Урок русского языка по теме "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока.

Образовательный аспект:

  • изучить орфограмму “О и Е после шипящих на конце наречий”;
  • вывести три условия выбора данной орфограммы, сформировать умение грамотного написания О-Е на конце наречий;
  • повторить и систематизировать написание О-Е-Ё после шипящих (и Ц) в разных частях речи.

Развивающий аспект:

  • развивать навыки анализа, сравнения исходного материала;
  • развивать навыки работы в группах;
  • содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.

Воспитательный аспект:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать коммуникативность, самостоятельность.
  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация (Приложение 1), текст и таблица (Приложение 2), тесты для индивидуальной работы (Приложение 3).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания

- Откройте тетради с домашней работой. Какие орфографические правила вы повторили, выполняя упражнение 236? (Одна -н- и две буквы -нн- в наречиях на О-Е, прилагательных, образованных от существительных, отглагольных прилагательных.)

- Найдите в упражнении наречие. Сколько в нём написали -н- и почему? Расскажите о правописании -н- и -нн- в наречиях на О-Е.

- Закройте тетради и передайте их с последних рядов на передние.

3. Актуализация и мотивация опорных знаний.

- Ребята, запишите тему нашего урока: “Буквы О и Е после шипящих на конце наречий”.

Слайд №2. (Приложение 1)

- Сформулируйте цель урока сами.

- Прежде чем обратиться к новой теме, мы должны повторить и систематизировать правила “О-Е-Ё” после шипящих (и Ц) в разных частях речи.

Работа с текстом.

Слайд №3. (Приложение 1)

Учащиеся делятся на четыре группы. Каждой группе учитель раздаёт карточки с текстом и таблицей. Учащиеся выполняют задание по данному тексту, отвечая устно на вопросы учителя.

Задание.

1. Перед вами текст. (Приложение 2). Прочитайте его выразительно. Определите, к какому стилю речи он относится. Обоснуйте свой ответ. (Художественный.)

2. Определите тип речи. (Повествование с элементами описания: “золочёные купола”, “свинцовые тучи”.)

3. Какова тема текста? (Подготовка к охоте.)

4. Определите основную мысль текста. Придумайте заглавие текста, чтобы в нём отразилась основная мысль. (В предвкушении удачной охоты.)

Работа с таблицей.

- Ребята, обратите внимание на таблицу.

Слайд №4. (Приложение 1)

Задание по группам.

1. Найдите в тексте слова с гласными О-Е-Ё после шипящих (и Ц) и распределите их по орфограммам в таблице (Приложение 2), которая находится у вас на листочках.

2. Обозначьте орфограммы и условия их выбора.

1 группа: В первую колонку выписать слова с О-Ё после шипящих в корне слова.

2 группа: Во вторую выписать слова с О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных.

3 группа: В третью выписать слова с О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.

4 группа: В четвёртую выписать слова с Е-Ё в окончаниях глаголов и отглагольных образованиях.

- Проверяем выполненное задание.

Слайд №4. (Приложение 1)

Модельный ответ.

1. Прочитать слова, которые выписали в колонки.

2. Объяснить в словах орфограммы.

3. Рассказать правила.

Учащиеся корректируют выступления групп.

- Почему слово “тушёнка” выписали в 4 колонку? Как образовано данное слово?

Ссылка по значку

Слайд №1. (Приложение 1)

Возврат – ссылка по значку

4. Освоение нового материала.

- Возвращаемся к таблице. Почему последняя колонка пустая? Выпишите из текста наречия, в которых после шипящих пишется О-Е.

- Напишите в эту колонку слово “певуче”. В какой части слова стоят буквы О и Е после шипящих? - По аналогии с правилом о правописании О-Е в суффиксах существительных и прилагательных сформулируйте правило правописания О-Е после шипящих на конце наречий.

- Сверьте с правилом учебника на с.111. Обозначьте в записанных наречиях орфограмму №60. Слово – исключение “ещё” запишите в общую тетрадь.

- Какие три условия определяют выбор букв “О-Е-Ё” после шипящих и Ц?

Слайд №5. (Приложение 1)

5. Первичное закрепление нового материала. (Освоение способа проверки, применение трёх условий выбора орфограммы.)

1. Выполнение упр.241.

Слайд №6. (Приложение 1)

Ученики объясняют написания слов, которые даны в упражнении и выделяют правильно орфограмму.

2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия их выбора.

Слайд №7. (Приложение 1)

Один человек объясняет решение группы. Производит взаимопроверку, рефлексию.

6. Самопроверка

Тестирование. (Приложение 3)

Учащиеся выполняют тест на отдельных листах. Сверяют свои ответы с правильными ответами, записанными на доске. Ставят констатирующую оценку на основе инструментария проверки. Исправляют свои ошибки с комментарием.

Инструментарий проверки.

“5” - 3 правильных ответа

“4” - 2 правильных ответа

“3” - 1 правильный ответ

“2” - не выставляется

7. Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие правила по аналогии можно сгруппировать?

Оценки, обоснование.

8. Домашнее задание.

Слайд №9. (Приложение 1)

9. Рефлексия.

Я доволен своей работой на уроке, потому что….

Я недоволен своей работой, потому что…