Аспектный анализ урока с психологической точки зрения

Разделы: Иностранные языки


Тип урока: урок - закрепление пройденного материала

Тема: Права человека

Время Основные этапы урока Действия учителя по организации деятельности Содержание учебного материала
11:45 Организационный момент Sit down please. Now I’ll talk about your tests Сообщаются результаты контрольной работы
11:46 Работа над ошибками Вызов учеников к доске, комментарии, вопросы к классу Перевод на английский предложений, аналогичных тем, что были в контрольной работе
12:00 Опрос (перевод статей) Комментарии Чтение и перевод статей на тему «права человека»
12:10 Запись домашнего задания Open your diaries and write your homework Написать «Конвенцию МКОУ «СОШ №3», подготовиться к самостоятельной работе
12:15 Опрос (аналогичные формы) Комментарии Перевод аналогичных форм (типа tomorrow – next day)
12:20 Перевод предложений Комментарии, выделение слов Предложения с использованием различных времен.
12:25 Индивидуальное задание Индивидуальное задание и проверка Предложения типа «Я хотел бы …»

Выводы:

1. Внимание

Учитель прежде всего привлекала внимание учеников постоянным опросом класса и комментариями, выделением главных участков фраз. Предпочтение отдавалось произвольному и послепроизвольному вниманию.

Ученики, в основном, внимательно следили за ходом урока (смотрели на учителя на доску, вовремя давали ответы, понимая суть вопроса).

2. Восприятие

Урок опирался в основном на слуховое восприятие: постоянно звучала речь учителя на английском (вопросы к ученикам, фразы, направляющие ход урока), учеников (ответы, переводы статей). Иногда использовалась ориентировка на зрительное восприятие: записи на доске, текст в учебнике. Для лучшей организации восприятия учитель всегда четко и громко проговаривала текст, обращала внимание учеников на ключевые моменты в составлении английских фраз, правила. Иногда, если ученики не могли перевести фразу, им давался перевод на русском языке.

3. Память

Урок был ориентирован в большей степени на словесно-логический, произвольный, механический, логический типы памяти. Также были включена непроизвольная память.

Для организации эффективного запоминания правил, было использовано множество примеров – вопросов ученикам, дано много комментариев к ним.

4. Мышление

Учитель обращал внимание учеников на те участки фраз для перевода, которые непосредственно относились к недавно пройденной теме и которые лежали в основе составления фраз. Также, ученики, находясь у доски объясняли, почему они перевели опорный фрагмент так или иначе.

Что касается мыслительных операций, в основном они касались применения уже выученных правил к конкретным предложениям, то есть анализ фразы, сравнение структуры данной фразы с уже известной и синтез – перевод.

Элементы проблемы учитель на этом уроке не использовал.

5. Время

Время было использовано довольно эффективно, учитель успел провести все этапы, которые планировал.

Схема психологического анализа урока

п в м Характер материала Организация деятельности п в м
+ +   1. Новизна 1. Постановка цели и задач   +  
  +   2. Связь с потребностями, интересами 2. Знания, требующие высокой активности (следить за ответом, исправить ошибки) + + +
  + + 3. Эмоциональность 3. Задания и приемы переключения активности (логические мостики, называние нового этапа, разрядка, запись на доске)   + +
  + + 4. Жизненность конкретных примеров 4. Выделение смысловых опорных пунктов (составление плана, схемы, диаграммы, таблицы) + + +
+ +   5. Опора на различные модальности (зрение, слух, движение). Наглядность 5. Включение материала в разнообразные связи     +
+   + 6. Структурная организация и смысловая группировка 6. Использование разных приемов работы с материалом и способов его подачи   + +
+ +   7. Объем материала        
  +   8. Доступность