Цели урока.
1) Обучать выполнению чертежа к задаче, используя который, можно решить задачу. Упражнять во владении последовательностью действий при решении выражений.
2) Развивать мышление, память, внимание, желание самостоятельно разбираться в проблемных ситуациях урока; развивать познавательную деятельность учащихся.
3) Воспитывать интерес, внимательность, самостоятельность, взаимопомощь, дружбу.
Оборудование:
- учебник “Математика 3 класс. М. И. Моро, М. А. Бантова,
- доска школьная,
- маркерная доска,
- а/диск с песнями В. Шаинского,
- памятка “Как работать над задачей”,
- индивидуальный раздаточный материал (меры длины на Руси).
Литература:
- “Поурочные разработки по математике”. Т.Ю. Целоусова, О.В. Бантова.
- “Устные упражнения на уроках математики”. Л.Г. Петерсон, И.Г. Липатникова.
- Журналы “Начальная школа” № 1”, 6/2004 г.
Ход урока
Дети входят в класс под музыку В. Шаинского, здороваются с гостями.
I. Мотивация учебной деятельности (дети читают стихотворение).
Интересно задачи решать,
Из решений можно много узнать:
Сколько ниток пойдёт на берет,
Расход ткани на модный жакет,
Сколько стоит билет на балет,
Массу предметов и общий расход,
Сколько ребят ушли в поход
И сколько остались полоть огород.
У каждой задачи – свой сюжет
И надо найти на вопрос ответ.
II. Сообщение темы урока.
- Решение задач.
- Сегодня у нас необычный урок. Это урок-приключение, путешествие к Земле Знаний.
III. Устный счёт. (C. 40 № 5, 1 и 2 столбики)
1) Решите выражение и вы узнаете девиз нашего путешествия. Работа на доске.
6х9 | 9х5 | 6х7 | 42:6 | 35:7 | 54:6 |
(54) | (45) | (42) | (7) | (5) | (9) |
Внимательно посмотрите на множество соответствия чисел и букв, выберите из них значения, которые получились в результате вычислений
45 | 7 | 54 | 5 | 42 | 23 | 9 | 17 |
Д |
А |
Р |
У |
Б |
О |
Ж |
К |
и подставьте в таблицу:
45 | 54 | 5 | 9 | 42 | 7 |
Д |
Р |
У |
Ж |
Б |
А |
2) Работа в тетрадях.
- Запишите число, Классная работа.
- Математический диктант.
*Запишите число, состоящее из 4 д. 5 ед. (45).
*Запишите предыдущее числа 64 (63).
*Запишите последующее числа 89 (90).
*Первое слагаемое 36, второе – 0. Найдите сумму (36).
*Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Найдите разность (18).
*На сколько 3 меньше, чем 30? (27).
*На сколько 52 больше, чем 28? (24).
В результате на доске остаются верные ответы: 45, 63, 90, 36, 18, 27, 24.
3) На доске.
- Дан ряд чисел: 246, 236, 226, 216.
- Назовите наибольшее число (246).
- Какую закономерность вы наблюдаете? (Числа уменьшаются на 10).
- Назовите следующее число (206).
- Расскажите, что вы знаете о числе 206, выложите его графическую модель.
(206 – трёхзначное число, содержит 2 сотни и 6 единиц, предыдущее – 205, последующее – 207, сумма цифр 8).
Рис. 1
- Выразите число 206 в различных счётных единицах (206 = 2 с. 6 ед.; 206 = 20 д. 6 ед.)
- Выразите 206 см в различных единицах измерения (206 см = 2 м 6 см; 206 см = 20 дм 6 см)
- Сравните
2 м 6 см и 48 см (2 м 6 см > 48 см)
2 м 6 см и 26 дм (2 м 6 см < 26 дм)
Проверка на доске: на доске сравнить ответы.
Физкультминутка
IV. Работа над новым материалом.
Задача № 1 с. 41.
После прочтения условия задачи рассмотреть таблицу к задаче. - Какие величины даны в задаче? Обратите внимание на слово “расход” - что оно обозначает? Далее в таблице определите, что обозначает каждое число?
- Что обозначает “5 дней” (За 5 дней израсходовано 10 кг овощей.)
Смотрим в общий расход – число 10 записано на той же строчке, что и число 5.
- Что показывает “3 дня”? (3 дня расходовались овощи.)
- Что обозначает знак вопроса? (Вопрос задачи – сколько килограммов овощей израсходовали за 3 дня.) Значит и знак вопроса – в одной строке с числом 3.
- Ещё одна колонка в таблице – что там написано? (Расход овощей в день одинаковый.)
- Что это обозначает? (В задаче сказано, что каждый день овощей расходовали поровну, т.е. одинаковое количество.)
- Больше или меньше, чем 10 кг, овощей израсходует семья за 3 дня? Почему? Далее составляется план решения задачи. Решение записывается на доске и в тетрадях в виде выражения или по действиям с устным пояснением. После этого надо сравнить число, полученное в ответе, с числом 10, установить, что действительно получилось меньше, чем 10. (10 : 5 х 3 = 6 (кг) Ответ: 6 кг
1) Историческая справка. (См. Историческую справку на с.8 – журнал “Начальная школа” № 1/2004 г., с.69.
2) Мы с вами отправляемся в магазин за лентами, которые измеряются метрами.
Задача № 2, с. 41.
Чтобы решить задачу, ученики должны сами под руководством учителя составить таблицу к задаче: сначала выбрать величины (цена, количество, стоимость); затем занести данные в таблицу.
Цена | Количество | Стоимость |
Одинаковая | 6 м | 18 руб. |
9 м | ? |
Обратить внимание детей на колонку с “ценой”.
- Что мы должны записать в этой графе? Почему? (В задаче сказано, что купили 9 м такой же ленты, т.е. по одинаковой цене.)
Составляется план решения, решение записывается в тетрадях.
(18 : 6 х 9 = 27 (руб.)
Ответ: 27 руб.
Организовать корректировку знаний детей, не справившихся с задачей. Подключить к работе консультантов (не допустивших ошибок в решении задачи). Использовать памятку “Как работать над задачей”.
V. Закрепление.
- № 4, с. 41 – ученик решает задачу самостоятельно у доски.
2 х 6 + 2 = 14 (кг)
Ответ: 14 кг.
- № 3, 2 столбик – ученики решают задачу самостоятельно в тетрадях.
Проверка: взаимопроверка парами.
(52 - 31) : 3 = 7
54 : (16 - 7) = 6
(12 + 18) : 6 = 5
35 : (30 - 23) = 5
Дети парами обсуждают типовые ошибки. Проговариваются формулировки способов действий, вызвавших затруднения. Создаётся мотивация на успех для каждого ученика.
VI. Итоги урока.
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали? (Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, какими способами они исправлены.)
VII. Оценки за урок.
Ученики оценивают свою деятельность на уроке.
VIII. Домашнее задание.
Учебник, с. 41, № 3 (4 столбик), № 6.
Историческая справка
“Как появились меры длины. Как измеряли на Руси”
- Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром, а что же существовало до того, как всё это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладони, ступня. Так у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь – на четыре пальца.
В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм (2,5 см) в переводе с голландского означает “большой палец”; фут (30 см или 12 дюймов) – с английского “нога”; ярд – это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.
Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами или даже днями.
В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути в течении которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.
У многих народов расстояние определялось длительностью полёта стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение “не подпустить на пушечный выстрел”.
А кто знает, какие меры длины использовали издавна на Руси? (Сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин.) О локте мы уже говорили. Маховая сажень (1,76 м) – расстояние между раскинутыми в стороны руками. Косая сажень (2,48 м) – расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово аршин пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шёлком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли аршинами (с персидского – “локоть”). Он равен 71 см.
Сажень = 3 аршина = 7 футов = 2 м 13 см
Фут = 12 дюймов = 30 см 5 мм
Аршин = 71 см
Вершок = 4 см 4 мм
Дюйм = 2 см 5 мм
Памятка для учеников “Как работать над задачей”
- Прочитай задачу.
- Найди условие и вопрос.
- Выдели опорные (главные слова).
- Установи связь между данным и искомым.
- Выполни модель, которая поможет тебе решить задачу:
- Запиши решение:
- Проверь решение задачи.
- Запиши ответ полностью.
- Найди другие способы решения задачи.
- *Составь и реши обратные задачи.
- *Составь похожую задачу.
а) краткую запись;
б) чертёж;
в) рисунок;
г) график;
д) таблицу.
а) по действиям с пояснением;
б) по действиям с вопросами.
*Для учеников, которые справляются с заданием раньше других.