Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад - не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей помогает поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Создание условий для полноценного развития детей предусматривает:
- обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
- целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
- создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей (гувернерская служба);
- изучение состояния устной речи детей;
- участие родителей в речевом воспитании детей.
Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Воспитатели и специалисты активно используют технические средства обучения, электронные презентации.
С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформлены центры речевой активности. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно-речевой направленности, подобран диагностический материал.
Педагоги уделяют большое внимание развитию звуковой культуры речи на совместных специально организованных видах детско-взрослой деятельности. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики, индивидуальная работа по ЗКР отражается в календарном планировании. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, четкой дикцией, дыханием. Совместно с учителем-логопедом музыкальный руководитель занимается с детьми логоритмикой, с учителем-дефектологом-ритмопластикой.
Немаловажным условием формирования звуковой стороны детской речи является профессионализм педагогов. Воспитатели используют разнообразные методы и приемы, формы работы, стимулирующие речевую активность детей: проблемные ситуации, решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, скороговорки, чистоговорки, мнемотаблицы и др. Постоянно повышают уровень своего мастерства, изучая статьи журналов “Дошкольное воспитание”, “Дошкольная педагогика”, “Логопед”, “Коррекционная педагогика”, “Обруч” и другие. В системе проходят обучение на курсах в МОИПКРО г. Мурманска, являются слушателями дистанционных курсах ведущих специалистов г. Москвы, Санкт-Петербурга.
С целью повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей проведен ряд мероприятий, который отражен в годовом плане МБДОУ (выписка из годового плана МБДОУ на 2011-2012 учебный год):
2.3. Консультации, семинары, семинары-практикумы, круглые столы
Содержание | Срок | Ответственные |
Круглый стол “Диагностика ЗКР детей разных возрастных групп” | Ноябрь | Старший воспитатель, учитель-логопед |
Консультация “Психологические
характеристики основных этапов речевого
развития ребенка” Семинар-практикум “Система работы по формированию у дошкольников навыков правильного произношения” |
Декабрь | Старший воспитатель,
учитель-дефектолог
Старший воспитатель, учитель-логопед, педагоги ДОУ |
Консультация “Работа с детьми по развитию фонематического восприятия” | Февраль | Учитель-логопед |
2.4. Открытые просмотры педагогической деятельности
Содержание | Срок | Ответственные |
Организация работы по формированию ЗКР в младшей и средней группах (взаимопосещение) | Декабрь | Старший воспитатель, педагоги ДОУ |
Открытые моменты в старшей и подготовительной к школе группах по развитию речи и обучению грамоте | Февраль | Старший воспитатель, педагоги ДОУ, учитель-логопед |
2.5. Коллективные мероприятия
Содержание | Срок | Ответственные |
Неделя “Играем со звуками” | Ноябрь | Старший воспитатель, педагоги ДОУ, учитель-логопед |
3.1. Тематический контроль
Содержание | Срок | Ответственные |
“Организация работы по формированию
ЗКР в разных возрастных группах” Цель: Анализ создания условий для развития ЗКР в ДОУ, выявление лучшего педагогического опыта |
Ноябрь | Старший воспитатель, педагоги ДОУ, учитель-логопед |
3.2. Педагогический совет
Содержание | Срок | Ответственные |
“Формирование ЗКР детей в процессе совместной деятельности детей со взрослым” (по типу КВН “Вспомнить все”) | Март | Старший воспитатель, педагоги ДОУ, учитель-логопед |
3.3. Смотры-конкурсы, выставки
Содержание | Срок | Ответственные |
Конкурс на лучшую игру по формированию
ЗКР у дошкольников Смотр-конкурс “Организация предметно-развивающей речевой среды в ДОУ” |
Октябрь Декабрь |
Старший воспитатель, педагоги ДОУ, учитель-логопед, учитель-дефектолог |
С целью профилактики речевых нарушений в ДОУ организованы платные дополнительные услуги. Основная цель данного вида деятельности - предупреждение нарушений звукопроизношения и формирование фонематического слуха у дошкольников, а также коррекция в постановке звуков, в том числе и у тех детей, которые не посещают наше дошкольное учреждение. Занятия проводят учитель-логопед и учитель-дефектолог. Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями и специалистами диагностики речевого развития детей.
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление его превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
- оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей в холле ДОУ и в приемных групп;
- консультации: “Роль родителей в речевом развитии дошкольника”, “Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка” и другие;
- проведение конкурсов: “Лучший чтец”, “Семейная скороговорка” и т.д.;
- индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями, специалистами;
- консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии;
- практикумы для родителей-показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
- показ открытых моментов по развитию речи, дни открытых дверей;
- проведение родительских собраний;
- совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи и т.д.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития.
Образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных частей - организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком.
Таким образом, создание оптимальных условий для речевого развития в ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия, успех в овладении детьми звуками родного языка.
Литература:
- Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагога детского сада с семьей ребенка//Дошкольное воспитание, 1998, № 6, с. 66-70.
- Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей //Дошкольное воспитание, 2002, № 9, с.52-58
- Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и другие-М.: Линка-Пресс.-2001.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004.