Модернизация образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно знаний, умений и навыков к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у ребёнка общеучебных умений и навыков, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности. Сокращение часов на изучение предметов естественного цикла, снижение мотивации учащихся к изучению этих предметов приводит к необходимости использования активных форм обучения, например исследовательской работы с художественным текстом.
Цель: сформировать умение выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитать критическое мышление;
- повысить активность на уроке;
- повысить общекультурный уровень учащихся.
В зависимости от возрастной категории и уровня подготовки учащихся предлагаются задания различного уровня сложности :
- озаглавить текст;
- составить план и по нему пересказать текст;
- ответить на предложенные вопросы;
- записать уравнения реакций, предложенные в тексте;
- высказать своё мнение по затронутой проблеме.
Использование художественного текста возможно на всех типах уроков:
- изучение и первичное закрепление нового материала;
- закрепление новых знаний и умений;
- закрепление и применение новых знаний;
- обобщение и систематизация.
Накоплен целый банк заданий по темам.
Остановлюсь на дидактических заданиях, направленных на активизацию процессов мышления.
Последовательность процессов мышления такова:
Восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение-систематизация.
Восприятие - это задания, связывающие новый материал с ранее изученным . Важна аналитико – синтетическая деятельность по установлению связи одного объекта с другим.
Например, при изучении темы “Оксиды углерода” использую отрывок из сказки “Мороз Иванович”:
- А зачем ты, Мороз Иванович, - спросила Рукодельница, - зимою по улицам ходишь да в окошки стучишь?
- А затем я в окошки стучу, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать, а нетто ведь я знаю, что есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть не закроют, или закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно, голова у людей болит, в глазах зелено, совсем умереть от угара можно.
Вопросы: какие продукты образуются при сгорании угля, что такое угар, почему от него можно умереть?
Закрепление: работа по узнаванию и воспроизведению, требует заданий репродуктивного характера.
Тема “Тела и вещества” П. Бажов “Хозяйка медной горы”:
… И видит Степанушко огромную комнату, а в ней – постеля, столы, табуретки- все из корольковой меди . Стены малахитовые, с алмазом, потолок тёмно- красный, а нна ём цветки медны.
Задание: выпиши отдельно тела и вещества.
Тема “Силикатная промышленность”. Из стихотворения М. В. Ломоносова выписать области применения стекла в 18 веке.
Тема “Чистые вещества и смеси” - сказка “Мороз Иванович”:
“Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт, да ещё какая затейница: коль вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода – то знай проходит сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.
Вопрос: какие методы очистки воды использовала Рукодельница?
Применение. Перенос знаний в различные области. Требуются разноуровневые задания: как репродуктивного характера для слабоуспевающих, так и творческие.
Примеры.
1. Тема “Сера”. После битвы в доме Одиссея стены и пол залы были залиты кровью. Одиссей говорит служанке:
Няня, огня принеси
И подай очистительной серы,
Залу нам надо почистить.
Вопрос: для чего Одиссей велел принести огня и серы? Написать уравнение реакции в электронном балансе.
Тема “Фосфор”. Почему капитан Сорвиголова не мог светиться, даже если бы он съел целую тонну рыбных консервов.
Тема “Углеводы” У Жюля Верна в романе “Таинственный остров” читаем:
“Выпарив глицерин в водяной бане, Сайрес Смит подлил к нему азотную кислоту и получил, не применяя охлаждающей жидкости, несколько капель жёлтой маслянистой жидкости. Он поднёс сосуд товарищам и сказал:
- Вот вам…
Вопрос: напишите уравнение реакции, которое осуществил инженер, и замените многоточие названием полученного вещества.
Исправление химических ошибок:
Игорь Сельвинский:
Видишь - мрамор! Это – просто кальций,
Химия, породистый кристалл.
В . Солоухин “Продолжение времени”:
“Современные модернисты создают свои шедевры, не отходя от холста. Потому что зачем трудиться, если всё равно никто ничего не поймёт .Можно даже перерисовать из школьного учебника схему получения аммиачной кислоты и выставить под названием “Зимний пейзаж”.
Вера Инбер.
“Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, точно также мысль и чувство образуют воздух, которым дышит поэзия.”
Конан Дойл “Открытие Рафлза Хоу”
“Я снова зарядил батареи и пропустил ток через сосуд с ртутью. Шестнадцать часов к ряду я наблюдал, как ртуть постепенно густела, становилась всё твёрже, теряла серебристый блеск и принимала тусклый желтоватый оттенок. Когда, наконец, я вытащил металл щипцами и бросил его на стол, у него уже не было никаких признаков ртути, это был другой металл. Простейший анализ показал, что предо мною платина”.
Творческое задание:
Тема “Подгруппа азота”.
В повести Д. Свифта “Путешествие Гулливера”при описании Академии Лагадо есть такое место: “в его распоряжении были две большие комнаты, наполненные удивительными диковинами и пятьюдесятью помощниками. Они сгущали воздух в вещество сухое и осязаемое, извлекая из него селитру”.
Вопрос: составьте цепочку реакций по превращению воздуха в аммиачную селитру.
Обобщение. Требует комплексных заданий, раскрывающих развитие системы понятий о веществе и химических реакциях.
Работа с текстом:
- озаглавить текст или отрывок;
- составить план с последующим пересказом;
- выделить основную мысль;
- высказать своё отношение к поставленной проблеме;
- проанализировать текст на предмет химических ошибок.
Предлагаемые тексты:
Отрывки из романов
- Э. Золя “Жерминаль” и “Доктор Паскаль”
- П. Зюскинд “Парфюмер”
- И. Ильф И. Петров “Золотой телёнок”
- Ж. Верн “Таинственный остров”.
Апробировав данную методику в урочной деятельности, можно сделать следующие выводы:
- используемые приёмы позволяют формировать познавательный интерес к предмету;
- формировать навыки работы с текстами различного содержания и сложности;
- расширять кругозор и общую культуру учащихся.