Формулирование общеучебных умений учащихся при работе с художественными текстами на уроках химии

Разделы: Химия


Модернизация образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно знаний, умений и навыков к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у ребёнка общеучебных умений и навыков, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности. Сокращение часов на изучение предметов естественного цикла, снижение мотивации учащихся к изучению этих предметов приводит к необходимости использования активных форм обучения, например исследовательской работы с художественным текстом.

Цель: сформировать умение выделять главное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- воспитать критическое мышление;

- повысить активность на уроке;

- повысить общекультурный уровень учащихся.

В зависимости от возрастной категории и уровня подготовки учащихся предлагаются задания различного уровня сложности :

- озаглавить текст;

- составить план и по нему пересказать текст;

- ответить на предложенные вопросы;

- записать уравнения реакций, предложенные в тексте;

- высказать своё мнение по затронутой проблеме.

Использование художественного текста возможно на всех типах уроков:

- изучение и первичное закрепление нового материала;

- закрепление новых знаний и умений;

- закрепление и применение новых знаний;

- обобщение и систематизация.

Накоплен целый банк заданий по темам.

Остановлюсь на дидактических заданиях, направленных на активизацию процессов мышления.

Последовательность процессов мышления такова:

Восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение-систематизация.

Восприятие - это задания, связывающие новый материал с ранее изученным . Важна аналитико – синтетическая деятельность по установлению связи одного объекта с другим.

Например, при изучении темы “Оксиды углерода” использую отрывок из сказки “Мороз Иванович”:

- А зачем ты, Мороз Иванович, - спросила Рукодельница, - зимою по улицам ходишь да в окошки стучишь?

- А затем я в окошки стучу, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать, а нетто ведь я знаю, что есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть не закроют, или закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно, голова у людей болит, в глазах зелено, совсем умереть от угара можно.

Вопросы: какие продукты образуются при сгорании угля, что такое угар, почему от него можно умереть?

Закрепление: работа по узнаванию и воспроизведению, требует заданий репродуктивного характера.

Тема “Тела и вещества” П. Бажов “Хозяйка медной горы”:

… И видит Степанушко огромную комнату, а в ней – постеля, столы, табуретки- все из корольковой меди . Стены малахитовые, с алмазом, потолок тёмно- красный, а нна ём цветки медны.

Задание: выпиши отдельно тела и вещества.

Тема “Силикатная промышленность”. Из стихотворения М. В. Ломоносова выписать области применения стекла в 18 веке.

Тема “Чистые вещества и смеси” - сказка “Мороз Иванович”:

“Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт, да ещё какая затейница: коль вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода – то знай проходит сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.

Вопрос: какие методы очистки воды использовала Рукодельница?

Применение. Перенос знаний в различные области. Требуются разноуровневые задания: как репродуктивного характера для слабоуспевающих, так и творческие.

Примеры.

1. Тема “Сера”. После битвы в доме Одиссея стены и пол залы были залиты кровью. Одиссей говорит служанке:

Няня, огня принеси
И подай очистительной серы,
Залу нам надо почистить.

Вопрос: для чего Одиссей велел принести огня и серы? Написать уравнение реакции в электронном балансе.

Тема “Фосфор”. Почему капитан Сорвиголова не мог светиться, даже если бы он съел целую тонну рыбных консервов.

Тема “Углеводы” У Жюля Верна в романе “Таинственный остров” читаем:

“Выпарив глицерин в водяной бане, Сайрес Смит подлил к нему азотную кислоту и получил, не применяя охлаждающей жидкости, несколько капель жёлтой маслянистой жидкости. Он поднёс сосуд товарищам и сказал:

- Вот вам…

Вопрос: напишите уравнение реакции, которое осуществил инженер, и замените многоточие названием полученного вещества.

Исправление химических ошибок:

Игорь Сельвинский:

Видишь - мрамор! Это – просто кальций,
Химия, породистый кристалл.

В . Солоухин “Продолжение времени”:

“Современные модернисты создают свои шедевры, не отходя от холста. Потому что зачем трудиться, если всё равно никто ничего не поймёт .Можно даже перерисовать из школьного учебника схему получения аммиачной кислоты и выставить под названием “Зимний пейзаж”.

Вера Инбер.

“Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, точно также мысль и чувство образуют воздух, которым дышит поэзия.”

Конан Дойл “Открытие Рафлза Хоу

“Я снова зарядил батареи и пропустил ток через сосуд с ртутью. Шестнадцать часов к ряду я наблюдал, как ртуть постепенно густела, становилась всё твёрже, теряла серебристый блеск и принимала тусклый желтоватый оттенок. Когда, наконец, я вытащил металл щипцами и бросил его на стол, у него уже не было никаких признаков ртути, это был другой металл. Простейший анализ показал, что предо мною платина”.

Творческое задание:

Тема “Подгруппа азота”.

В повести Д. Свифта “Путешествие Гулливера”при описании Академии Лагадо есть такое место: “в его распоряжении были две большие комнаты, наполненные удивительными диковинами и пятьюдесятью помощниками. Они сгущали воздух в вещество сухое и осязаемое, извлекая из него селитру”.

Вопрос: составьте цепочку реакций по превращению воздуха в аммиачную селитру.

Обобщение. Требует комплексных заданий, раскрывающих развитие системы понятий о веществе и химических реакциях.

Работа с текстом:

- озаглавить текст или отрывок;

- составить план с последующим пересказом;

- выделить основную мысль;

- высказать своё отношение к поставленной проблеме;

- проанализировать текст на предмет химических ошибок.

Предлагаемые тексты:

Отрывки из романов

  • Э. Золя “Жерминаль” и “Доктор Паскаль”
  • П. Зюскинд “Парфюмер”
  • И. Ильф И. Петров “Золотой телёнок”
  • Ж. Верн “Таинственный остров”.

Апробировав данную методику в урочной деятельности, можно сделать следующие выводы:

- используемые приёмы позволяют формировать познавательный интерес к предмету;

- формировать навыки работы с текстами различного содержания и сложности;

- расширять кругозор и общую культуру учащихся.