Пояснительная записка
1 класс.
Система Л.В. Занкова
Учебник «Русский язык», Н.В. Нечаева.
Изучаемый раздел: «Звуки и буквы».
Тема: «Перенос слов».
Урок в изучаемом разделе занимает одно из важных мест, так как данная тема формирует навыки учащихся деления слов на слоги. Тема данного урока «Перенос слов» является закреплением уже имеющихся знаний учащихся и изучением нового материала (новых случаев переноса слов с буквами Й, Ь и Ъ). Знание слогоделения необходимы ученику для восприятия ритма стихотворения и для правильного переноса.
Задачи:
- Формировать умения делить слова на части для переноса, оформлять предложение на письме, каллиграфически правильно писать.
- Развивать умение высказывать своё предположение на основе учебного материала, отличать верно выполненное задание от неверного, способность к самоконтролю, коммуникативные умения, мыслительные операции.
- Воспитывать уважение к мнению друг друга, чувство взаимопомощи, любовь и интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Самоопределение в учебной деятельности.
Звенит звонок для нас, ребята.
Мы все должны красиво встать.
Все готовы – вижу я.
Прошу вас сесть, мои друзья!
II. Стадия вызова.
У: А все ли мы уже знаем?
Д: Нет, есть еще много того, что мы не знаем.
У: Что вы предлагаете? (Продолжить работу.)
У: Откройте тетради, запишите дату и вид работы.
Минутка чистописания.
п р н с
У: Что вы можете сказать об этих буквах?
Д: Обозначают согласные звуки, могут обозначать 2 звука – мягкий и твёрдый, есть парные и непарные.
У: Запишите на следующей строке и оцените себя с помощью линейки самооценивания.
У: Какое задание можно предложить для этих букв?
Д: Разбить буквы на 2 группы, вставить гласные, составить слово.
У: Составьте слово. Какое получилось слово? (Перенос)
III. Постановка учебной проблемы.
У: Запишите предложение: На уроках русского языка мы учимся красиво и грамотно писать. (Один ученик пишет на доске)
У: Какая проблема перед нами встала?
Д: Слово не помещается на строку.
У: Как поступить, если при написании слово не помещается на строку?
Д: Если слово не помещается на строку, его надо как-то перенести на следующую строку.
У: Итак, тема урока какая? «Перенос слов». Что же вам сегодня предстоит выяснить?
Д: По какому правилу нужно переносить слова.
У: Для чего нужно изучать эту тему, писать и читать мы научились? (Ответы детей: чтобы переносить слова с одной строчки на другую, чтобы текст в тетрадях выглядел красивее и экономнее)
Цель урока: научиться переносить слова с одной строчки на другую, повторить и узнать новые правила переноса.
Физкультминутка
IV. Стадия осмысления содержания.
У: Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий?
Д: Предполагаем, что слово переносить нужно по правилам.
У: Какое правило переноса слов вы уже знаете?
Д: Мы знаем, что слова нужно переносить по слогам.
У: Как разделить слово на слоги? Что вы об этом знаете?
Д: Мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Схема: Гласные звуки —> слоги —> перенос
У: Откройте учебники на странице 35 и запишите в тетрадях Упражнение 77: запишите слова по группам в зависимости от количества слогов. Взаимопроверка.
У: Все ли эти слова можно перенести?
Д: Нет. Слово «класс» – в нём один слог и слово «язык» - в нём два слога, но слог из одной буквы оставлять на строчке и переносить нельзя.
У: К нам на урок пришел один гость. Кто это? (Незнайка). Он тоже не всё знает о переносе слов, и следующие слова разделил для переноса так: пал-ьто, хозя-йка, о-бед.
У: Всё правильно он сделал? Почему? Что для этого нужно знать?
Д: Правила.
У: А какие правила переноса слов мы с вами знаем?
Д: Слова нужно переносить по слогам и слог из одной буквы оставлять на строчке и переносить нельзя.
У: Давайте прочитаем правило на странице 35 и подскажем Незнайке – какие же ошибки он допустил при переносе. (Чтение про себя и вслух, исправление ошибок на слайде).
У: Что ещё вы не знали о переносе?
Д: Буквы Ь, Ъ и Й нельзя отрывать от стоящей перед ним буквы, и слова с удвоенными согласными буквами одну оставляют на строке, а другую переносят.
У: Упражнение 78: запишите слова из упражнения 77, разделяя для переноса (дети по цепочке выходят к доске и записывают слова с делением для переноса).
Физкультминутка
V. Стадия закрепления
У: Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос? (дети выходят и исправляют ошибки; слова, которые нельзя перенести, подчеркнуть)
За-йка, ле-йка, ча-йник, ма-йка, у-ши, ше- я, ло-б, глаз-а, о-вцы, у-тки, ко-нь, коз-а.
У: Посмотрите на стихотворение, оно поможет нам и Незнайке правильно разделить слова для переноса.
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес: е – два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес: у – кол –
И получил за это «кол».
Опять я перенес: о – пять,
Теперь, наверно, будет «пять»?!
У: Получит ли герой стихотворения «пять»? Почему? Какое правило переноса нарушил герой, чего нельзя делать при переносе слов по слогам?
Д: Нельзя оставлять на строчке и переносить на другую строчку одну букву.
У: Сегодня вы, ребята, будете в роли учителя. Положите перед собой карточку для ответов и помогите Незнайке и его друзья из другого класса правильно ответить на вопросы. С чьим ответом ты согласен, ставь «+».
- Как определить количество слогов в слове?
Миша: Надо подсчитать согласные. Столько же будет и слогов.
Таня: Сколько букв, столько и слогов.
Андрей: Надо подсчитать гласные. Сколько гласных, столько и слогов.
- Как переносить слова с одной строки на другую?
Миша: Надо переносить по буквам.
Таня: Надо целиком переносить слово.
Андрей: Слова надо переносить по слогам.
- Как переносить слово, если в нем один слог?
Миша: Одну букву оставить на одной строке, а остальные перенести.
Таня: Слово нельзя перенести.
Андрей: Слово можно перенести на другую строчку целиком или уместить на одной строке.
- Как надо переносить слова с «ь», «ъ» и с буквой «й»?
Миша: Надо перенести «ь», «ъ» и «й» на другую строку.
Таня: Такие слова нельзя переносить.
Андрей: Буквы «ь», «ъ» и «й» не переносятся на следующую строку.
У: Взаимопроверка: поменяйтесь в парах карточками и проверьте, кто из друзей Незнайки знает все правила переноса слов?
Д: Андрей.
У: Ну, а вы теперь все правила переноса слов знаете? Давайте их ещё раз повторим.
Д: Да. (проговаривают правила переноса слов)
При наличии времени, можно предложить для самостоятельной работы разделить для переноса слова в предложении На уроках русского языка мы учимся красиво и грамотно писать.
VI. Итог урока.
– Подведем итог урока. Чему мы учились на уроке русского языка? Где пригодятся нам эти знания в жизни? (писать тексты, письма, объявления и т.д.)
– Кого мы можем похвалить за хорошую работу? А кому надо стараться лучше работать на уроке?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
У меня фишки трёх цветов:
Красная: если у меня всё получилось, я умею делить слова на слоги.
Зеленая: если у меня всё получается, но надо еще поучиться, потренироваться.
Синяя: если мне нужно много ещё тренироваться и выучить правило.
VII. Домашнее задание.
- На домашнее задание хочу вам предложить выполнить упражнение 80 на странице 36. Вам нужно отгадать загадку и отгаданное слово разделить для переноса, если это возможно.
- По желанию выбрать карточку любого цвета и выполнить задание.
- Разделить слова для переноса. (карточки жёлтого цвета)
Майка, ветер, кино, собака, подъезд, пальто, коридор, масса. - Разделить слова для переноса, где это возможно. (карточки синего цвета)
Чайка, Зоя, рябина, съезд, имя, имена, деревья, котик, час, Анна, объехал. - Списать слова в два столбика: в первый – из двух слогов, во второй – из трёх слогов, разделив их для переноса.
Дорога, ягода, ветер, кино, карандаш, пенал, каток, осина, группа.
- Разделить слова для переноса. (карточки жёлтого цвета)
– На этом урок наш закончен.