Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности (на примере уроков математики)

Разделы: Математика


Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам». Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы и личных наблюдений знаем, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.

Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?

Чтобы ответить на эти вопросы мы обратились к изучению проблемы формирования познавательного интереса к учению как способа развития креативных способностей личности.

Сформировали цель: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.

Исходя из цели, определили следующие задачи:

  • изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу;
  • проанализировать Программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;
  • апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению;

Объектом исследования выбрали процесс формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики.

Познавательный интерес как мотив учебной деятельности

Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.

Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.

Нами было проведено анкетирование 139 учащихся с целью определения мотива изучения школьниками математики и влияние мотива на эффективность обучения. Некоторые результаты опроса представлены в таблице.

Из приведенных в таблице данных следует, что 35% учащихся изучают математику в силу интереса к предмету. Это высокий процент, но, к сожалению, не самый распространенный мотив учебной деятельности. 50% учащихся, ответивших, что изучают математику, потому что это им интересно, имеют по ней четвертные оценки 4 и 5. Значит, интерес к предмету - самый сильный стимул к учению. Существуют, конечно же, и учащиеся, которые работают по принуждению (их 15%).

Результаты опроса учащихся, выявляющего мотив изучения математики

Мотив \ Класс 9 «А» 9 «Б» 8 «А» 8 «С» 8 «В» 7 «Б» 5 «Б» Общий итог
Интерес к предмету 9 14 11 3 1 8 3 49
35%
Сознательность 12 12 13 10 4 15 3 69
50%
Принуждение 6 3 - 2 6 1 3 21
15%

В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков. Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями. Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один ученик, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному - двум предметам. Но, наличие устойчивого интереса к тому или иному предмету положительно сказывается на учебной работе по другим предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, так и моральные факторы. Таким образом, важной задачей учителя является формирование у школьников первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учебе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.

Понимая важность математики для развития детей, учителя прилагают большие усилия для того, чтобы заинтересовать школьников своим предметом.

Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы, можно выделить в нем два источника познавательных интересов:

во-первых, содержание учебного материала;

во-вторых, организация познавательной деятельности учащихся, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении.

Внутри одного урока каждый источник познавательного интереса не действует изолированно, а находится во взаимосвязи с другими источникам интереса.

Рассмотрим каждый из источников.

Содержание учебного материала

Внутри каждого источника можно выделить несколько конкретных стимулов познавательного интереса.

В группу стимулов, содержащихся в первом источнике, входят:

  • новизна содержания учебного материала;
  • практическая значимость содержания знаний;
  • историзм;
  • современные достижения науки.

Новизна содержания учебного материала

Новизна содержания учебного материала – важный стимул, побуждающий познавательный интерес. На уроках ознакомления с новым материалом школьники узнают новые понятия, выявляют новые свойства и закономерности, находят новые способы действий. У части детей сам факт познавания чего-либо неизвестного для них вызывает интерес. Для других – изучаемый материал только тогда вызывает интерес, когда его содержание смогло их поразить, удивить, озадачить. В результате проведенного опроса учащихся 5–6 классов мы выяснили, что наиболее интересными для них с точки зрения содержания являются темы: «Доли. Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби», «Среднее арифметическое», «Проценты», «Круговые диаграммы», «Транспортир», «Микрокалькулятор» (5 кл), «Признаки делимости на 9, на 3, на 11», «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», «Прямая и обратные зависимости», «Действия с положительными и отрицательными числами», «Координатная плоскость» (6 кл). По мнению детей, на этих уроках они открыли для себя совершенно новые области знаний, поэтому, можно считать, что стимул новизны здесь имел особенно большой эффект.

Новые факты и сведения, новизна содержания – не единственный и не постоянный стимул познавательного интереса, которым располагает содержание обучения. Этот побудитель не может быть постоянным и единственным уже потому, что после уроков изучения нового материала идет целая серия уроков, рассматривающих единое содержание, которое либо закрепляется, либо углубляется.

Практическая значимость содержания знаний

Другим стимулом интереса, заключенным в содержании учебного материала, является практическая значимость содержания знаний. Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет как бы о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Познавательная и практическая деятельность человека, находятся в тесном единстве и переплетаются. Результаты проведённых исследований показывают, что для значительной части учащихся источник формирования познавательных интересов лежит в их практической деятельности. Этих учащихся в учебных предметах интересует не теоретический аспект, а те советы и рекомендации, которые они могут извлечь из них для своей практической деятельности. Для таких школьников использование именно этого стимула особенно значимо, оно способствует устранению несоответствия, образовавшегося между их познавательной и практической деятельностью, и подводит их к осознанию необходимости теоретических знаний.

Зная такую особенность детей, известный математик Н.Я. Виленкин рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов. В своей работе мы придерживаемся этой рекомендации.

Например, изучение темы «Уравнение» (5 кл) начинаем с демонстрации рисунка к следующей задаче: «На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чаше – гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?»

К восприятию понятия НОД при изучении темы «Наибольший общий делитель» (6 кл) подводим решением задачи: «Какое наибольшее число подарков можно сделать из 48 конфет «Ласточка» и 36 конфет «Буревестник», если надо использовать все конфеты?»

Рассмотрение темы «Нахождение числа по его дроби» (6 кл) начинаю с задачи «Расчистили от снега 5\2 катка, что составляет 800 м2. Найдите площадь всего катка».

При изучении нового материала пытаемся раскрыть его практическую значимость.

Например, при изучении темы «Тригонометрия» (9, 10 кл) можно рассказать учащимся о том, что тригонометрия – сравнительно молодая наука, она была вызвана к жизни потребностями астрономии. Тригонометрические знания нужны для определения положения небесных светил, составления карты звездного неба, предсказания солнечных затмений, расчетов траекторий комет и т.п. Увидев важность тригонометрических знаний, учащиеся начинают добросовестнее «грызть гранит науки».

Чтобы у учащихся не возникало представление о «сухости» математики, оторванности её от жизни, надо показать взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром.

При изучении тем «Золотое отношение» (6 кл), «Симметрия» (8, 10 кл) демонстрируем репродукции архитектурных сооружений и нерукотворных творений природы – листочки растений, цветы, тем самым подводим учащихся к мысли, что математика – это не только стройная система теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты.

Для усиления мотивации при опросе часто используем числовой математический диктант. Могут дети заполнять и пропуски в буквенных или числовых выражениях или продолжать незаконченные математические предложения. Также сигнальные карточки хорошо дают понять, кто из ребят лучше разбирается в теоретическом материале. Проводим цифровые диктанты – это прием из программированного обучения. При объяснении нового материала на некоторых уроках можно использовать сказочные сюжеты, например, при объяснении темы «Теорема Пифагора»: проводится урок-сказка «Путешествие в страну геометрических фигур».

При изучении некоторых тем школьники сами приводят примеры их применения в жизни. На вопрос «Где применяются проценты?» учащиеся отвечают: «В банковском деле», «в промышленности», «в сельском хозяйстве», «в науке». Ученики сами приводят примеры применения «преобразования гомотетии», находят в окружающем мире примеры симметричных, подобных фигур. Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная, знакомим их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Считаем, что слава великих ученых, история их жизни являются сильным воспитательным средством. Знакомство с биографиями крупных ученых, с методами их работы дает исключительно много для формирования характера учащихся, их идеалов.

С.Л. Рубинштейн, характеризуя психологическую природу мыслительного процесса, указывал: «Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия» [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946].

Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их «добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность. Проблемное обучение имеет ряд достоинств, оно обеспечивает связь с жизнью, практикой, делает процесс обучения динамичным.