Урок математики "Хлеб и дроби". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5




Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб – всему голова!" –
В поле, в доме, в державе!

Тема урока: «Хлеб и дроби»

Система целей к уроку:

Общая дидактическая цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Обыкновенные дроби».

Развивающие – развивать внимание, зрительную память, логическое и образное мышление, математическую речь.

Обучающие повторить действия с обыкновенными дробями, основное свойство дроби, сравнение дробей, решение уравнений, содержащих дроби, решение задач.

Воспитательные – прививать интерес к предмету, воспитывать  коммуникативные качества учащихся, бережное отношение учащихся к хлебу.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

– Жизнь наших далеких предков  была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они  обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

– А знаете ли вы, когда появился первый хлеб?

Вычислите устно значение дроби, и вы узнаете сколько тысяч лет назад это произошло

рис.1

Ответ: 15 (тысяч лет назад).

Учитель: Первый хлеб имел вид жидкой каши. Большой скачок  в приготовлении хлеба произошёл, когда человек научился добывать огонь. Он стал поджаривать зёрна перед тем, как смешивать их с водой. Получившаяся  каша была вкусней, чем раньше. Это и было вторым открытием хлеба.

А первым «хлебным растением» является…

Рожь

1/2<1/3

Пшеница

5/25=1/2

Дуб

6/9>1/3

Верное высказывание даст ответ на этот вопрос

Ответ: дуб.

Учитель: По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей.

Позже человек научился выращивать пшеницу и ячмень.

В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб.

И это произошло…

Решите уравнение

рис.2

Один ученик решает на доске

Ответ: примерно 5 тысяч лет назад

Учитель: Однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб  из кислого теста. Так на смену твёрдокаменным лепёшкам пришли пышные булки. Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах – горшках, которые назывались …

Расставьте дроби в порядке возрастания и вы узнаете от какого слова произошло слово «хлеб»

а

о

и

н

л

к

б

с

4/5

13/10

2/5

12/12

3/10

1/10

7/10

35/7

Проверка: КЛИБАНОС.  Именно от этого названия и появилось слово "хлеб", которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб "хлайфс", от него в старонемецком языке образовалось слово "хлайб", трансформировавшееся затем в русский "хлеб", украинский "хлиб", эстонский "лейб".

Учитель: Хлеб – один из основных продуктов питания, который является источником белков, аминокислот, жиров, углеводов и витаминов.

Для полноценного питания в ежедневном рационе взрослого человека должно быть около 320 граммов хлеба.

Сколько белков получает человек с хлебом, если белков в нем содержится 3/80?

Ответ: 12 г.

Учитель: А знаете ли вы,  благодаря нелегкому труду людей скольких профессий на нашем столе появляется хлеб?  Найдите знаменатель второй дроби.

рис.3

Ответ: 120.

Учитель: Хлеб — один из самых распространённых продуктов питания. Во многих странах существуют свои национальные рецепты его приготовления. Давайте узнаем названия хлебобулочных изделий в некоторых странах.

Учащиеся выполняют индивидуальные задания и результаты заносят в общую таблицу на доску.

Проверка

Каравай

29/4 - 21/4

2

Россия

5/12 + 19/12

Бейгл

5/16 = x/32

10

США

23/5 + 27/5

Бисквит

3(5/12)

41/12

Западная Европа

60/12 - 19/12

Брецель

30/11

2(8/11)

Германия

2 + 8/11

Тандыр-нан

x/7 = 6/14

3

Средняя Азия

99/11 - 6

Лаваш

3/18 от 36

6

Кавказ

2/15 от 45

Маца

6/2 + 24/3

11

Израиль

40/2 - 36/4

Пицца

25/18

1(7/18)

Италия

25/18

Тортилья

2/7 + x = 6/7

4/7

Мексика

9/7 - x = 5/7

Чапати

39/3 - 44/11

9

Индия

5/5 + (1/3 от 24)

 

Учитель: Ежедневно в школьную столовую поступает 20 буханок  хлеба. Вес одной буханки 700 г. Сколько хлеба будет потеряно за 190 дней обучения в нашей школе, если отходы хлеба составляют в среднем 1/7?

Ответ: 380 кг!

Учитель: Какой вывод можно сделать из результатов задачи?

Ответ: Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори.

Учитель: Решите уравнение  x/2 + 422 = 872. (Один ученик решает на обратной стороне доски)

Ответ: 900.

Учитель: Вспомните события Великой Отечественной войны. С чем ассоциируется это число?

Ответ: 900 дней блокады Ленинграда  (8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года)

1 ученик: Город жестоко голодал. Гитлер заявил: «Ленинград сам поднимет руки. Он падёт, рано или поздно. Никто не освободит его. Ленинграду придётся умереть голодной смертью».

2 ученик:  Ленинград думал о хлебе. Не мог не думать. Но он не ждал его как манны небесной. Он пёк хлеб. Пламя в печах не гасили. Опасались: не хватит сил пустить печи заново.  Есть рисунок одного ленинградского мальчика. Он нарисовал его в дни блокады. Везде, по всем углам странички были нарисованы разрушенные дома. Только в центре – булка. Но он не видел булок, он знал только хлеб, который выпекали в дни блокады.

3 ученик: 24 декабря 1941 года вошло в историю Ленинграда пусть маленькой, но очень радостной датой. В этот день увеличили нормы выдачи хлеба. Город ещё не ел досыта, но самые голодные дни остались позади.

4 ученик: Рабочие и инженерно-технические работники получали в день всего по 250 г. хлеба, иждивенцы и дети по 125 г. (Демонстрация кусочков хлеба весом 250г. и 125г.) Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием  ленинградцев. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам.

Учитель: Есть только одно слово, которое равнозначно слову «ХЛЕБ». Это слово – «ЖИЗНЬ». Что может быть важнее хлеба?! Велик сеятель! Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!

Домашнее задание: составить и решить задачу о хлебе.

Итог урока.

Рефлексия:

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке я повторил…

Сегодня на уроке я поставил себе оценку …

 

К работе прилагается презентация «Хлеб и дроби» (Приложение 1).