Цели урока.
Образовательный аспект:
- изучить орфограмму “О и Е после шипящих на конце наречий”;
- вывести три условия выбора данной орфограммы, сформировать умение грамотного написания О-Е на конце наречий;
- повторить и систематизировать написание О-Е-Ё после шипящих (и Ц) в разных частях речи.
Развивающий аспект:
- развивать навыки анализа, сравнения исходного материала;
- развивать навыки работы в группах;
- содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.
Воспитательный аспект:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать коммуникативность, самостоятельность.
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация (Приложение 1), текст и таблица (Приложение 2), тесты для индивидуальной работы (Приложение 3).
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания
- Откройте тетради с домашней работой. Какие орфографические правила вы повторили, выполняя упражнение 236? (Одна -н- и две буквы -нн- в наречиях на О-Е, прилагательных, образованных от существительных, отглагольных прилагательных.)
- Найдите в упражнении наречие. Сколько в нём написали -н- и почему? Расскажите о правописании -н- и -нн- в наречиях на О-Е.
- Закройте тетради и передайте их с последних рядов на передние.
3. Актуализация и мотивация опорных знаний.
- Ребята, запишите тему нашего урока: “Буквы О и Е после шипящих на конце наречий”.
Слайд №2. (Приложение 1)
- Сформулируйте цель урока сами.
- Прежде чем обратиться к новой теме, мы должны повторить и систематизировать правила “О-Е-Ё” после шипящих (и Ц) в разных частях речи.
Работа с текстом.
Слайд №3. (Приложение 1)
Учащиеся делятся на четыре группы. Каждой группе учитель раздаёт карточки с текстом и таблицей. Учащиеся выполняют задание по данному тексту, отвечая устно на вопросы учителя.
Задание.
1. Перед вами текст. (Приложение 2). Прочитайте его выразительно. Определите, к какому стилю речи он относится. Обоснуйте свой ответ. (Художественный.)
2. Определите тип речи. (Повествование с элементами описания: “золочёные купола”, “свинцовые тучи”.)
3. Какова тема текста? (Подготовка к охоте.)
4. Определите основную мысль текста. Придумайте заглавие текста, чтобы в нём отразилась основная мысль. (В предвкушении удачной охоты.)
Работа с таблицей.
- Ребята, обратите внимание на таблицу.
Слайд №4. (Приложение 1)
Задание по группам.
1. Найдите в тексте слова с гласными О-Е-Ё после шипящих (и Ц) и распределите их по орфограммам в таблице (Приложение 2), которая находится у вас на листочках.
2. Обозначьте орфограммы и условия их выбора.
1 группа: В первую колонку выписать слова с О-Ё после шипящих в корне слова.
2 группа: Во вторую выписать слова с О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных.
3 группа: В третью выписать слова с О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.
4 группа: В четвёртую выписать слова с Е-Ё в окончаниях глаголов и отглагольных образованиях.
- Проверяем выполненное задание.
Слайд №4. (Приложение 1)
Модельный ответ.
1. Прочитать слова, которые выписали в колонки.
2. Объяснить в словах орфограммы.
3. Рассказать правила.
Учащиеся корректируют выступления групп.
- Почему слово “тушёнка” выписали в 4 колонку? Как образовано данное слово?
Ссылка по значку
Слайд №1. (Приложение 1)
Возврат – ссылка по значку
4. Освоение нового материала.
- Возвращаемся к таблице. Почему последняя колонка пустая? Выпишите из текста наречия, в которых после шипящих пишется О-Е.
- Напишите в эту колонку слово “певуче”. В какой части слова стоят буквы О и Е после шипящих? - По аналогии с правилом о правописании О-Е в суффиксах существительных и прилагательных сформулируйте правило правописания О-Е после шипящих на конце наречий.
- Сверьте с правилом учебника на с.111. Обозначьте в записанных наречиях орфограмму №60. Слово – исключение “ещё” запишите в общую тетрадь.
- Какие три условия определяют выбор букв “О-Е-Ё” после шипящих и Ц?
Слайд №5. (Приложение 1)
5. Первичное закрепление нового материала. (Освоение способа проверки, применение трёх условий выбора орфограммы.)
1. Выполнение упр.241.
Слайд №6. (Приложение 1)
Ученики объясняют написания слов, которые даны в упражнении и выделяют правильно орфограмму.
2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия их выбора.
Слайд №7. (Приложение 1)
Один человек объясняет решение группы. Производит взаимопроверку, рефлексию.
6. Самопроверка
Тестирование. (Приложение 3)
Учащиеся выполняют тест на отдельных листах. Сверяют свои ответы с правильными ответами, записанными на доске. Ставят констатирующую оценку на основе инструментария проверки. Исправляют свои ошибки с комментарием.
Инструментарий проверки.
“5” - 3 правильных ответа
“4” - 2 правильных ответа
“3” - 1 правильный ответ
“2” - не выставляется
7. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие правила по аналогии можно сгруппировать?
Оценки, обоснование.
8. Домашнее задание.
Слайд №9. (Приложение 1)
9. Рефлексия.
Я доволен своей работой на уроке, потому что….
Я недоволен своей работой, потому что…