Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб – всему голова!" –
В поле, в доме, в державе!
Тема урока: «Хлеб и дроби»
Система целей к уроку:
Общая дидактическая цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Обыкновенные дроби».
Развивающие – развивать внимание, зрительную память, логическое и образное мышление, математическую речь.
Обучающие – повторить действия с обыкновенными дробями, основное свойство дроби, сравнение дробей, решение уравнений, содержащих дроби, решение задач.
Воспитательные – прививать интерес к предмету, воспитывать коммуникативные качества учащихся, бережное отношение учащихся к хлебу.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
– Жизнь наших далеких предков была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.
– А знаете ли вы, когда появился первый хлеб?
Вычислите устно значение дроби, и вы узнаете сколько тысяч лет назад это произошло
Ответ: 15 (тысяч лет назад).
Учитель: Первый хлеб имел вид жидкой каши. Большой скачок в приготовлении хлеба произошёл, когда человек научился добывать огонь. Он стал поджаривать зёрна перед тем, как смешивать их с водой. Получившаяся каша была вкусней, чем раньше. Это и было вторым открытием хлеба.
А первым «хлебным растением» является…
Рожь |
1/2<1/3 |
Пшеница |
5/25=1/2 |
Дуб |
6/9>1/3 |
Верное высказывание даст ответ на этот вопрос
Ответ: дуб.
Учитель: По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей.
Позже человек научился выращивать пшеницу и ячмень.
В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб.
И это произошло…
Решите уравнение
Один ученик решает на доске
Ответ: примерно 5 тысяч лет назад
Учитель: Однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб из кислого теста. Так на смену твёрдокаменным лепёшкам пришли пышные булки. Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах – горшках, которые назывались …
Расставьте дроби в порядке возрастания и вы узнаете от какого слова произошло слово «хлеб»
а |
о |
и |
н |
л |
к |
б |
с |
4/5 |
13/10 |
2/5 |
12/12 |
3/10 |
1/10 |
7/10 |
35/7 |
Проверка: КЛИБАНОС. Именно от этого названия и появилось слово "хлеб", которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб "хлайфс", от него в старонемецком языке образовалось слово "хлайб", трансформировавшееся затем в русский "хлеб", украинский "хлиб", эстонский "лейб".
Учитель: Хлеб – один из основных продуктов питания, который является источником белков, аминокислот, жиров, углеводов и витаминов.
Для полноценного питания в ежедневном рационе взрослого человека должно быть около 320 граммов хлеба.
Сколько белков получает человек с хлебом, если белков в нем содержится 3/80?
Ответ: 12 г.
Учитель: А знаете ли вы, благодаря нелегкому труду людей скольких профессий на нашем столе появляется хлеб? Найдите знаменатель второй дроби.
Ответ: 120.
Учитель: Хлеб — один из самых распространённых продуктов питания. Во многих странах существуют свои национальные рецепты его приготовления. Давайте узнаем названия хлебобулочных изделий в некоторых странах.
Учащиеся выполняют индивидуальные задания и результаты заносят в общую таблицу на доску.
Проверка
Каравай |
29/4 - 21/4 |
2 |
Россия |
5/12 + 19/12 |
Бейгл |
5/16 = x/32 |
10 |
США |
23/5 + 27/5 |
Бисквит |
3(5/12) |
41/12 |
Западная Европа |
60/12 - 19/12 |
Брецель |
30/11 |
2(8/11) |
Германия |
2 + 8/11 |
Тандыр-нан |
x/7 = 6/14 |
3 |
Средняя Азия |
99/11 - 6 |
Лаваш |
3/18 от 36 |
6 |
Кавказ |
2/15 от 45 |
Маца |
6/2 + 24/3 |
11 |
Израиль |
40/2 - 36/4 |
Пицца |
25/18 |
1(7/18) |
Италия |
25/18 |
Тортилья |
2/7 + x = 6/7 |
4/7 |
Мексика |
9/7 - x = 5/7 |
Чапати |
39/3 - 44/11 |
9 |
Индия |
5/5 + (1/3 от 24) |
Учитель: Ежедневно в школьную столовую поступает 20 буханок хлеба. Вес одной буханки 700 г. Сколько хлеба будет потеряно за 190 дней обучения в нашей школе, если отходы хлеба составляют в среднем 1/7?
Ответ: 380 кг!
Учитель: Какой вывод можно сделать из результатов задачи?
Ответ: Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори.
Учитель: Решите уравнение x/2 + 422 = 872. (Один ученик решает на обратной стороне доски)
Ответ: 900.
Учитель: Вспомните события Великой Отечественной войны. С чем ассоциируется это число?
Ответ: 900 дней блокады Ленинграда (8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года)
1 ученик: Город жестоко голодал. Гитлер заявил: «Ленинград сам поднимет руки. Он падёт, рано или поздно. Никто не освободит его. Ленинграду придётся умереть голодной смертью».
2 ученик: Ленинград думал о хлебе. Не мог не думать. Но он не ждал его как манны небесной. Он пёк хлеб. Пламя в печах не гасили. Опасались: не хватит сил пустить печи заново. Есть рисунок одного ленинградского мальчика. Он нарисовал его в дни блокады. Везде, по всем углам странички были нарисованы разрушенные дома. Только в центре – булка. Но он не видел булок, он знал только хлеб, который выпекали в дни блокады.
3 ученик: 24 декабря 1941 года вошло в историю Ленинграда пусть маленькой, но очень радостной датой. В этот день увеличили нормы выдачи хлеба. Город ещё не ел досыта, но самые голодные дни остались позади.
4 ученик: Рабочие и инженерно-технические работники получали в день всего по 250 г. хлеба, иждивенцы и дети по 125 г. (Демонстрация кусочков хлеба весом 250г. и 125г.) Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам.
Учитель: Есть только одно слово, которое равнозначно слову «ХЛЕБ». Это слово – «ЖИЗНЬ». Что может быть важнее хлеба?! Велик сеятель! Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!
Домашнее задание: составить и решить задачу о хлебе.
Итог урока.
Рефлексия:
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я поставил себе оценку …
К работе прилагается презентация «Хлеб и дроби» (Приложение 1).