Двойная роль букв "е", "ё", "ю", "я". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели: узнать о своеобразии и двойной роли букв е, ё, ю, я; научиться четко различать позиции, когда данные буквы обозначают два звука, а когда один звук и мягкость предшествующего согласного.

Ход урока

I. Оргмомент. (Проверка готовности учащихся к уроку, запись числа)

II. Проверка домашнего задания:

- правило об обозначении мягких согласных;

- упр. 299 (выборочно).

III. Тренировочный словарный диктант.

А) Помощник, письменный, скворечник, каменщик, тоньше, чтобы, барабанщик, конечно, скучный.

Б) В это время двое учащихся получают карточки для самостоятельной работы. Задание на карточках: Надо ли писать ь? Спиши, выдели орфограмму.

Мен...ше, кон...чить, луч...ше, вскол...зь, воз...мём, пустяч...ный, вос..милетка, руч...ной,. сел...дь.

IV. Работа по теме урока.

1. Фонетическая разминка.

А) Повторение теории (фронтально)

  • На какие две группы делятся звуки речи?
  • Чем отличаются согласные от гласных?
  • Назвать гласные звуки и гласные буквы.

Б) "Кто быстрей и правильней!"

Учитель записывает на доске звуки. Задача учащихся - охарактеризовать их. (Например, [б] - согласный, парный звонкий, мягкий)

2. Объяснение нового материала.

В русском языке есть очень интересные и необычные гласные буквы, которые могут обозначать сразу два звука.

А) Наблюдение над примерами, записанными на доске до урока:

Юра, ель, яма, ёрш.

Боец, маяк, приём, союз.

Бурьян, вьюга, съезд, объём.

(Произносим слова, выясняем, сколько звуков обозначают подчеркнутые буквы, какое положение в слове они занимают, записываем по одному примеру из каждой группы, пишем выборочную транскрипцию: ель [й'э])

Вывод: Когда же буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (В начале слова, после гласной и после разделительных ъ и ь)

Б) Оказывается, эти буквы выполняют еще одну роль. Коллективно записываем слова:

мел [м'эл], мясо [м'асо], люк [л'ук], лен [л'он].

Четко произносим слова, записываем их транскрипцию.

  • Какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я?
  • Сколько звуков они обозначают?
  • Что происходит с согласным, который стоит перед этими звуками?

Таким образом, буквы е, ё, ю, я выполняют две роли:

  • могут обозначать два звука;
  • могут обозначать один звук и мягкость предшествующего согласного.

В) Закрепление по учебнику (стр. 126-127)

3. Первичное закрепление.

А) Слуховой тренировочный диктант.

(Учитель диктует слова, учащиеся на пальцах показывают, сколько звуков они слышат: два или один; затем называют звук или звуки, которые слышат.)

Друзья, рюкзак, успех, подъём, пою, лён, стулья, ельник,

Юлька, хлеб, енот, полет, польёт.

Б) "Диктант-молчанка".

Задание усложняется. Учитель молча показывает рисунки. Учащиеся шёпотом (только для себя) произносят то, что нарисовано, решают, сколько звуков обозначают данные буквы и записывают слова в два столбика. (Двое учащихся работают на переносных досках, остальные – самостоятельно в тетрадях )

На рисунках изображены: листья, ягоды, ключ, утенок, заяц, медведь, мяч, яблоко, ёж, берёза, лейка, юла, ёлка.

Проверка работающих у доски, исправление ошибок, запись выборочной транскрипции.

4. Выводы:

  • В чем же заключается двойная роль букв е, ё, ю, я?
  • Когда эти буквы обозначают два звука?
  • Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук и мягкость согласного?
  • Как в русском языке обозначается мягкость согласных?

V. Запись и объяснение домашнего задания (стр. 127 (учить), упр. 306).

VI. Подведение итогов урока

(Cообщение оценок за работу на карточках и за активную работу на уроке; характеристика работы всего класса).