Цели: узнать о своеобразии и двойной роли букв е, ё, ю, я; научиться четко различать позиции, когда данные буквы обозначают два звука, а когда один звук и мягкость предшествующего согласного.
Ход урока
I. Оргмомент. (Проверка готовности учащихся к уроку, запись числа)
II. Проверка домашнего задания:
- правило об обозначении мягких согласных;
- упр. 299 (выборочно).
III. Тренировочный словарный диктант.
А) Помощник, письменный, скворечник, каменщик, тоньше, чтобы, барабанщик, конечно, скучный.
Б) В это время двое учащихся получают карточки для самостоятельной работы. Задание на карточках: Надо ли писать ь? Спиши, выдели орфограмму.
Мен...ше, кон...чить, луч...ше, вскол...зь, воз...мём, пустяч...ный, вос..милетка, руч...ной,. сел...дь.
IV. Работа по теме урока.
1. Фонетическая разминка.
А) Повторение теории (фронтально)
- На какие две группы делятся звуки речи?
- Чем отличаются согласные от гласных?
- Назвать гласные звуки и гласные буквы.
Б) "Кто быстрей и правильней!"
Учитель записывает на доске звуки. Задача учащихся - охарактеризовать их. (Например, [б] - согласный, парный звонкий, мягкий)
2. Объяснение нового материала.
В русском языке есть очень интересные и необычные гласные буквы, которые могут обозначать сразу два звука.
А) Наблюдение над примерами, записанными на доске до урока:
Юра, ель, яма, ёрш.
Боец, маяк, приём, союз.
Бурьян, вьюга, съезд, объём.
(Произносим слова, выясняем, сколько звуков обозначают подчеркнутые буквы, какое положение в слове они занимают, записываем по одному примеру из каждой группы, пишем выборочную транскрипцию: ель [й'э])
Вывод: Когда же буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (В начале слова, после гласной и после разделительных ъ и ь)
Б) Оказывается, эти буквы выполняют еще одну роль. Коллективно записываем слова:
мел [м'эл], мясо [м'асо], люк [л'ук], лен [л'он].
Четко произносим слова, записываем их транскрипцию.
- Какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я?
- Сколько звуков они обозначают?
- Что происходит с согласным, который стоит перед этими звуками?
Таким образом, буквы е, ё, ю, я выполняют две роли:
- могут обозначать два звука;
- могут обозначать один звук и мягкость предшествующего согласного.
В) Закрепление по учебнику (стр. 126-127)
3. Первичное закрепление.
А) Слуховой тренировочный диктант.
(Учитель диктует слова, учащиеся на пальцах показывают, сколько звуков они слышат: два или один; затем называют звук или звуки, которые слышат.)
Друзья, рюкзак, успех, подъём, пою, лён, стулья, ельник,
Юлька, хлеб, енот, полет, польёт.
Б) "Диктант-молчанка".
Задание усложняется. Учитель молча показывает рисунки. Учащиеся шёпотом (только для себя) произносят то, что нарисовано, решают, сколько звуков обозначают данные буквы и записывают слова в два столбика. (Двое учащихся работают на переносных досках, остальные – самостоятельно в тетрадях )
На рисунках изображены: листья, ягоды, ключ, утенок, заяц, медведь, мяч, яблоко, ёж, берёза, лейка, юла, ёлка.
Проверка работающих у доски, исправление ошибок, запись выборочной транскрипции.
4. Выводы:
- В чем же заключается двойная роль букв е, ё, ю, я?
- Когда эти буквы обозначают два звука?
- Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук и мягкость согласного?
- Как в русском языке обозначается мягкость согласных?
V. Запись и объяснение домашнего задания (стр. 127 (учить), упр. 306).
VI. Подведение итогов урока
(Cообщение оценок за работу на карточках и за активную работу на уроке; характеристика работы всего класса).