Развитие речи воспитанников детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад - не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей помогает поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Создание условий для полноценного развития детей предусматривает:

  • обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
  • целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей (гувернерская служба);
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.

Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Воспитатели и специалисты активно используют технические средства обучения, электронные презентации.

С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформлены центры речевой активности. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно-речевой направленности, подобран диагностический материал.

Педагоги уделяют большое внимание развитию звуковой культуры речи на совместных специально организованных видах детско-взрослой деятельности. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики, индивидуальная работа по ЗКР отражается в календарном планировании. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, четкой дикцией, дыханием. Совместно с учителем-логопедом музыкальный руководитель занимается с детьми логоритмикой, с учителем-дефектологом-ритмопластикой.

Немаловажным условием формирования звуковой стороны детской речи является профессионализм педагогов. Воспитатели используют разнообразные методы и приемы, формы работы, стимулирующие речевую активность детей: проблемные ситуации, решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, скороговорки, чистоговорки, мнемотаблицы и др. Постоянно повышают уровень своего мастерства, изучая статьи журналов “Дошкольное воспитание”, “Дошкольная педагогика”, “Логопед”, “Коррекционная педагогика”, “Обруч” и другие. В системе проходят обучение на курсах в МОИПКРО г. Мурманска, являются слушателями дистанционных курсах ведущих специалистов г. Москвы, Санкт-Петербурга.

С целью повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей проведен ряд мероприятий, который отражен в годовом плане МБДОУ (выписка из годового плана МБДОУ на 2011-2012 учебный год):

2.3. Консультации, семинары, семинары-практикумы, круглые столы

Содержание Срок Ответственные
Круглый стол “Диагностика ЗКР детей разных возрастных групп” Ноябрь Старший воспитатель, учитель-логопед
Консультация “Психологические характеристики основных этапов речевого развития ребенка”

Семинар-практикум “Система работы по формированию у дошкольников навыков правильного произношения”

Декабрь Старший воспитатель, учитель-дефектолог

 

 

Старший воспитатель, учитель-логопед, педагоги ДОУ

Консультация “Работа с детьми по развитию фонематического восприятия” Февраль Учитель-логопед

2.4. Открытые просмотры педагогической деятельности

Содержание Срок Ответственные
Организация работы по формированию ЗКР в младшей и средней группах (взаимопосещение) Декабрь Старший воспитатель, педагоги ДОУ
Открытые моменты в старшей и подготовительной к школе группах по развитию речи и обучению грамоте Февраль Старший воспитатель, педагоги ДОУ, учитель-логопед

2.5. Коллективные мероприятия

Содержание Срок Ответственные
Неделя “Играем со звуками” Ноябрь Старший воспитатель, педагоги ДОУ, учитель-логопед

3.1. Тематический контроль

Содержание Срок Ответственные
“Организация работы по формированию ЗКР в разных возрастных группах”

Цель: Анализ создания условий для развития ЗКР в ДОУ, выявление лучшего педагогического опыта

Ноябрь Старший воспитатель, педагоги ДОУ, учитель-логопед

3.2. Педагогический совет

Содержание Срок Ответственные
“Формирование ЗКР детей в процессе совместной деятельности детей со взрослым” (по типу КВН “Вспомнить все”) Март Старший воспитатель, педагоги ДОУ, учитель-логопед

3.3. Смотры-конкурсы, выставки

Содержание Срок Ответственные
Конкурс на лучшую игру по формированию ЗКР у дошкольников

Смотр-конкурс “Организация предметно-развивающей речевой среды в ДОУ”

Октябрь

Декабрь

Старший воспитатель, педагоги ДОУ, учитель-логопед, учитель-дефектолог

С целью профилактики речевых нарушений в ДОУ организованы платные дополнительные услуги. Основная цель данного вида деятельности - предупреждение нарушений звукопроизношения и формирование фонематического слуха у дошкольников, а также коррекция в постановке звуков, в том числе и у тех детей, которые не посещают наше дошкольное учреждение. Занятия проводят учитель-логопед и учитель-дефектолог. Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями и специалистами диагностики речевого развития детей.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление его превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

  • оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей в холле ДОУ и в приемных групп;
  • консультации: “Роль родителей в речевом развитии дошкольника”, “Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка” и другие;
  • проведение конкурсов: “Лучший чтец”, “Семейная скороговорка” и т.д.;
  • индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями, специалистами;
  • консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии;
  • практикумы для родителей-показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
  • показ открытых моментов по развитию речи, дни открытых дверей;
  • проведение родительских собраний;
  • совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи и т.д.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития.

Образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных частей - организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком.

Таким образом, создание оптимальных условий для речевого развития в ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия, успех в овладении детьми звуками родного языка.

Литература:

  1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагога детского сада с семьей ребенка//Дошкольное воспитание, 1998, № 6, с. 66-70.
  2. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей //Дошкольное воспитание, 2002, № 9, с.52-58
  3. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  4. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и другие-М.: Линка-Пресс.-2001.
  5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004.