Цель: познакомить учащихся с изменениями в жизни животных с приходом весны.
Задачи:
- обобщить знания детей, полученные на основании жизненных наблюдений, материале учебника, презентации, видео фильма;
- формировать умение анализировать и рассказывать по рисунку, развивать речь, мышление;
- воспитывать любовь к окружающей нас природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Сообщение темы урока
– Ребята, послушайте стихотворение Г. Ладонщикова. (Читает заранее подготовленный ученик)
На экране видеофильм «Весенние сны»
Медведь проснулся
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны
Вдруг проснулся косолапый.
Слышит: каплет – вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Заспешил медведь наружу:
Заливает – не до сна!
Вылез он и видит: лужи,
Тает снег… Пришла весна!
– О чем же пойдёт разговор на уроке? (О
приходе весны)
– У Миши и Маши вышел спор о том, что происходит в
жизни животных с приходом весны. Давайте
поможем разрешить этот спор.
3. Работа по учебнику
– Откройте разворот учебника «Как животные
весну встречают».
– Итак, садимся в вертолёт и отвечаем на вопросы:
– Что мы видим с вертолёта? А что видят Маша и
Миша?
– Каких насекомых вы видите на рисунке? (Бабочек).
Каких насекомых вы ещё знаете? Что общего у этих
животных? (У них три пары ног, есть голова,
грудь, брюшко; тело состоит из колец-насечек, а
ноги – из члеников.)
– Как зимовали насекомые? (Спали в своих
укрытиях)
– Что происходит в их жизни с приходом весны? (Они
просыпаются, выползают из зимних спален)
– Каких бабочек можно увидеть ранней весной?
4. Работа с хрестоматией
Чтение рассказа «Каких бабочек можно увидеть ранней весной» (По Н. Сладкову, Ю. Аракчееву.) В ходе чтения рассказа показ слайдов с бабочками: крапивница (слайд 1 ), лимонница (слайд 2), траурница (слайд 3 ), павлиний глаз (слайд 4 ).
– Какие бабочки вам знакомы?
Далее детям предлагается в парах прочитать рассказ «Вот это да!» (По Д. Дмитриеву, Н. Пожарицкой) (Ученики должны договориться друг с другом, кто из них будет читать рассказ.)
– Что нового вы узнали об этих животных? (Бабочки
бывают перелётные).
– Некоторые бабочки в конце лета и начале осени
улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке.
Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и
существенно от них отличаются. Осенью в жаркие
страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые.
У бабочек на зимовку улетает только молодёжь,
развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на
зимовку, весной и возвращаются к нам. А бабочки,
прилетев на зимовку, через некоторое время
откладывают там яйца и умирают. А их дети,
появившиеся из яиц, весной отправляются на
родину родителей. То есть каждая бабочка
только раз в жизни совершает далекий перелёт.
[ 5 ]
– Знаете ли вы бабочек, которые совершают
перелёты?
– Широко распространена в средней полосе России
репейница. (Слайд 5)
Она не впадает осенью в спячку, а улетает в
Среднюю Азию, где даёт новое поколение. Весной
эти бабочки большими стаями возвращаются в
Россию.
Бабочка монарх (6) из Канады и США летит в Мексику.
[ 5]
5. Динамическая минутка
– Ребята, повторим приметы весны. Организуется
игра. Если услышите примету весны, подпрыгните,
осени – присядьте, зимы – хлопните в ладоши.
Тает снег, ярко светит солнце, низкая температура
воздуха, набухают почки на деревьях, радуга после
дождя, вьюга, метель, просыпаются животные.
6. Повторение ранее изученного материала
– Чтобы ответить на вопрос, какие животные ещё просыпаются ранней весной, отгадайте загадки:
1. Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадёт в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка) (Слайд 6 )2. Вьётся верёвка,
На конце головка. (Змея) (Слайд 7)3. Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! –
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица) (Слайд 8 )4. Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл. (Ёж) (Слайд 9 )
Далее предлагается творческое задание. На
доске открываются заранее записанные слова:
сосульки, весёлые деньки, греет бока, солнышко,
пахнет, шуршит, первоцвет, возвращаются,
проснулись.
Ученикам необходимо составить предложения из
2-3 слов о весне.
После коллективного выступления организуется
работа в парах. Чтение рассказа в учебнике и
ответы на вопросы (с. 51) .
7. Подведение итогов урока
– Чему учились на уроке?
– Что понравилось?
– Что особенно запомнилось?
Список использованных источников
1. Гамзюкова, Т.А. Лучшие открытые уроки и
внеклассные мероприятия для начальных классов.
– Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
2. Сычёва, Г.Н. Увлекательный мир загадок и
пословиц: для уроков в начальной школе. – Ростов
н/Д. : Феникс, 2011.
3. Федотова, О.Н. Окружающий мир: Хрестоматия.
– М.: Академкнига, 2011.
4. Федотова, О.Н. Окружающий мир: Учебник. – М.:
Академкнига, 2011.
5. Федотова, О.Н. Окружающий мир: Методическое
пособие. – М. : Академкнига, 2011.
6. www.sinilikevad.blogspot.com/2008/05/blog-post-18.html
7. www.googl.ru/mgres
8. www.migranov.ru
9. www.100tonn.ru