Урок окружающего мира "Как животные весну встречают". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: познакомить учащихся с изменениями в жизни животных с приходом весны.

Задачи:

  • обобщить знания детей, полученные на основании жизненных наблюдений, материале учебника, презентации, видео фильма;
  • формировать умение анализировать и рассказывать по рисунку, развивать речь, мышление;
  • воспитывать любовь к окружающей нас природе.

 Оборудование: компьютер, проектор, экран.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

2. Сообщение темы урока

– Ребята, послушайте стихотворение Г. Ладонщикова. (Читает заранее подготовленный ученик)

На экране видеофильм «Весенние сны»

Медведь проснулся
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны
Вдруг проснулся косолапый.
Слышит: каплет – вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Заспешил медведь наружу:
Заливает – не до сна!
Вылез он и видит: лужи,
Тает снег… Пришла весна!

– О чем же пойдёт разговор на уроке? (О приходе весны)
– У Миши и Маши вышел спор о том, что происходит в жизни животных с приходом весны. Давайте  поможем разрешить этот спор.

3. Работа по учебнику

– Откройте разворот учебника «Как животные весну встречают».
– Итак, садимся в вертолёт и отвечаем на вопросы:
– Что мы видим с вертолёта? А что видят Маша и Миша?
– Каких насекомых вы видите на рисунке? (Бабочек). Каких насекомых вы ещё знаете? Что общего у этих животных? (У них три пары ног, есть голова, грудь, брюшко; тело состоит из колец-насечек, а ноги – из члеников.)
– Как зимовали насекомые? (Спали в своих укрытиях)
– Что происходит в их жизни с приходом весны? (Они просыпаются, выползают из зимних спален)
– Каких бабочек можно увидеть ранней весной?
4. Работа с хрестоматией

Чтение рассказа «Каких бабочек можно увидеть ранней весной» (По Н. Сладкову, Ю. Аракчееву.) В ходе чтения рассказа показ слайдов с бабочками: крапивница (слайд  1 ), лимонница (слайд  2), траурница (слайд 3 ), павлиний глаз (слайд 4 ).

– Какие бабочки вам знакомы?

Далее детям предлагается в парах прочитать рассказ «Вот это да!» (По Д. Дмитриеву, Н. Пожарицкой) (Ученики должны договориться друг с другом, кто из них будет читать рассказ.)

– Что нового вы узнали об этих животных? (Бабочки бывают перелётные).
– Некоторые бабочки в конце лета и начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке. Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной и возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка  только раз в жизни совершает далекий перелёт. [  5 ]
– Знаете ли вы бабочек, которые совершают перелёты?
– Широко распространена в средней полосе России репейница. (Слайд  5)
Она не впадает осенью в спячку, а улетает в Среднюю Азию, где даёт новое поколение. Весной эти бабочки большими стаями возвращаются в Россию.
Бабочка монарх (6) из Канады и США летит в Мексику. [ 5]

5. Динамическая минутка

– Ребята, повторим приметы весны. Организуется игра. Если услышите примету весны, подпрыгните, осени – присядьте, зимы – хлопните в ладоши.
Тает снег, ярко светит солнце, низкая температура воздуха, набухают почки на деревьях, радуга после дождя, вьюга, метель, просыпаются животные.

6. Повторение ранее изученного материала

– Чтобы ответить на вопрос, какие животные ещё просыпаются ранней весной, отгадайте загадки:

1. Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадёт в ловушку
И комар, и мушка.  (Лягушка) (Слайд 6  )

2. Вьётся верёвка,
На конце головка. (Змея)  (Слайд 7)

3. Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! –
Удрала, а хвост в руках.  (Ящерица) (Слайд  8 )

4. Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.  (Ёж) (Слайд 9 )

Далее предлагается творческое задание. На доске открываются заранее записанные  слова: сосульки, весёлые деньки, греет бока, солнышко, пахнет, шуршит, первоцвет, возвращаются, проснулись.
Ученикам необходимо составить предложения из 2-3 слов о весне.
После коллективного выступления организуется работа в парах. Чтение рассказа в учебнике и ответы на вопросы (с. 51) .

7. Подведение итогов урока

– Чему учились на уроке?
– Что понравилось?
– Что особенно запомнилось?

Список использованных источников

1. Гамзюкова, Т.А. Лучшие открытые уроки и внеклассные мероприятия для начальных классов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
2. Сычёва, Г.Н. Увлекательный мир загадок и пословиц: для уроков в начальной школе. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011.
3. Федотова, О.Н. Окружающий мир: Хрестоматия. – М.: Академкнига, 2011.
4. Федотова, О.Н. Окружающий мир: Учебник. – М.: Академкнига, 2011.
5. Федотова, О.Н. Окружающий мир: Методическое пособие. – М. : Академкнига, 2011.
6. www.sinilikevad.blogspot.com/2008/05/blog-post-18.html
7. www.googl.ru/mgres
8. www.migranov.ru
9. www.100tonn.ru