Введение
В условиях модернизации современного школьного образования особую значимость приобрели идеи личностно ориентированного и компетентностного подходов в обучении. Личностно ориентированный образовательный процесс построен с учётом изначально присущих ребёнку субъектности, рефлексивного сознания, творческого потенциала, любопытства, потребности в самостоятельном познании мира, общении, свободе и развивает природное стремление личности к самоутверждению.
Смена знаниевой парадигмы в обучении химии на личностно ориентированную происходит тогда, когда во главе угла ставится не сама химия с ее основными понятиями, законами и теориями (хемиоцентрический подход к определению содержания учебного предмета и методов обучения), а учебная деятельность ученика, который эти понятия, законы и теории должен усвоить в процессе индивидуальной учебной деятельности (человекоцентрический подход).
Краткая характеристика этапов технологии организации образовательного процесса:
Этап совместного целеполагания обеспечивает выявление интересов школьников, что, несомненно, позволит изменить содержание мотивации (проявляются не только возможные перспективы, связанные с актуальностью темы, но и реальные интересы учащихся и их ожидания).
Наличие этапа актуализации личностного опыта – одно из основных отличий личностно ориентированного урока от знаниевого, этот этап в значительной мере обеспечивает личностно-ориентированную составляющую урока, согласование имеющихся смыслов с научными (житейских и научных понятий).
На этапе презентации новых знаний важно обеспечить эвристические способы подачи учебного материала, которые максимально задействуют разнообразные типы мышления и соответствующие им интеллектуальные операции.
Обратная связь на обоих этапах реализуется с учетом механизмов личностного развития. Необходимо стремиться к тому, чтобы оценка стала качественной обратной связью относительно процесса и результата деятельности. Она должна стать источником мотивации, инструментом коррекции познавательной деятельности и саморазвития личности.
На этапе применения и закрепления знаний важно максимально использовать индивидуальные, соответствующие предпочтениям суворовцев упражнения, которые способствуют развитию их компетентностей и предоставляют возможность выбора формы учебной деятельности и способа познания.
Контроль предусматривает выбор учащимся содержания различного уровня сложности, а также наиболее подходящих для себя форм контрольных заданий (элемент разноуровневой дифференцации).
Этапы организации личностно ориентированного дидактического цикла

Проследим особенности организации деятельностного подхода на примере урока по теме «Кислоты».
Ход урока
| Этап урока | Содержание | Действия (слова) учителя | Действия (слова) ученика | Коллекции, плакаты, стенды, ЦОРы |
| 1 | Организационный момент | Приветствует | Приветствуют, заместитель командира взвода докладывает о готовности к уроку | |
| 2 | Актуализация знаний и умений | На прошлом уроке мы познакомились с еще одним классом сложных веществ. – Как он называется? – Какие классы веществ мы изучили? – Какие вещества называются основаниями? – Какая среда в растворе оснований? – Каким образом ее можно определить? – Что такое индикаторы? |
Отвечают на вопросы | |
| 3 | Постановка познавательных задач | – Вашему вниманию предлагаются образцы различных продуктов (демонстрирует коллекцию). – Как вы считаете, что их всех объединяет? – Итак, сегодня нам на уроке предстоит знакомство с еще одним классом сложных веществ, каким? – Знакомиться с кислотами будем по плану (приложение 2). Формулирует задачи урока, знакомит с планом. |
Высказывают предположение о наличии кислот. Формулируют название темы урока, записывают. Уясняют задачи, знакомятся с планом. |
На столе представлена коллекция: лимон, апельсин, гранат, виноград, кефир,уксус, яблочный уксус. |
| 4. Изучение нового материала | ||||
| 4.1 | Представители кислот | – Встречались ли вы в своей жизни с кислотами? Где? – С какими? Более полную информацию мы получим из презентации, подготовленной суворовцами. Ваша задача: ознакомиться с информацией, оценить работу. |
Отвечают. Два суворовца представляют презентацию, дается ее оценка. |
Презентация №1 «Представители кислот». |
| 4.2 | Определение кислот | Предлагает поработать с таблицей кислот (приложение 3) и ИД, проанализировать состав, выявить общее, дать определение. Объясняет состав кислот, рассказывает о кислотных остатках. |
Работают с таблицей и ИД, выявляют общее в составе – наличие атома водорода, формулируют определение. Выполняют упражнение на закрепление (назвать кислотный остаток). |
Слайды презентации №2 «Кислоты» |
| 4.3 | Классификация кислот | – Существует несколько признаков классификации кислот. Знакомит с признаками классификации кислот, напоминает алгоритм работы с таблицей растворимости, задает проблемные вопросы, предлагает задания на закрепление изучаемого материала. Формулирует вывод обо всех признаках классификации, завершает данный этап комбинированным заданием. |
Работают с таблицей и ИД, называют признаки классификации, делают записи, приводят примеры, выполняют упражнения на закрепление. | Слайды презентации № 2 «Кислоты». |
| 4.4 | Определение степеней окисления элементов в кислотах | Объясняет, как определять степени окисления элементов в кислотах, опираясь на имеющиеся знания суворовцев | Уясняют, отвечают на вопросы, выполняют упражнение | |
| 4.5 | Определение среды в растворах кислот – лабораторный опыт |
– А сейчас определим среду в растворах кислот. – Какую среду имеют кислоты? – А как можно это определить? Приглашает одного суворовца попробовать на вкус кусочек лимона – А всегда ли можно определить среду подобным образом? Показывает образцы кислот: серной, азотной, соляной. – Каким образом определить среду, например, в растворе серной кислоты? – Какие реакции мы будем использовать? Напоминает о правилах техники безопасности, задавая суворовцам вопросы. Руководит действиями суворовцев, при необходимости оказывая помощь. Проверка правильности результатов опыта |
Отвечают, что кислую. Суворовец подтверждает, что среда кислая. Отвечают, что с помощью индикаторов. – Качественные реакции. Рассказывают о правилах безопасного обращения с веществами и оборудованием в химической лаборатории, оказании первой помощи. Выполняют опыт по определению среды в растворах трех кислот с помощью индикаторов, записывают наблюдения в таблицу. Отвечают на вопросы, сверяются с ИД. |
Стенд «Окраска индикаторов». |
| 4.6 | Применение кислот. | – Где применяются кислоты в жизни? – Кислоты находят широкое применение не только в нашей жизни, но и в промышленности, в военном деле. Более подробно мы будем изучать их применение в 9 классе. А сейчас кратко познакомимся с их использованием в военных целях. |
Отвечают на вопросы.Знакомятся с презентацией №3 «Кислоты в военном деле», представленной одним из суворовцев, оценивают. | Презентация №3 «Кислоты в военном деле». |
| 4.7 | Вредное действие кислот. | – Как вы считаете, какое действие оказывают кислоты? Предлагает познакомиться с презентацией, оценить, сделать выводы. Еще раз напоминает о правилах работы с кислотами, как в химической лаборатории, так и в быту (уксус, кислотные аккумуляторы). Особое внимание обращает на опасность при работе с концентрированной серной кислотой, рассказывает о соблюдении техники безопасности при ее разбавлении. |
Суворовцы говорят о вредном действии кислот, кислотных дождях, химических ожогах и т.д. Знакомятся с презентацией №4 «Кислотные дожди», представленной одним из суворовцев, оценивают. Смотрят видеоопыт. |
Презентация №4 «Кислотные дожди». ЦОР «Разбавление концентрированной серной кислоты». Стенд «Правила техники безопасности» |
| 4.9 | Подведение итогов | – Сегодня на уроке мы познакомились с новым классом сложных веществ – кислотами. Вы должны уметь давать определения, составлять формулы и названия кислот, классифицировать их по разным признакам, экспериментально определять среду в растворах кислот, знать и выполнять правила техники безопасности при работе с кислотами. Выставляет оценки за урок отдельным суворовцам.Спрашивает, есть ли вопросы по уроку. |
Уясняют. | |
| 5 | Рефлексия | Как вы оценили сегодняшний урок, что нового узнали, чему научились?Просит заполнить карточку «Рефлексия». | Заполняют карточку с анализом урока и самоанализом своей деятельности (приложение8). | |
| 6 | Задание на самостоятельную подготовку | Формулирует задание, напоминает о творческом задании «синквейн», обращает внимание на дифференцированное задание. | Записывают. | Слайды презентации №2 «Кислоты». |
Реализация этапов личностно ориентированного дидактического цикла
Совместное целеполагание
В начале дидактического цикла, в ходе совместного целеполагания выстраиваются, уточняются и согласовываются ожидания от урока.
Что каждому из вас было бы интересно узнать о кислотах?
Затем учитель вместе с учащимися формулирует ключевые вопросы темы с учетом интересов учащихся.
- Где применяются кислоты в жизни человека?
- Как производят кислоты?
- Зачем нужны знания о кислотах?
- Могут ли кислоты быть опасны для человека?
- Какое место занимают кислоты среди других классов соединений?
- Какие кислоты мы встречаем в повседневной жизни?
- Как их можно распознать?
- Каковы физические свойства кислот?
Актуализация личностного опыта
Этот этап позволяет каждому ученику обратиться к житейским понятиям и личностным смыслам, которые у него сформированы.
- Какие кислоты вам известны? (Уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая).
- Где встречаются эти кислоты?
- Почему, на ваш взгляд, эти вещества называют кислотами?
- Ученики обмениваются догадками и выдвигают предположения, делают выводы.
- Какую пользу приносят кислоты и какой вред они могут принести?
Кислота- это природный продукт или результат деятельности человека?
При постановке данного вопроса ученики высказывают разные точки зрения относительно одной и той же проблемы – возможность организации учебной дискуссии. Итак, учащиеся имеют определенные знания по изучаемой теме, но эти знания неполны и несистемны. Следуя принципам личностно ориентированного обучения, признается их безусловная ценность, как проявление индивидуальности каждого ученика, суворовцы подводятся к выводу- обобщению о том, что кислоты – это вещества как природные, так и созданные человеком.
Презентация новых знаний с учетом предпочтений.
На этом этапе необходимо как можно шире задействовать познавательные предпочтения детей. Химия – один из предметов, изучение которых легко наполнить практическими действиями и наглядными материалами. Применение на уроке презентаций, подготовленных суворовцами, повышает интерес к предмету, увеличивает эффективность усвоения нового материала. Химический эксперимент позволяет включить все системы восприятия, что, несомненно, обеспечивает лучшее усвоение знаний, например, лабораторные опыты суворовцев по определению среды растворов различных кислот с помощью индикаторов.
Обратная связь по результатам презентации новых знаний
С целью выяснения первичного уровня усвоения знаний и подведения кратких итогов проводится рефлексия (приложение 5).
Применение и закрепление знаний
В ходе изучения нового материала суворовцы выполняют различные упражнения, отвечают на вопросы, делают выводы, формулируют определения.
Итоговый контроль (на следующем уроке)
Ученики имеют возможность выбрать контрольное задание по силам, с поэтапным усложнением содержания поверяемых знаний.
Выводы
Как видно из анализа результатов рефлексии суворовцев (приложение 5), уроком все суворовцы довольны, наибольшее предпочтение вызвала самостоятельная деятельность по выполнению химического эксперимента и желание ее продолжить, а также интерес вызвали представленные суворовцами презентации. Большинство суворовцев отметило практическую значимость изучаемого материала – необходимость знаний о свойствах кислот для безопасного обращения с ними в быту. Своей деятельностью на уроке практически все довольны. Оценка и самооценка урока суворовцами и отзывы преподавателей позволяют сделать вывод об успешности проведенного урока, эффективности деятельностного и личностно ориентированных моделей образовательного процесса.
На первое место в стандартах нового поколения в качестве планируемых результатов обучения выходят универсальные учебные действия (УУД). Овладение школьниками УУД обеспечивает их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Личностно-ориентированный подход позволяет формировать такие УУД, как:
- личностные, позволяющие сделать учение более осмысленным, увязывающим учебные задачи с реальными жизненными целями и ситуациями;
- регулятивные, обеспечивающие возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий и оценки собственной успешности;
- познавательные, включающие действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, структурирования и моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач;
- коммуникативные, обеспечивающие возможности сотрудничества – умение слушать, слышать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.