Пояснительная записка
Каждый ребенок должен жить в условиях, которые гарантируют уважение к его человеческому достоинству, формируют чувство уверенности в себе, подготавливают его к активной жизни в обществе. Ребенок должен ощущать себя полноценным, равноправным, жить активной жизнью, готовя себя к взрослой самостоятельной жизнедеятельности. При этом он обладает поразительными способностями к мастерству. Это объясняется тем, что в этом возрасте восприятие меры обострено, мечта питается фантазиями и здесь стоит очень важная задача помочь реализовать детские дарования. Именно на решение этой задачи и направлена программа художественно-эстетической направленности объединения “Фантазия”.
Программа комплексная предлагает три вида художественной деятельности: бумажная пластика (оригами), вязание на спицах (вязание игрушек), плетение из бисера.
Мотивом выбора данных видов образовательной деятельности послужил афоризм, что человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная своими руками, вбирает в себя добрую энергию ее создателя, знает он и то, что усилия обязательно возвращаются.
Занятия данными видами деятельности положительно влияют на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуется моторика рук, движения пальцев становятся более точными, что немаловажно для школьников начальных классов, вырабатывается усидчивость, повышается устойчивость, внимание, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность.
Цель программы: Создание условий для саморазвития и самореализации личности и её успешной социализации в обществе.
Задачи программы.
Образовательные.
- Создание практических приемов, умений и навыков.
- Обретение личного опыта и созидания.
- Мотивация на будущую деятельность.
- Достижение успеха.
Воспитательные.
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.
- Организация системы отношений в коллективе.
- Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
- Ориентация на здоровый образ жизни.
Развивающие.
- Развитие у детей коммуникативных способностей.
- Развитие внимания, логической памяти, предвидение конструктивных способностей и творческого воображения.
- Развитие художественного вкуса, необычности замысла, оригинальности.
- Развитие координации пальцев, точности, аккуратности в исполнении.
- Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, образного мышления.
Предложенная программа является интегрированной, комплексной, разноуровневой, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материалов. Включает в себя 2 подпрограммы: индивидуальная программа для детей с ограниченными возможностями и индивидуальная программа для детей с повышенной мотивацией к обучению.
Программа предлагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и воспитанников.
Программа рассчитана на 5 лет обучения. Состоит из следующих этапов:
- 1 год обучения – ознакомительный 7-9 лет.
- 2, 3 год обучения - развивающий 9-11 лет.
- 4, 5 - год обучения - исследовательский 11-12 лет.
Набор и формирование групп осуществляется без вступительных экзаменов, испытаний на протяжении всего учебного года.
Каждый этап включает в себя различные методы обучения:
- Репродуктивный (воспроизводящий).
- Иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
- Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения).
- Эвристический (проблема формируется детьми, им предлагаются и способы ее решения).
- Креативный (творческий).
Текущий контроль осуществляется в форме тестирования с применением перфокарт. Итоговый контроль - выставки, выставки - ярмарки, участие в конкурсах, мини-спектакли (для детей с ограниченными возможностями).
Методическое обеспечение.
В процессе обучения по программе “Фантазия” используются:
- объяснительно-иллюстрированные методы;
- проблемное изложение материала;
- частично-поисковые и исследовательские методы.
Для повышения эффективности учебного процесса проводятся конкурсы, игры. Охрана труда учащихся должна выполняться как педагогом, так и детьми, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы дети знали требования техники безопасности на теоретических занятиях и при выполнении практических работ.
Построение занятий на 1 и 2-м годах обучения основано на разнообразии и смене деятельности. Теоретическая часть с применением объяснительно-иллюстрированных методов перемежается с практическими работами, играми.
На 3-4-м годах обучения интерес к более сложной творческой деятельности по освоению знаний формируется при выполнении сложных изделий определенной тематики. При этом часто выявляются лидеры с более высоким уровнем познавательного интереса и знаний, которые по результатам проведенной диагностики, посещают группу индивидуального обучения.
Пятый год обучения является исследовательским, носит углубленный и индивидуальный характер. В этот период основное значение приобретает целостно-ориентированная активность.
В группе детей с ограниченными возможностями формы и методы работы отличаются от применяемых в основных группах. Большая часть учебного материала подается в игровой форме.
Главная отличительная особенность программы - универсальность, возможность ее применения для различного возрастного контингента, в силу её тематического построения и реализации принципа от простого к сложному и возврата к пройденному на новом, более сложном творческом уровне.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы в ее востребованности.
Программа интегрированная. Содержание программы определено социальным заказом детей и родителей. Программа направлена развитие детей за счет расширения образовательного пространства и выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности в образовательных областях. Кроме того, создает возможность для полноценного развития ребенка, его своевременного самоопределения, допрофессиональной ориентации. Интеграция учебных планов позволяет педагогу формировать сознание ребенка в целостную картину эстетического восприятия, определять новые цели в постановке занятий, применять разнообразные формы и методы образовательной и воспитательной деятельности.
В связи с повышенным интересом к обучению детей с ограниченными возможностями, из всей программы “Фантазия”, предлагаю подпрограмму обучения детей с ограниченными возможностями.
Подпрограмма обучения детей с ограниченными возможностями
Пояснительная записка
Официальная и образовательная деятельность в настоящее время направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания психолого-социальной помощи детям требует поиска новых подходов к работе с детьми с ограниченными возможностями.
К данной категории относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Программа предлагает один из увлекательных видов художественной деятельности - оригами. Занятия оригами оказывает положительное влияние на развитие детей с ограниченными возможностями. Специалисты- медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными, вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.
Увлечение оригами, помогая развить наблюдательность, предлагает различные знания. Ведь для того, чтобы сделать, например, птичку или животное в технике оригами, необходимо знать их форму, повадки и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Если этого не сделать, то скорее всего работа не даст желаемого результата, станет чисто техническим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.
Доведение материала осуществляется в устно-практической форме на занятиях.
Учебно-тематический план 1 года обучения. (Приложение 1)
Цель: научить приемам складывания бумаги, работе с инструкционной картой.
Задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев; пространственное мышление, воображение, память;
- воспитывать аккуратность, трудовую культуру;
- формировать представление об окружающем мире.
Содержание занятий
1. Вводное занятие
Знакомство, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей бумаги (предмета). Инструктаж по технике безопасности. Правила пользования ножницами, клеем, бумагой и т.д.
2. Техника работы по изготовлению игрушек по типу “оригами”
Щенок, птица, сова, бабочка, корзинка, кораблик, петушок, курица, слон, осел, акула, голубь, кенгуру, попугай, жираф, лягушка, кувшинка, ели, дуб, заяц.
3. Простые головоломки
- Китайская головоломка: страус, кролик, гусь, кошка.
- Магический круг: гусь, петушок, фазан, голубь, собака.
4. Папье-маше
Шляпа-ромашка, удивительные плоды (перец, яблоко, апельсин и т.д.).
5. Паркетирование плоское
Простое: грибы, колокольчики.
Сложное: домики, кораблики.
6. Цветоделие
Тюльпан, василек, гвоздика, сирень, роза.
7. Бумажная гармошка
Веер простой, веер с прорезями, фонарики простые, сложные.
8. Конструирование из бумаги
Открытка с медвежонком, открытка со змейкой, с бабочкой, открытка-сердечко, корзиночка с сердечком, коробочка-собачка, дерево с птичкой, ворона.
9. Объемные игрушки
Петушок, клоун, джин Тигли-Мигли, мышка с зонтиком, принцесса, бумажные шары.
10. Итоговое занятие
Подведение итогов, выставка лучших работ.
Обучающиеся 1 года обучения должны знать:
- термины “оригами”, гармошка;
- название инструментов и приспособлений;
- приемы оформления игрушек
Должны уметь:
- пользоваться инструментами и приспособлениями;
- экономно использовать бумагу, клей;
- оформлять работы.
Учебно-тематический план 2 года обучения. (Приложение 2)
Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук у обучающихся с ограниченными возможностями.
Задачи:
- обучать детей приемам и правилам работы с бумагой;
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию.
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.
Содержание занятий
1. Вводное занятие.
Обсуждение плана работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила пользования ножницами, клеем и т.д.
2. Складывание бумаги по типу “Оригами”. Театр масок.
Модули, корона-кольцо, зубчатая корона, корона для Снегурочки, кокошник, венок, кот, мышка, заяц, волк, ежик, медведь, лягушка, поросенок, петушок, курочка, цыпленок, поросенок, тигр, слой, львенок, крокодил, рыбка, бегемот, Карабас-Барабас, Бабя-Яга, петрушка, клоун, разбойник, корова, чудовище, Дональд Дак.
3. Театр кукол на пальчик.
Туловище, медведь, лягушонок, лисичка, мышь, кот, заяц, волк, поросенок, бабушка, внучка, внучек, дедушка.
4. Симметричное вырезание.
Бабочки, хоровод девушек, хоровод клоунов, фонарики, яблони, сердечко, фигурки птиц и животных, фигурки морского царя, гирлянды.
5. Бумажные шары.
Шары, цепочки различных форм и конфигураций.
6. Цветоделие
Гвоздика, мак, роза, кувшинка, колокольчик, нарцисс, яблоневый цвет.
7. Папье-маше
Карандашница, вазочка, кролики, поднос, бусы, браслет, серьги.
8. Конструирование из бумаги.
Прожорливые фрукты (настольная игра), игровое поле (игра), коробочки, корзиночки для поздравлений.
9. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Выставка лучших работ.
Обучающиеся 2 года обучения должны знать:
- базовую форму “оригами”;
- правила симметричного вырезания;
- части цветка.
должны уметь:
- складывать ровно бумагу;
- вырезать по линиям;
- работать с гофрированной бумагой;
- оформлять работу.
Используемая литература для педагога:
1. Выгонов В.В. “Практикум по трудовому обучению”. М.: 2002 г.
2. Гальперштейн Л.Я. “Бумажные цветы”. М.: 2005 г.
3. Гусева Н.П. “365 фенечек из бисера”. М.: 2000 г
4. Докучаева Н.Т. “Мастерим бумажный мир”. С-Пктербург, 2001 г.
5. Зорин В.В. “Волшебный мир”, С.-Петербург, 2001 г.
6. Конышева Н.М. “Чудесная мастерская”. М.: 2006 г.
7. Котова И.Н., Котова А.С. “Школа современного бисероплетения”. С.П., 2001 г
8. Максимова М.В. “Азбука вязания”. М.: 2000 г.
9. Моли Годарт “Вязание игрушки”. М.: 2005 г.
10. Светлов Г.Д. “Колыбель японской цивилизации”. М.: 2003 г.
11. Столяров А.М. “Вязание игрушки”. М.: 2002 г.
12. Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”. Ярославль, 2000 г.
13. Ткаченко Т.Е. Волкова Е.Н. Стародуб К.Д. “Бисер для начинающих”, Ростав-на-Дону, 2005 г.
14. Уолтер Х. “Узоры из бумажных лент”. М.: 2007 г
Литература, рекомендуемая для обучающихся:
1. Зорин В.А. “Волшебный квадрат”. С.-П. 2004 г.
2. Исакова Э.И., Стародуб К.Д., Ткаченко Т.Е. “Сказочный мир бисера”. Ростов-на-Дону, 2005 г.
3. Малышева Д.Ж. “Мастерим сами”. М.: 2003 г.
4. Светлов А.Н. “Игрушки из бумаги”. М.: 2001 г.
5. Соколова С. “Сказка-оригами”. М.: 2005 г.
6. Рей Гибсон “Папье-маше”. М.: 2003 г.
7. Тимаер А.Б. “Вяжем сами” М.: 2005 .