за хорошую работу? А кому надо стараться лучше работать на уроке?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?

У меня фишки трёх цветов:

Красная: если у меня всё получилось, я умею делить слова на слоги.

Зеленая: если у меня всё получается, но надо еще поучиться, потренироваться.

Синяя: если мне нужно много ещё тренироваться и выучить правило.

VII. Домашнее задание.

  1. На домашнее задание хочу вам предложить выполнить упражнение 80 на странице 36. Вам нужно отгадать загадку и отгаданное слово разделить для переноса, если это возможно.
  2. По желанию выбрать карточку любого цвета и выполнить задание.
    1. Разделить слова для переноса. (карточки жёлтого цвета)
      Майка, ветер, кино, собака, подъезд, пальто, коридор, масса.
    2. Разделить слова для переноса, где это возможно. (карточки синего цвета)
      Чайка, Зоя, рябина, съезд, имя, имена, деревья, котик, час, Анна, объехал.
    3. Списать слова в два столбика: в первый – из двух слогов, во второй – из трёх слогов, разделив их для переноса.
      Дорога, ягода, ветер, кино, карандаш, пенал, каток, осина, группа.

– На этом урок наш закончен.