... Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов: для этого же необходимо их раннее узнавание.
Г. Ревеш
Пояснительная записка.
Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая.
Программа рассчитана на 2 года обучения, 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Возраст обучаемых 7-10 лет.
Образовательная программа спроектирована в 2011 году в соответствии с государственными требованиями. Программа реализуется в рамках экспериментальной площадки «Одаренные дети».
Данная образовательная программа актуальна и востребована, так как именно в театральном коллективе успешно происходит преодоление закомплексованности ребенка и ориентирована на всестороннее развитие личности, его неповторимой индивидуальности. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.
Новизна программы в том, что в ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Особенность программы в том, что на занятии одновременно используются фрагменты разных тем и разделов.
Обязательным элементом занятий является игра. Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру. Через игру дети находят новые средства самовыражения, обеспечивают мотивацию познания себя, других учащихся, окружающего мира. Занятия в театральном коллективе не только развивают творческие способности, но и формируют его коммуникативную культуру, значимость и необходимость в общем деле, индивидуальность в исполняемой роли. Главное, чтобы учащиеся ощутили удовольствие от творческого процесса, успешность и радость общения друг с другом.
Цель данной образовательной программы:
- раскрытие творческих индивидуальных способностей ребенка; -развитие основных психофизических качеств ( восприятия, внимания, фантазии, воображения, наблюдательности, коммуникабельности, смелости, публичного самовыражения);
- формирование умений и навыков: постановки голоса и сценической речи;
- формирование умений действовать в предлагаемых обстоятельствах.
В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой, выделяется ряд педагогических задач, которые предстоит решить в ходе реализации программы.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с простейшими законами сцены и начальными основами актерского мастерства;
- развивать навыки сценической речи и правильной артикуляции;
- развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
- закрепить умение действовать в предлагаемых обстоятельствах;
- формировать сценическую культуру у детей;
- обучить простейшим приемам театрального творчества.
Развивающие:
- выявлять и развивать творческие способности, возможности памяти, речи и воображения с учетом особенностей и дарований каждого;
- развивать умения, запоминать, воплощать;
- развивать творческую и сценическую фантазию, умение свободно владеть голосом, телом, эмоциями;
- развивать навыки коллективного творчества.
Воспитывающие:
- формировать эстетический вкус у детей и игровое поведение;
- воспитывать чувство внутренней свободы;
- создать творческую атмосферу, основанной на уважении и терпеливом отношении друг к другу.
Основные формы работы: урок-беседа (введение); тренинг; игра-экспромт; конкурс-экспромт; занятие-импровизация; театральная и музыкальная игра; занятие-репетиция; сюжетная игра; занятия по принципу подражания; открытые занятия; генеральные репетиции; публичный показ.
Воспитательные формы работы внутри коллектива: беседы, посещение самодеятельных театральных коллективов, совместные праздники и утренники с родителями, творческие конкурсы, индивидуальная работа с родителями, анкетирование, приглашения на открытые занятия и публичные выступления. Различные формы работы направлены на сплочение детей в дружный творческий коллектив.
Условия реализации программы: применение различных методов и приемов обучения, использование разнообразных форм, наличие сценарного материала (мини-спектакли, мини-сказки, инсценировки, миниатюры и т.д.), наличие отдельной сценической площадки, наличие аудио-видео аппаратуры, театральных костюмов, реквизитов и декораций, создание психологического комфорта. Программа включает в себя несколько разделов:
1 раздел: «Техника и дикция речи» – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, голосового диапазона, четкой дикции, правильной артикуляции.
2 раздел: «Сценическое движение» – включает в себя комплексные, ритмические, пластические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей, владение телом в сценическом пространстве.
3 раздел: «Театральная игра» – предусматривает приобретение умений и навыков, развитие игрового поведения в вымышленных условиях аналогично жизненным обстоятельствам.
Ожидаемые результаты:
- правильно выполнять упражнения на постановку голоса, дыхания, артикуляции и правильной дикции речи;выполнять упражнения на развитие воображения, фантазии, памяти;
- владеть речевым общением и словесным действием;
- находить верное поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- уметь сочетать сценическую речь со сценическим движением;
- уметь раскрепощаться перед публикой и взаимодействовать с коллективом.
Результатом работы коллектива является публичный показ.
Содержание программы 1 года обучения
Организационное занятие.
1 раздел «Техника и дикция речи»
Теория: Введение. Что такое сценическая речь?
Практика: Упражнения на развитие речи, постановки голосового диапазона и дыхания, артикуляции. Упражнения со скороговорками. Скороговорки.
2 раздел «Сценическое движение»
Теория: Введение. «Что такое сценическое движение?» Оправданность передвижений. О выборе нахождения персонажа в сценическом пространстве.
Практика: Ритмические, музыкальные, пластические игры. Упражнения на развитие двигательных способностей: ловкости и подвижности. Упражнения на оправданность передвижений.
3 раздел «Театральная игра»
Теория: Простейшие понятия о законах сцены.
Практика: Упражнения на развитие фантазии и воображения. Кинолента видения. Распределение ролей и читка по ролям. Пробные этюды: «Я в предлагаемых обстоятельствах». Знакомство со сказкой, распределение и читка по ролям, инсценировка сказки. Театральные игры.
Тематическое планирование 1 год обучения
№ | Разделы и темы занятий | Часы | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Техника и дикция речи | ||||
1. | Организационное занятие. О правилах поведения. Знакомство. | 1 | 1 | |
2. | Введение. Что такое тренинг, сценическая речь. Знакомство со скороговоркой. Конкурс скороговорок. | 2 | 1 | 1 |
3. | Тренинг – дикция речи. Речевые навыки: постановки голоса, дыхание, артикуляция, голосовой диапазон.Конкурс – экспромт на лучшего чтеца. | 4 | 1 | 3 |
4. | Введение. Малые театрализованные формы: сценки, инсценировки. Распределение по ролям и читка по ролям. Работа с текстом и анализ текста. | 6 | 1 | 5 |
5. | Стихотворный текст. Работа с текстом. Видение. Кинолента видения. Выразительность, интонация, логика. | 4 | 1 | 3 |
6. | Занятие – репетиция. | 5 | 5 | |
7. | Контрольное занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого | 24 | 6 | 18 | |
Сценическое движение | ||||
1. | Упражнения на развитие двигательных способностей: ловкости и подвижности. | 6 | 1 | 5 |
2. | Упражнения на снятие напряженности и расслабление мышц. Упражнения на снятие раскованности. | 6 | 1 | 5 |
3. | Музыкальные, пластические и ритмические игры. | 6 | 6 | |
4. | Упражнения на координацию движения, оправданность передвижений. Выбор нахождения персонажа в сценическом пространстве. Мизансцены. | 6 | 1 | 5 |
5. | Контрольное занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого | 26 | 4 | 22 | |
Театральная игра | ||||
1. | Тренинг. Упражнения на развитие фантазии и воображения. Кинолента видения. | 4 | 4 | |
2. | Инсценированная сказка. Распределение по ролям. Читка по ролям. Характер персонажа. Работа с текстом. | 2 | 2 | |
3. | Игра-путешествие по сказочному царству. | 1 | 1 | |
4. | Игра « Театр-экспромт». Театральные игры. | 4 | 4 | |
5. | Имитация поведения животных. | 1 | 1 | |
6. | Пробные этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах» | 2 | 2 | |
7. | Репетиционный период. | 6 | 6 | |
8. | Контрольное занятие. | 1 | 1 | |
9. | Публичный показ. | 1 | 1 | |
Итого | 22 | 22 | ||
Всего часов | 72 | 72 |
Содержание программы 2 года обучения
- Организационное занятие. Расписание занятий театрального объединения. О поведении учащихся на занятиях.
- Беседа-диспут «За что я люблю театр?» Анкетирование.
1 раздел «Техника и дикция речи».
Теория: Техника, навыки и умения по сценической речи. Основы сценической речи: дыхание, голос, дикция.
Практика: Упражнения игры, направленные на развитие голосового диапазона, дикции речи и правильной артикуляции. Скороговорки. Проговаривание скороговорок с различной интонацией. Скороговорки со сверхзадачей Читка по ролям. Речь в движении. Стихотворный текст.
2 раздел «Сценическое движение»
Теория: Введение. Сценическое движение.
Практика: Упражнения на развитие навыков и умения сценического движения в сценическом пространстве. Ритмические, музыкальные, пластические игры. Упражнения на развитие свободы и выразительности телодвижений, исправление осанки. Оправданность передвижений.
3 раздел «Театральная игра»
Теория: Введение. Простейшая театральная терминология.
Практика: Упражнения на развитие игрового поведения в предлагаемых обстоятельствах и вовлечение детей в театральную деятельность. Упражнения на развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, образного мышления.
Тематическое планирование 2 год обучения
№ | Разделы и темы занятий | Часы | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Техника и дикция речи | ||||
1. | Организационное занятие. О правилах поведения. Расписание занятий. | 1 | 1 | |
2. | Тренинг – дикция речи. Речевые навыки: постановки голоса, дыхание, артикуляция, голосовой диапазон. Конкурс-экспромт на лучшего чтеца. | 3 | 3 | |
3. | Упражнения на развитие голосового диапазона, дикции речи и правильной артикуляции методом проговаривания скороговорок с различной интонацией. | 4 | 4 | |
4. | Скороговорки со сверхзадачей. Конкурс скороговорок. | 2 | 2 | |
5. | Игры, направленные на развитие дыхания, дикции, артикуляции, голосового диапазона, логики речи. | 4 | 4 | |
6. | Читка по ролям. Сценическая речь в движении. | 4 | 4 | |
7. | Стихотворный текст. Выразительность, интонация, логика. | 2 | 2 | |
8. | Занятие-репетиция. | 4 | 4 | |
9. | Контрольное занятие. | 2 | 2 | |
Итого | 26 | 26 | ||
Сценическое движение | ||||
1. | Упражнения на развитие двигательных способностей: ловкости и подвижности. | 4 | 4 | |
2. | Упражнения на снятие напряженности и расслабление мышц, раскованности. | 4 | 4 | |
3. | Музыкальные, пластические и ритмические игры. | 4 | 4 | |
4. | Упражнения на развитие свободы и выразительности телодвижений, исправление осанки. | 3 | 3 | |
5. | Упражнения на координацию движения, Упражнения на сочетание сценической речи со сценическим движением. | 4 | 4 | |
6. | Контрольное занятие. | 1 | 1 | |
Итого | 20 | 20 | ||
Театральная игра | ||||
1. | Введение. Простейшая театральная терминология. | 1 | 1 | |
2. | Тренинг. Упражнения: тренировка на совершенствовании умений и навыков по театральной деятельности. | 2 | 2 | |
3. | Инсценированная сказка. «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», Михалков. «Ссора». Читка по ролям. | 4 | 4 | |
4. | Игра-путешествие по сказочному царству. Упражнения на развитие фантазии, воображения. Кинолента видения. | 2 | 2 | |
5. | Театральные и музыкальные игры. | 3 | 3 | |
6. | Игры «Театр-экспромт». | 2 | 2 | |
7. | Имитация поведения животных.Характер. | 2 | 2 | |
8. | Пробные этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах». | 2 | 2 | |
9. | Беседа-диспут «За что я люблю театр?» | 1 | 1 | |
10. | Репетиционный период. | 4 | 4 | |
11 | Публичный показ. | 2 | 2 | |
Итого | 26 | |||
Всего часов | 72 | 3 | 69 |
Приложение 1 – Методическое обеспечение, Приложение 2 – Используемая литература.