Класс: 2.
Цель и задачи: Познакомить с правилом написания слов с парными согласными. Развивать практические навыки написания слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова или подбора однокоренного слова; закрепить знания об алфавите, развивать орфографическую зоркость. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету, создать необходимые условия для активной деятельности обучающихся, активизировать учащихся для самостоятельного добывания знаний, нахождения нужных примеров, аргументов.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с тестом для работы в статичных парах, правило на листах в виде дубовых и берёзовых листочков, иллюстрации, овощей, цветов, пруда.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ И СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА.
– Сегодня на уроке мы совершим прогулку по ...
А где будем гулять, узнаем, вспомнив алфавит.
(хором дети называют алфавит)
– Алфавит – это буквы, расположенные по порядку. У каждой буквы свой порядковый номер.
– Место, где будем гулять зашифровано. Какая буква в алфавите стоит первой? («а»).
Примечание: Далее ученики по данным числам расшифровывают слова, а учитель записывает правильный ответ.
На доске под числами записаны слова:
19 | 1 | 5 | - | 16 | 4 | 16 | 18 | 16 | 5 |
с | а | д | - | о | г | о | р | о | д |
– Сегодня будем гулять по саду-огороду.
– А теперь сделаем транскрипцию этих слов: [с а т - а г а р о т]
– Что увидели? (Пишем «д», а говорим [т] )
II. ЧИСТОПИСАНИЕ.
Чтобы попасть туда, надо пройти по дорожке:
БПДТЗСЖШВФГК
– Что это за буквы? (Согласные)
– Что образуют эти буквы? (Пары)
– Пропишем парные согласные в тетрадях.
III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Вот по этой дорожке мы и пришли к саду, да необычному, а саду-огороду парных согласных. Но войти не можем, калитка закрыта. Чтобы её «открыть» – надо выполнить задание. Вставьте нужные буквы, чтобы получились слова.
Примечание: На экране появляется изображение калитки со словами (1 слайд). Переход к следующим слайдам будет по мере работы с каждым словом. Последний слайд – после анализа этих слов(5 слайд).
С А Д
С А Д . К
С А Д О В . Й
С А Д О В . . К
Далее проводится анализ слов:
– Что общего у этих слов? (Корень)
– Как называются такие слова? (Родственные или однокоренные)
– Что такое «родственное слово»? (Дети говорят определение.)
– Произнесём слово сад: [ с а т].
– Слышим ли мы в слове звук [д] ? (Нет)
– А в словах садовый, садовник, садик? (Да)
– Понаблюдайте. Что заставило звук [д] звучать чётко, ясно, звонко? (Гласная после неё)
Вы сделали открытие! Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо слово изменить, либо подобрать родственное слово, чтобы после согласной стоял гласный или согласный звук [н].
Замок открылся и мы саду-огороде.
И первое, что мы увидели это грядки.
– Какую парную согласную напишем в слове «гря . ки»? («д», проверочное слово -гряда-)
– А что растёт на грядках, вы узнаете, если отгадаете загадки:
1. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Примечание: как только дети отгадали загадку, учитель прикрепляет наглядное пособие с изображением моркови, а затем лука.
– Какую согласную мы напишем слове? («в», проверочное слово – морковочка-)
– С красной строки напишем сначала проверочное слово, а затем проверяемое:
Морковочка – морковь.
– Подчеркните проверяемую букву.
2. Заставил плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а просто . . .(Лук)
– какую парную согласную напишем? («к», проверочное слово – луковица)
– Пишем:
Луковица – лук.
– Мы отгадали загадки, и теперь « Морковка» просит нас выполнить упражнение 321.
Примечание: Один ребёнок у доски выполняет упражнение с комментированием, а остальные в тетрадях. Учитель проводит анализ выполненной работы и, выслушивая мнения учеников, оглашает оценку.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
– Мы задание выполнили и отправляемся дальше, а в этом нам поможет ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
В необычный сад попали,
Совершили дальний путь.
Летели, плыли, ехали –
Пора и отдохнуть.
В саду мы том увидим
И прудик и цветы.
Про парные согласные
Узнаем я и ты.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Попрощались с грядками, подошли к цветнику. А там распустились цветы. Но какие, мы узнаем, если правильно выполним задание.
Примечание: На доске написаны предложения, но вместо названий цветов перевёрнутые плакаты с изображением цветов. По мере отгадывания учитель переворачивает иллюстрации и показывает ребятам изображения цветов.
- Весной цветёт душистый ...(Ландыш).
- Виден издалека красный ...(Мак).
- Ветерок пролетел, ...(Колокольчик) зазвенел.
– Сначала задания давала « морковка», а теперь задание дают нам цветы.
Примечание: учитель произносит слово, а ребята хлопают, если в нём есть парный согласный, который надо проверить.
Слова: голубь, дорога, сорока, уж, малина, мышь.
– А мы продолжаем нашу прогулку и впереди виден пруд.
– Произнесём слово «пруд».([п р у т])
– Вспомним, что надо сделать, чтобы проверить парный согласный в слове «пруд»? (Дети вспоминают правило и подбирают проверочные слова: прудик, пруды.)
Учитель делает вывод:
– Значит, в слове напишем букву «д».
– А что такое пруд?
– Пруд – это водоем в естественном или искусственном углублении.
– А если написать в этом слове букву «т»?
– Что за слово получится? (прут)
– А что такое прут?
– Прут – это тонкая, отломанная или отрезанная ветка без листьев.
– Подберите проверочное слово. (Прутик)
– Вокруг нашего пруда много растений. Как они называются? (Рогоз)
– Подберите проверочное слово. (Листья рогоза)
Примечание: Если дети назвали «Камыш», то учитель показывает иллюстрацию с камышом. Просит, чтобы ребята запомнили и больше не путали растения.
– Подберите проверочное слово. (Камыши)
– В пруду живёт рыбка, и она просит выполнить тест в статичных парах.
Примечание: на каждом столе уже лежит тест. (Приложение)
VI. РАБОТА С ТЕСТОМ.
VII. ИТОГ УРОКА.
Наша прогулка подошла к концу.
– Что нового узнали?
– Что удивило?
– Что запомнилось?
Мы ещё не раз будем приходить в сад парных согласных. А чтобы вы не забывали правило, берёзки и дубки дарят вам свои листочки. Посмотрите, что на них написано.
Парные звуки согласные
Бывают такие разные.
Звук нечётко слышится...
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный!
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Вспомнить, какие слова с парными согласными встречались на уроке, записать их в тетрадь и подобрать проверочные слова к ним.