Урок математики "Табличное умножение и деление. Решение задач". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока.

1) Обучать выполнению чертежа к задаче, используя который, можно решить задачу. Упражнять во владении последовательностью действий при решении выражений.

2) Развивать мышление, память, внимание, желание самостоятельно разбираться в проблемных ситуациях урока; развивать познавательную деятельность учащихся.

3) Воспитывать интерес, внимательность, самостоятельность, взаимопомощь, дружбу.

Оборудование:

  • учебник “Математика 3 класс. М. И. Моро, М. А. Бантова,
  • доска школьная,
  • маркерная доска,
  • а/диск с песнями В. Шаинского,
  • памятка “Как работать над задачей”,
  • индивидуальный раздаточный материал (меры длины на Руси).

Литература:

  • “Поурочные разработки по математике”. Т.Ю. Целоусова, О.В. Бантова.
  • “Устные упражнения на уроках математики”. Л.Г. Петерсон, И.Г. Липатникова.
  • Журналы “Начальная школа” № 1”, 6/2004 г.

Ход урока

Дети входят в класс под музыку В. Шаинского, здороваются с гостями.

I. Мотивация учебной деятельности (дети читают стихотворение).

Интересно задачи решать,
Из решений можно много узнать:
Сколько ниток пойдёт на берет,
Расход ткани на модный жакет,
Сколько стоит билет на балет,
Массу предметов и общий расход,
Сколько ребят ушли в поход
И сколько остались полоть огород.
У каждой задачи – свой сюжет
И надо найти на вопрос ответ.

II. Сообщение темы урока.

- Решение задач.

- Сегодня у нас необычный урок. Это урок-приключение, путешествие к Земле Знаний.

III. Устный счёт. (C. 40 № 5, 1 и 2 столбики)

1) Решите выражение и вы узнаете девиз нашего путешествия. Работа на доске.

6х9 9х5 6х7 42:6 35:7 54:6
(54) (45) (42) (7) (5) (9)

Внимательно посмотрите на множество соответствия чисел и букв, выберите из них значения, которые получились в результате вычислений

45 7 54 5 42 23 9 17

Д

А

Р

У

Б

О

Ж

К

и подставьте в таблицу:

45 54 5 9 42 7

Д

Р

У

Ж

Б

А

2) Работа в тетрадях.

- Запишите число, Классная работа.

- Математический диктант.

*Запишите число, состоящее из 4 д. 5 ед. (45).

*Запишите предыдущее числа 64 (63).

*Запишите последующее числа 89 (90).

*Первое слагаемое 36, второе – 0. Найдите сумму (36).

*Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Найдите разность (18).

*На сколько 3 меньше, чем 30? (27).

*На сколько 52 больше, чем 28? (24).

В результате на доске остаются верные ответы: 45, 63, 90, 36, 18, 27, 24.

3) На доске.

- Дан ряд чисел: 246, 236, 226, 216.

- Назовите наибольшее число (246).

- Какую закономерность вы наблюдаете? (Числа уменьшаются на 10).

- Назовите следующее число (206).

- Расскажите, что вы знаете о числе 206, выложите его графическую модель.

(206 – трёхзначное число, содержит 2 сотни и 6 единиц, предыдущее – 205, последующее – 207, сумма цифр 8).

Рис. 1

- Выразите число 206 в различных счётных единицах (206 = 2 с. 6 ед.; 206 = 20 д. 6 ед.)

- Выразите 206 см в различных единицах измерения (206 см = 2 м 6 см; 206 см = 20 дм 6 см)

- Сравните

2 м 6 см и 48 см (2 м 6 см > 48 см)

2 м 6 см и 26 дм (2 м 6 см < 26 дм)

Проверка на доске: на доске сравнить ответы.

Физкультминутка

IV. Работа над новым материалом.

Задача № 1 с. 41.

После прочтения условия задачи рассмотреть таблицу к задаче. - Какие величины даны в задаче? Обратите внимание на слово “расход” - что оно обозначает? Далее в таблице определите, что обозначает каждое число?

- Что обозначает “5 дней” (За 5 дней израсходовано 10 кг овощей.)

Смотрим в общий расход – число 10 записано на той же строчке, что и число 5.

- Что показывает “3 дня”? (3 дня расходовались овощи.)

- Что обозначает знак вопроса? (Вопрос задачи – сколько килограммов овощей израсходовали за 3 дня.) Значит и знак вопроса – в одной строке с числом 3.

- Ещё одна колонка в таблице – что там написано? (Расход овощей в день одинаковый.)

- Что это обозначает? (В задаче сказано, что каждый день овощей расходовали поровну, т.е. одинаковое количество.)

- Больше или меньше, чем 10 кг, овощей израсходует семья за 3 дня? Почему? Далее составляется план решения задачи. Решение записывается на доске и в тетрадях в виде выражения или по действиям с устным пояснением. После этого надо сравнить число, полученное в ответе, с числом 10, установить, что действительно получилось меньше, чем 10. (10 : 5 х 3 = 6 (кг) Ответ: 6 кг

1) Историческая справка. (См. Историческую справку на с.8 – журнал “Начальная школа” № 1/2004 г., с.69.

2) Мы с вами отправляемся в магазин за лентами, которые измеряются метрами.

Задача № 2, с. 41.

Чтобы решить задачу, ученики должны сами под руководством учителя составить таблицу к задаче: сначала выбрать величины (цена, количество, стоимость); затем занести данные в таблицу.

Цена Количество Стоимость
Одинаковая 6 м 18 руб.
9 м ?

Обратить внимание детей на колонку с “ценой”.

- Что мы должны записать в этой графе? Почему? (В задаче сказано, что купили 9 м такой же ленты, т.е. по одинаковой цене.)

Составляется план решения, решение записывается в тетрадях.

(18 : 6 х 9 = 27 (руб.)

Ответ: 27 руб.

Организовать корректировку знаний детей, не справившихся с задачей. Подключить к работе консультантов (не допустивших ошибок в решении задачи). Использовать памятку “Как работать над задачей”.

V. Закрепление.

- № 4, с. 41 – ученик решает задачу самостоятельно у доски.

2 х 6 + 2 = 14 (кг)

Ответ: 14 кг.

- № 3, 2 столбик – ученики решают задачу самостоятельно в тетрадях.

Проверка: взаимопроверка парами.

(52 - 31) : 3 = 7

54 : (16 - 7) = 6

(12 + 18) : 6 = 5

35 : (30 - 23) = 5

Дети парами обсуждают типовые ошибки. Проговариваются формулировки способов действий, вызвавших затруднения. Создаётся мотивация на успех для каждого ученика.

VI. Итоги урока.

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали? (Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, какими способами они исправлены.)

VII. Оценки за урок.

Ученики оценивают свою деятельность на уроке.

VIII. Домашнее задание.

Учебник, с. 41, № 3 (4 столбик), № 6.

Историческая справка

“Как появились меры длины. Как измеряли на Руси”

- Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром, а что же существовало до того, как всё это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладони, ступня. Так у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь – на четыре пальца.

В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм (2,5 см) в переводе с голландского означает “большой палец”; фут (30 см или 12 дюймов) – с английского “нога”; ярд – это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.

Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами или даже днями.

В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути в течении которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

У многих народов расстояние определялось длительностью полёта стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение “не подпустить на пушечный выстрел”.

А кто знает, какие меры длины использовали издавна на Руси? (Сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин.) О локте мы уже говорили. Маховая сажень (1,76 м) – расстояние между раскинутыми в стороны руками. Косая сажень (2,48 м) – расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово аршин пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шёлком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли аршинами (с персидского – “локоть”). Он равен 71 см.

Сажень = 3 аршина = 7 футов = 2 м 13 см

Фут = 12 дюймов = 30 см 5 мм

Аршин = 71 см

Вершок = 4 см 4 мм

Дюйм = 2 см 5 мм

Памятка для учеников “Как работать над задачей”

  1. Прочитай задачу.
  2. Найди условие и вопрос.
  3. Выдели опорные (главные слова).
  4. Установи связь между данным и искомым.
  5. Выполни модель, которая поможет тебе решить задачу:
  6. а) краткую запись;
    б) чертёж;
    в) рисунок;
    г) график;
    д) таблицу.

  7. Запиши решение:
  8. а) по действиям с пояснением;
    б) по действиям с вопросами.

  9. Проверь решение задачи.
  10. Запиши ответ полностью.
  11. Найди другие способы решения задачи.
  12. *Составь и реши обратные задачи.
  13. *Составь похожую задачу.

*Для учеников, которые справляются с заданием раньше других.