Взаимообратные задачи

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: изучение новой темы.

Цель: сформировать представление о взаимообратных задачах, в учебной деятельности, на основе имеющихся у учащихся знаний.

Задачи:

  • воспитание  интереса к предмету, формирование  нравственных качеств личности;
  • развитие познавательных универсальных учебных действий (анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать);
  • закрепление знаний терминов связанных с термином задача;
  • формирование умения распознавать и составлять задачу обратную данной.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Мотивация к деятельности.

Слайд 1Зимний лес.

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.

– Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Взаимосвязь между частью и целым.

– Из зимнего леса к нам в класс залетели снежинки, к некоторым ребятам они приземлились на парту, переверните снежинку и выполните задание. (С обратной стороны записать состав числа 9.)

– А несколько снежинок приземлились на доску.
– Сколько на доске снежинок? (3)
– Растаяли снежинки, и что же осталось на доске? (Числа 5, 4, 9.)
– Из данных чисел составьте всевозможные равенства. Подчеркните в этих равенствах части одной чертой, а целое возьмите в кружок.
Дети выходят по одному к доске и записывают равенства с проговариванием.

5 + 4 = 9
4 + 5 = 9
9 – 4 = 5
9 – 5 = 4

– Какие правила мы применили, чтобы составить равенства?
(От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Чтобы найти целое, надо сложить все части.
Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.)
– На примере этих равенств, состав какого числа мы повторили? (9)
– Т.е. 9 это? (5 и 4)
– А теперь проверим, как ребята выполнили индивидуальные задания.
– Кто расскажет полностью состав числа 9?
– А остальные проверят.

Физкультминутка для глаз «Снежинки»

Слайд 2: Снежинки.

– Понаблюдаем за снежинками, не поворачивая головы, ведём глазками за снежинкой, которая двигается.

2. Слайд 3: Снеговик.

– На полянке в зимнем лесу живёт снеговик-почтальон, который принёс нам задания на урок.
Первое задание:
– Ответьте на вопросы:
– Из каких частей состоит текст задачи? (Из условия и вопроса.)
– Как их различать? (Условие задачи – это то,  что мы знаем. Вопрос задачи – это то, что мы не знаем, но должны узнать.)
– А решение задачи из каких шагов состоит? (Схема, выражение, решение, ответ.)

Слайд 4:     условие           выражение
                    вопрос             решение
                    схема                ответ

– Прочитайте хором составные части задачи.
– Судя по вопросам, которые нам задал Снеговик, чем мы будем заниматься на уроке? (Решать задачи.)
– И Снеговик предлагает нам решить задачу.
– Но сначала, скажите, какие птицы остаются у нас зимовать?
– Чем они питаются?
– А как мы с вами можем им помочь пережить такую голодную и холодную зиму?

Слайд 5: Текст задачи с картинкой.

На кормушке сидело 2 синички. Прилетела 1 синичка.
Сколько синичек прилетело? (Мы не можем решить эту задачу, потому что мы уже знаем, что прилетело 2 синички.)
– Т.е. неверно поставлен вопрос. Измените вопрос так, чтобы мы могли решить эту задачу. (На кормушке сидело 2 синички. Прилетела 1  синичка. Сколько синичек стало?)

Слайд 6: Текст задачи с картинкой.

–  Прочитайте ещё раз задачу.
– Каково условие в этой задаче? (Мы знаем, что было 2 синички, и прилетело ещё 1 синичка.)
– Каков вопрос в задаче? (Сколько стало синичек?)
– На каждой парте лежит 1 карточка со схемой, работаем в парах, оденьте схему.

– Проверим, как вы одели схему.
Один ученик у доски ставит карточки к схеме с проговариванием: 2 синички сидели – это часть, 1 синичка прилетела – это часть, мы не знаем сколько синичек стало – это целое.  

– Запишите на карточке выражение и решите его.
– Проверим решение.
(Один  ученик у доски, ставит карточки к  схеме с проговариванием: неизвестно целое – чтобы найти целое надо сложить все части. 2 + 1= 3)
– Запишите на карточке ответ. Чтобы правильно сформулировать ответ, ещё раз прочитаем вопрос задачи.
Один ученик у доски проговаривает ответ: 3 синички стало на кормушке.
Записывает ответ. Ответ: 3 с.

Физкультминутка общего воздействия «Снежинки»

Мы снежинки, мы снежинки.
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.

III.  Постановка проблемы

– Следующее задание от Снеговика. Составьте задачу обратную данной.
Выслушиваются ответы детей. (Возможно никто не ответит.)
– Почему получились разные ответы. Или, почему мы не смогли выполнить задание?  (Ответы детей.)
– Правильно я вас поняла, что мы не понимаем значение некоторых слов в задании и поэтому не можем выполнить задание.

IV.  Проектирование и фиксация нового знания

– Прослушайте ещё раз задание. Составьте задачу обратную данной.
– Давайте проанализируем каждое слово.
– Составьте задачу, значит, что вы должны сделать? (Придумать задачу.)
– А какую вы должны придумать задачу? (Обратную)
– А как вы понимаете слово обратную? (Выслушиваются ответы детей.)
– По словарю Ожегова обратная – направленная в сторону противоположную какому-то движению; ведущая назад.
Обратная – противоположная.
Обратная – идущая в другую сторону.
– Т.е. мы должны составить задачу,  которая у нас «шла бы в другую сторону».
– Обратную данной задаче – это какой? (Той задаче, которая у нас есть.)
– Т.е мы должны взять за основу эту задачу и что-то в ней изменить.
– А как вы думаете, что мы могли бы изменить в нашей задаче, чтобы она пошла в другую сторону. (Выслушиваются ответы детей)
– Чтобы получить задачу обратную данной, надо одно известное сделать неизвестным, а неизвестное сделать известным.
Работа со  второй схемой на доске. Один ученик расставляет карточки с числами.

– Составьте задачу по этой схеме.  (На кормушке сидело 2 синички. Когда несколько прилетело, стало 3 синички.  Сколько синичек прилетело?)
– Запишем выражение и решим его.
Один ученик у доски записывает с проговариванием.
3 – 2 = 1(с)
(Неизвестна часть, чтобы найти часть,  надо из целого вычесть другую часть.)
Аналогичная работа строится по третьей схеме.
– Вот мы с вами и составили задачи обратные данной.
– Так чем же схожи обратные задачи?  (Говорится об одном и том же о синичках.)
–  А чем отличаются?  (Известное и неизвестное меняются местами.)

V.  Первичное закрепление

Учебник стр. 48  №1(б)
– А у Снеговика есть друг Лесовичок.
– Рассмотрите рисунок, схему, придумайте задачу по первой схеме.
– Прочитайте выражение.  (У  Лесовичка было 4 шарика. Один лопнул. Сколько шариков  осталось?   4 – 1= 3(ш.))
– Придумайте задачи по остальным схемам и запишите выражения.
Проверка.
– А вторая и третья задачи они обратные по отношению к первой? (Да.)
– Почему, вы так думаете? (Неизвестное стало известным, а известное неизвестным.)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учебник стр. 48 №1 (а)

VII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд 7: Снеговик.

– И последнее задание от Снеговика.
– Ответьте на вопросы:
– Чему учились на уроке?  (Решать задачи.)
– Какие задачи учились решать?  (Обратные данной.)
– Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

– Спасибо за урок.