Открытый урок по теме "Вариативность решения текстовых задач". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


“Всякая хорошо решенная математическая задача доставляет умственное наслаждение”

Тип урока: Урок обобщения знаний.

Цели урока:

  • Рассмотреть способы решения текстовых задач.
  • Развивать аналитическое мышление, творческий потенциал.
  • Вызвать интерес к процессу поиска решения задачи и изучаемому предмету.

Оборудование: проектор, экран.

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы поговорим о способах решения задач, правильно выбранный метод позволяет упростить решение, это пригодиться вам в жизненных ситуациях.

С задачами вы встречались на уроках в начальных классах.

Пример:

Было 12 яблок у Пети, 2 яблока он отдал другу. Сколько яблок у него осталось?

А так же логические задачи.

Тройка лошадей бежала со скоростью 15 км/ч. С какой скоростью бежала одна лошадь?

В 5-7 классах вы перешли к задачам решаемые с помощью уравнений.

Задача 1. Некий человек нанял работника на год, обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, отработав7 месяцев, захотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству расчет 5 рублей и кафтан. Спрашивается, а какой цены был тот кафтан был?

На экране решение.

Ученики сравнивают свое решение.

1-й способ.

Пусть х - стоимость кафтана.

Составим уравнение:

(х+12)*7=(х+5)*12

7х+84=12х+60

7х-12х=60-84

-5х=-24

Х=4,8

 2-й способ.

12-5=7(руб) – работник получил за 5 месяцев.

7:5=1,4(руб) – за 1 месяц.

7*1,4=9,8(руб)-за 7 месяцев.

9,8-5=4,8(руб)-стоит кафтан.

Ответ: 4,8 рубля стоит кафтан.

В курсе 8 класса – это решение задач с помощью квадратных уравнений.

Высвечивается на экране (решить классу)

Задача 2

Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а произведение -96

Решение:

Пусть х-1 число, тогда второе (20-х)

Зная что сумма равна 20, а произведение -96.

Составим уравнение:

Х*(20-х)=96

х2-20х+96=0

По теореме Виета

Х1=12; Х2=8

Ответ:12 и 8.

В курсе 8 класса, мы прошли с вами решение дробно-рациональных уравнений.

Рассмотрим задачу, решение которой может привести к рациональному уравнению.

Высвечивается на экране.

Задача 3

Несколько работников получили 120 рублей. Если б их было четырьмя меньше, мо каждый из них получил втрое больше. Сколько было работников?

Решение:

1-й способ.

Пусть было х работников. Если меньшим числом который получил бы в 3 раза меньше.

То есть (х-4) в 3<х

Составим уравнение :

Х=3*(х-4)

Х=3х-12

Х-3х=-12

-2х=-12

Х=6

Ответ 6 работников.

 2-й способ.

Пусть х работников было и каждый получил 120/х рублей.

Если бы работников было на 4 меньше, то каждый получил бы , что в 3 раза больше, чем

Составим уравнение:

3* |:120

3/х = 1/(х-4)

Х=3(х-4)

Решается аналогично.

Второй способ решения - через составление дробно рационального уравнения.

Задача 4. (разобрать на доске)

Первая бригада может выполнить работу на 10 дней быстрее, чем вторая, а работая вместе они могли бы выполнить ту же работу за 12 дней.

За сколько дней каждая бригада могла бы выполнить ту же работу?

  Количество дней Работа, выполненная за один день.
1-я бригада х 1/х
2-я бригада Х+10 1/(х + 10)

Зная, что в день обе бригады работая вместе выполнили 1/12 всей работы.

Составим уравнение:

Х1=20 Х2=-6 по теореме Виета.

20+10=30 дней выполняла работу вторая бригада.

Ответ: 20 дней и 30 дней.

Самостоятельно решить:

Задача 1.

Первая бригада может выполнить задание за 20 часов, а вторая за – за 30 часов. Сначала 1ая бригада выполнила 1/4 задания, остальную часть задания две бригады выполнили при совместной работе. За сколько часов было выполнено задание?

бригада A(работа) V(производительность) t(время)
I 1 задание 1/20 20 ч
II 1 задание 1/30 30 ч
I+II 1- 1/4 = 3/4 задания 1/20+1/30=1/12 ?

Т.к. A=V*t , то t =A/V

1) 3/4 : 1/12=9 (ч)- работали две бригады,

2) 1/4 : 1/20 =5 (ч) - работала I бригада,

3) 5+9=14 (ч ) - время выполнения задания.

Ответ: 14 ч.

Задача 2.

Три землекопа за три дня, работая по 8 часов в день, выкопали 18 м канавы. Сколько метров канавы выкопают два землекопа за 4 дня, работая по 6 часов в день? Производительность труда землекопов является одинаковой.

Кол-во землекопов Кол-во дней Продолжительность рабочего дня Длина канавы
3 3 8 ч 18 м
2 4 6 ч ?

Т. к. производительность землекопов одинакова, а 3*8=4*6=24 ( ч) - количество рабочих часов равное, значит 18:3*2=12(м) канавы выкопают два землекопа.

Ответ: 12 м.

Домашнее задание:

Задача 1.

Некто купил 36 акций двух видов, - по 100 и по 125 рублей. Общая стоимость акций составила 4000р. Сколько было акций по 125р.?

Задача 2.

Из пункта А в пункт В одновременно выезжают два велосипедиста. Скорость одного из них на 3 км/ч меньше другого. Велосипедист, который первый прибыл в В, сразу же повернул обратно и встретил другого велосипедиста через 1 ч 20 мин после выезда из А. На каком расстоянии от пункта В произошла встреча?