Урок русского языка по теме "Парные согласные в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Класс: 2.

Цель и задачи: Познакомить с правилом написания слов с парными согласными. Развивать практические навыки написания слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова или подбора однокоренного слова; закрепить знания об алфавите, развивать орфографическую зоркость. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету, создать необходимые условия для активной деятельности обучающихся, активизировать учащихся для самостоятельного добывания знаний, нахождения нужных примеров, аргументов.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с тестом для работы в статичных парах, правило на листах в виде дубовых и берёзовых листочков, иллюстрации, овощей, цветов, пруда.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ И СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА.

– Сегодня на уроке мы совершим прогулку по ...

А где будем гулять, узнаем, вспомнив алфавит.

(хором дети называют алфавит)

– Алфавит – это буквы, расположенные по порядку. У каждой буквы свой порядковый номер.

– Место, где будем гулять зашифровано. Какая буква в алфавите стоит первой? («а»). 

Примечание: Далее ученики по данным числам расшифровывают слова, а учитель записывает правильный ответ.

На доске под числами записаны слова:

19 1 5 - 16 4 16 18 16 5
с а д - о г о р о д

– Сегодня будем гулять по саду-огороду.

– А теперь сделаем транскрипцию этих слов: [с а т - а г а р о т]

– Что увидели? (Пишем «д», а говорим [т] )

II. ЧИСТОПИСАНИЕ.

Чтобы попасть туда, надо пройти по дорожке:

БПДТЗСЖШВФГК

– Что это за буквы? (Согласные)

– Что образуют эти буквы? (Пары)

– Пропишем парные согласные в тетрадях.

III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Вот по этой дорожке мы и пришли к саду, да необычному, а саду-огороду парных согласных. Но войти не можем, калитка закрыта. Чтобы её «открыть» – надо выполнить задание. Вставьте нужные буквы, чтобы получились слова.

Примечание: На экране появляется изображение калитки со словами (1 слайд). Переход к следующим слайдам будет по мере работы с каждым словом. Последний слайд – после анализа этих слов(5 слайд).

С А Д
С А Д . К
С А Д О В . Й
С А Д О В . . К

Далее проводится анализ слов:

– Что общего у этих слов? (Корень)

– Как называются такие слова? (Родственные или однокоренные)

– Что такое «родственное слово»? (Дети говорят определение.)

– Произнесём слово сад: [ с а т].

– Слышим ли мы в слове звук [д] ? (Нет)

– А в словах садовый, садовник, садик? (Да)

– Понаблюдайте. Что заставило звук [д] звучать чётко, ясно, звонко? (Гласная после неё)

Вы сделали открытие! Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо слово изменить, либо подобрать родственное слово, чтобы после согласной стоял гласный или согласный звук [н].

Замок открылся и мы саду-огороде.

И первое, что мы увидели это грядки.

– Какую парную согласную напишем в слове «гря . ки»? («д», проверочное слово -гряда-)

– А что растёт на грядках, вы узнаете, если отгадаете загадки:

1. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Примечание: как только дети отгадали загадку, учитель прикрепляет наглядное пособие с изображением моркови, а затем лука.

– Какую согласную мы напишем слове? («в», проверочное слово – морковочка-)

– С красной строки напишем сначала проверочное слово, а затем проверяемое:

Морковочка – морковь.

– Подчеркните проверяемую букву.

2. Заставил плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а просто . . .(Лук)

– какую парную согласную напишем? («к», проверочное слово – луковица)

– Пишем:

Луковица – лук.

– Мы отгадали загадки, и теперь « Морковка» просит нас выполнить упражнение 321.

Примечание: Один ребёнок у доски выполняет упражнение с комментированием, а остальные в тетрадях. Учитель проводит анализ выполненной работы и, выслушивая мнения учеников, оглашает оценку.

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

– Мы задание выполнили и отправляемся дальше, а в этом нам поможет ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

В необычный сад попали,
Совершили дальний путь.
Летели, плыли, ехали –
Пора и отдохнуть.
В саду мы том увидим
И прудик и цветы.
Про парные согласные
Узнаем я и ты.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Попрощались с грядками, подошли к цветнику. А там распустились цветы. Но какие, мы узнаем, если правильно выполним задание.

Примечание: На доске написаны предложения, но вместо названий цветов перевёрнутые плакаты с изображением цветов. По мере отгадывания учитель переворачивает иллюстрации и показывает ребятам изображения цветов.

  1. Весной цветёт душистый ...(Ландыш).
  2. Виден издалека красный ...(Мак).
  3. Ветерок пролетел, ...(Колокольчик) зазвенел.

– Сначала задания давала « морковка», а теперь задание дают нам цветы.

Примечание: учитель произносит слово, а ребята хлопают, если в нём есть парный согласный, который надо проверить.

Слова: голубь, дорога, сорока, уж, малина, мышь.

– А мы продолжаем нашу прогулку и впереди виден пруд.

– Произнесём слово «пруд».([п р у т])

– Вспомним, что надо сделать, чтобы проверить парный согласный в слове «пруд»? (Дети вспоминают правило и подбирают проверочные слова: прудик, пруды.)

Учитель делает вывод:

– Значит, в слове напишем букву «д».

– А что такое пруд?

– Пруд – это водоем в естественном или искусственном углублении.

– А если написать в этом слове букву «т»?

– Что за слово получится? (прут)

– А что такое прут?

– Прут – это тонкая, отломанная или отрезанная ветка без листьев.

– Подберите проверочное слово. (Прутик)

– Вокруг нашего пруда много растений. Как они называются? (Рогоз)

– Подберите проверочное слово. (Листья рогоза)

Примечание: Если дети назвали «Камыш», то учитель показывает иллюстрацию с камышом. Просит, чтобы ребята запомнили и больше не путали растения.

– Подберите проверочное слово. (Камыши)

– В пруду живёт рыбка, и она просит выполнить тест в статичных парах.

Примечание: на каждом столе уже лежит тест. (Приложение)

VI. РАБОТА С ТЕСТОМ.

VII. ИТОГ УРОКА.

Наша прогулка подошла к концу.

– Что нового узнали?

– Что удивило?

– Что запомнилось?

Мы ещё не раз будем приходить в сад парных согласных. А чтобы вы не забывали правило, берёзки и дубки дарят вам свои листочки. Посмотрите, что на них написано.

Парные звуки согласные
Бывают такие разные.
Звук нечётко слышится...
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный!

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Вспомнить, какие слова с парными согласными встречались на уроке, записать их в тетрадь и подобрать проверочные слова к ним.