Одна из важных задач стоящих перед ребенком дошкольного возраста является овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Чтобы у ребенка была не только правильная, но и красивая речь, педагог должен воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность, воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Речь становиться непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Творческие задание на придумывание детьми рифмованных текстов, помогают ребенку почувствовать и понять, как эти средства делают языковой материал поэтическим.
Дети любят придумывать новые необычные слова, охотно, с увлечением сочиняют истории, сказки, рассказы и даже пишут стихи. Однако традиционно сложившаяся методика обучения не предусматривает и не позволяет в полной мере развивать умение детей составлять рифмованные тексты.
Поэтому перед собой мы поставили цель: научить детей самостоятельно сочинять стихотворения по разным моделям, которую решали с помощью проекта “Я б в поэты пошел, пусть меня научат”.
Прежде чем научить ребенка сочинять стихотворные тексты, необходимо вызвать интерес к художественным произведениям, стихотворениям, потешкам, скороговоркам…
На начальном этапе работы с детьми, мы заучивали очень много различных стихотворений детских писателей, используя при этом схемы.
Возникла проблема: дети знают много стихотворений и любят их читать, но не чувствуют художественный образ, у детей не развит поэтический слух.
В результате проектной деятельности были выявлены этапы работы.
1 этап. На первом этапе мы ходили с детьми на экскурсию в библиотеку с целью познакомиться с работой библиотекаря, научить детей бережному отношению к книге.
Далее, был проведен праздник посвященный “100-летию со дня рождения Агнии Барто”, который проходил в кинотеатре “Молодежный”.
Но все же основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся в определенной последовательности. В своей работе мы использовали словесные игры Э.А. Аббязовой, а также придумывали свои игры. Дети сочиняли дразнилки, составляли описательные загадки, подбирали рифмы к словам и записывали их в специальную тетрадь. У нас собралась целая копилка рифмованных слов, которые в дальнейшем мы использовали, сочиняя стихотворения.
Затем было проведено занятие, на котором, мы познакомили детей с моделью №1 Э.А. Аббязовой.
Жил-был-объект.
Какой?
Что делал?
С кем общался?
Вывод.
По данной модели и по методике Э.А. Аббязовой мы сочиняли рифмованные тексты, сначала коллективно (всей группой детей), потом подгруппами и, наконец, индивидуально.
Когда в нашей копилке были стихи, сочиненные детьми, мы организовали встречу с детской поэтессой города Саров Лидией Матвеевной Герасимовой. Она познакомила детей со своим творчеством, почитала им стихи, а потом дети прочитали стихи собственного сочинения.
2 этап. На втором этапе мы сделали картотеку, в которой собрался материал: стихотворения, которые использовали для анализа, игры и задания по составлению рифмованных текстов; стихи сочиненные детьми; стихотворные загадки на основе антонимических пар; пословицы и поговорки.
3 этап: Проведение занятий.
Цель: Учить детей анализировать структуру стихотворения; понимать что такое модель и на основе этого составлять свои модели для составления стихотворений.
Дети сами придумали свои модели составления стихотворений.
2 модель
Объект | Какой объект | Где находится | С кем общается | Что делает | Вывод |
3 модель
Объект | Какой объект | Что делает | Где находится | С кем общается | Вывод |
4 модель
Объект | Какая часть суток или время года | Где находится | Что делает | С кем общается | Вывод |
Используем следующий алгоритм сочинения рифмованного текста:
1. Выбор объекта, про который надо составить рифмовку.
Выбор объекта производится детьми. При выборе объекта рекомендуем использовать игры: “Да – нет”, “Чудесный мешочек”, “Найди объект по плану” и др.
2. Наделить объект признаками и подобрать к ним рифмованные слова. Необходимо подобрать сравнительные или описательные характеристики выбранного объекта.
3. Выбор модели.
4. Строки рифмуются между собой.
5. Читается все стихотворение и делается вывод.
Например: выбранный объект - заяц.
зайчик – мальчик, пальчик, побегайчик
белый – смелый, умелый, серый
пушистый – быстрый, душистый
грызет - несет
скачет – плачет
Выбрали модель № 2.
Беленький зайчик, смелый как мальчик.
В лесу жил,
С белочкой дружил.
Морковку грызет,
Никому не дает.
Вот какой жадный зайчик.
4 этап. Создание книги. Среди родителей и детей прошел конкурс на оформление титульного листа и название книги. Дети сами писали в книгу свои стихотворения и рисовали к ним рисунки.
5 этап. Презентация-праздник “День рождения книги”.
На праздник дети пригласили своих родителей и детей из другой старшей группы. Рассказали, как они создавали книгу, затем все гости играли в игры: “Угадай произведение”, “Закончи стихотворение”. Ребята с удовольствием читали стихотворения, которые они сочинили сами. А в конце вокруг книги спели “Каравай”.
Новизна нашего проекта заключается в том, что дети научились разрабатывать модели и самостоятельно сочинять стихотворения по своим моделям.
Рождение книги – это награда за труд. Сочинение собственных стихотворений открывает ребенку путь к собственному речевому творчеству.
В дальнейшем, мы планируем продолжить работу с детьми по составлению рифмованных текстов. Будем печатать стихи детей в местные газеты, подарим свои книги в ближайшие детские сады. Мы надеемся заинтересовать своей работой других воспитателей, а также родителей.