Авторская программа творческого объединения "Театральное творчество"

Разделы: Внеклассная работа


... Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов: для этого же необходимо их раннее узнавание.
Г. Ревеш

Пояснительная записка.

Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая.

Программа рассчитана на 2 года обучения, 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Возраст обучаемых 7-10 лет.

Образовательная программа спроектирована в 2011 году в соответствии с государственными требованиями. Программа реализуется в рамках экспериментальной площадки «Одаренные дети».

Данная образовательная программа актуальна и востребована, так как именно в театральном коллективе успешно происходит преодоление закомплексованности ребенка и ориентирована на всестороннее развитие личности, его неповторимой индивидуальности. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.

Новизна программы в том, что в ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Особенность программы в том, что на занятии одновременно используются фрагменты разных тем и разделов.

Обязательным элементом занятий является игра. Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру. Через игру дети находят новые средства самовыражения, обеспечивают мотивацию познания себя, других учащихся, окружающего мира. Занятия в театральном коллективе не только развивают творческие способности, но и формируют его коммуникативную культуру, значимость и необходимость в общем деле, индивидуальность в исполняемой роли. Главное, чтобы учащиеся ощутили удовольствие от творческого процесса, успешность и радость общения друг с другом.

Цель данной образовательной программы:

  • раскрытие творческих индивидуальных способностей ребенка; -развитие основных психофизических качеств ( восприятия, внимания, фантазии, воображения, наблюдательности, коммуникабельности, смелости, публичного самовыражения);
  • формирование умений и навыков: постановки голоса и сценической речи;
  • формирование умений действовать в предлагаемых обстоятельствах.

В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой, выделяется ряд педагогических задач, которые предстоит решить в ходе реализации программы.

Задачи:

Обучающие:

  • ознакомить с простейшими законами сцены и начальными основами актерского мастерства;
  • развивать навыки сценической речи и правильной артикуляции;
  • развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
  • закрепить умение действовать в предлагаемых обстоятельствах;
  • формировать сценическую культуру у детей;
  • обучить простейшим приемам театрального творчества.

Развивающие:

  • выявлять и развивать творческие способности, возможности памяти, речи и воображения с учетом особенностей и дарований каждого;
  • развивать умения, запоминать, воплощать;
  • развивать творческую и сценическую фантазию, умение свободно владеть голосом, телом, эмоциями;
  • развивать навыки коллективного творчества.

Воспитывающие:

  • формировать эстетический вкус у детей и игровое поведение;
  • воспитывать чувство внутренней свободы;
  • создать творческую атмосферу, основанной на уважении и терпеливом отношении друг к другу.

Основные формы работы: урок-беседа (введение); тренинг; игра-экспромт; конкурс-экспромт; занятие-импровизация; театральная и музыкальная игра; занятие-репетиция; сюжетная игра; занятия по принципу подражания; открытые занятия; генеральные репетиции; публичный показ.

Воспитательные формы работы внутри коллектива: беседы, посещение самодеятельных театральных коллективов, совместные праздники и утренники с родителями, творческие конкурсы, индивидуальная работа с родителями, анкетирование, приглашения на открытые занятия и публичные выступления. Различные формы работы направлены на сплочение детей в дружный творческий коллектив.

Условия реализации программы: применение различных методов и приемов обучения, использование разнообразных форм, наличие сценарного материала (мини-спектакли, мини-сказки, инсценировки, миниатюры и т.д.), наличие отдельной сценической площадки, наличие аудио-видео аппаратуры, театральных костюмов, реквизитов и декораций, создание психологического комфорта. Программа включает в себя несколько разделов:

1 раздел: «Техника и дикция речи» – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, голосового диапазона, четкой дикции, правильной артикуляции.

2 раздел: «Сценическое движение» – включает в себя комплексные, ритмические, пластические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей, владение телом в сценическом пространстве.

3 раздел: «Театральная игра» – предусматривает приобретение умений и навыков, развитие игрового поведения в вымышленных условиях аналогично жизненным обстоятельствам.

Ожидаемые результаты:

  • правильно выполнять упражнения на постановку голоса, дыхания, артикуляции и правильной дикции речи;выполнять упражнения на развитие воображения, фантазии, памяти;
  • владеть речевым общением и словесным действием; 
  • находить верное поведение в предлагаемых обстоятельствах;
  • уметь сочетать сценическую речь со сценическим движением;
  • уметь раскрепощаться перед публикой и взаимодействовать с коллективом.

Результатом работы коллектива является публичный показ.

Содержание программы 1 года обучения

Организационное занятие.

1 раздел «Техника и дикция речи»

Теория: Введение. Что такое сценическая речь?

Практика: Упражнения на развитие речи, постановки голосового диапазона и дыхания, артикуляции. Упражнения со скороговорками. Скороговорки.

2 раздел «Сценическое движение»

Теория: Введение. «Что такое сценическое движение?» Оправданность передвижений. О выборе нахождения персонажа в сценическом пространстве.

Практика: Ритмические, музыкальные, пластические игры. Упражнения на развитие двигательных способностей: ловкости и подвижности. Упражнения на оправданность передвижений.

3 раздел «Театральная игра»

Теория: Простейшие понятия о законах сцены.

Практика: Упражнения на развитие фантазии и воображения. Кинолента видения. Распределение ролей и читка по ролям. Пробные этюды: «Я в предлагаемых обстоятельствах». Знакомство со сказкой, распределение и читка по ролям, инсценировка сказки. Театральные игры.

Тематическое планирование 1 год обучения

Разделы и темы занятий Часы
Всего Теория Практика
Техника и дикция речи
1. Организационное занятие. О правилах поведения. Знакомство. 1 1  
2. Введение. Что такое тренинг, сценическая речь. Знакомство со скороговоркой. Конкурс скороговорок. 2 1 1
3. Тренинг – дикция речи. Речевые навыки: постановки голоса, дыхание, артикуляция, голосовой диапазон.Конкурс – экспромт на лучшего чтеца. 4 1 3
4. Введение. Малые театрализованные формы: сценки, инсценировки. Распределение по ролям и читка по ролям. Работа с текстом и анализ текста. 6 1 5
5. Стихотворный текст. Работа с текстом. Видение. Кинолента видения. Выразительность, интонация, логика. 4 1 3
6. Занятие – репетиция. 5   5
7. Контрольное занятие. 2 1 1
  Итого   24  6  18
Сценическое движение
1. Упражнения на развитие двигательных способностей: ловкости и подвижности. 6 1 5
2. Упражнения на снятие напряженности и расслабление мышц. Упражнения на снятие раскованности. 6 1 5
3. Музыкальные, пластические и ритмические игры. 6   6
4. Упражнения на координацию движения, оправданность передвижений. Выбор нахождения персонажа в сценическом пространстве. Мизансцены. 6 1 5
5. Контрольное занятие. 2 1 1
  Итого  26  4  22
Театральная игра
1. Тренинг. Упражнения на развитие фантазии и воображения. Кинолента видения. 4   4
2. Инсценированная сказка. Распределение по ролям. Читка по ролям. Характер персонажа. Работа с текстом. 2   2
3. Игра-путешествие по сказочному царству. 1   1
4. Игра « Театр-экспромт». Театральные игры. 4   4
5. Имитация поведения животных. 1   1
6. Пробные этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах» 2   2
7. Репетиционный период. 6   6
8. Контрольное занятие. 1   1
9. Публичный показ. 1   1
  Итого 22   22
  Всего часов  72    72

Содержание программы 2 года обучения

  1. Организационное занятие. Расписание занятий театрального объединения. О поведении учащихся на занятиях.
  2. Беседа-диспут «За что я люблю театр?» Анкетирование.

1 раздел «Техника и дикция речи».

Теория: Техника, навыки и умения по сценической речи. Основы сценической речи: дыхание, голос, дикция.

Практика: Упражнения игры, направленные на развитие голосового диапазона, дикции речи и правильной артикуляции. Скороговорки. Проговаривание скороговорок с различной интонацией. Скороговорки со сверхзадачей Читка по ролям. Речь в движении. Стихотворный текст.

2 раздел «Сценическое движение»

Теория: Введение. Сценическое движение.

Практика: Упражнения на развитие навыков и умения сценического движения в сценическом пространстве. Ритмические, музыкальные, пластические игры. Упражнения на развитие свободы и выразительности телодвижений, исправление осанки. Оправданность передвижений.

3 раздел «Театральная игра»

Теория: Введение. Простейшая театральная терминология.

Практика: Упражнения на развитие игрового поведения в предлагаемых обстоятельствах и вовлечение детей в театральную деятельность. Упражнения на развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, образного мышления.

Тематическое планирование 2 год обучения 

№  Разделы и темы занятий Часы
Всего Теория Практика
   Техника и дикция речи 
1. Организационное занятие. О правилах поведения. Расписание занятий. 1 1  
2. Тренинг – дикция речи. Речевые навыки: постановки голоса, дыхание, артикуляция, голосовой диапазон. Конкурс-экспромт на лучшего чтеца. 3   3
3. Упражнения на развитие голосового диапазона, дикции речи и правильной артикуляции методом проговаривания скороговорок с различной интонацией. 4   4
4. Скороговорки со сверхзадачей. Конкурс скороговорок. 2   2
5. Игры, направленные на развитие дыхания, дикции, артикуляции, голосового диапазона, логики речи. 4   4
6. Читка по ролям. Сценическая речь в движении. 4   4
7. Стихотворный текст. Выразительность, интонация, логика. 2   2
8. Занятие-репетиция. 4   4
9. Контрольное занятие. 2   2
   Итого  26    26
 Сценическое движение 
1. Упражнения на развитие двигательных способностей: ловкости и подвижности.   4    4
2. Упражнения на снятие напряженности и расслабление мышц, раскованности.   4    4
3. Музыкальные, пластические и ритмические игры.   4    4
4. Упражнения на развитие свободы и выразительности телодвижений, исправление осанки.  3    3
5. Упражнения на координацию движения, Упражнения на сочетание сценической речи со сценическим движением.  4    4
6. Контрольное занятие.  1    1
   Итого   20    20
 Театральная игра 
1. Введение. Простейшая театральная терминология.  1  1  
2. Тренинг. Упражнения: тренировка на совершенствовании умений и навыков по театральной деятельности.  2    2
3. Инсценированная сказка. «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», Михалков. «Ссора». Читка по ролям.  4    4
4. Игра-путешествие по сказочному царству. Упражнения на развитие фантазии, воображения. Кинолента видения.  2    2
5. Театральные и музыкальные игры.  3    3
6. Игры «Театр-экспромт».  2    2
7. Имитация поведения животных.Характер.  2    2
8. Пробные этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах».  2    2
9. Беседа-диспут «За что я люблю театр?»  1  1  
10. Репетиционный период.  4    4
11 Публичный показ.  2    2
  Итого  26    
  Всего часов  72  3  69

Приложение 1 – Методическое обеспечение, Приложение 2 – Используемая литература.