Цель: Выявление основных черт природной зоны вашей местности.
Задачи:
- Закрепить знания учащихся о природных зонах Казахстана.
- Продолжить формирование мировоззрения о взаимосвязи всех компонентов природного комплекса.
- Воспитывать чувство ответственности, бережного отношения к родной природе.
Тип урока: Изучения нового материала.
Ход урока
Учитель:
Люблю мой край!
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
И этот удивительный край – Казахстан. Богата и разнообразна природа нашей необъятной Родины. Чтобы правильно использовать ее природные богатства, нужно знать и любить свою Родину.
На прошедших уроках мы познакомились с многообразием природных зон Казахстана.
Фронтальный опрос:
– Какие природные зоны расположены на территории Казахстана?
– Почему происходит смена природных зон равниной части Казахстана?
– Назовите причину сменяемости природных зон в высокогорной части республики?
– Какие основные факторы влияют на формирования природных зон Казахстана?
Учитель: Всю сушу можно разделить на шесть природных зон: пустыни и полупустыни, бореальные хвойные леса (тайга), лиственные и смешанные леса, тропические леса, степи, тундра и полярная зона. У каждой свои особенности, определяемые климатом, географической широтой и рельефом местности.
– В каких природных зонах расположена территория Северо-Казахстанской области и Мамлютского района?
Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в «экспедицию» по природной зоне: Лесостепь.
Девиз экспедиции:
…Ищи, но только не найдешь
Ты красоты такой,
Какой наполнен край тебе родной.
Участникам экспедиции надо помнить, что недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, другое – в степи, третье – в озере. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, озеро. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего Отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условие обитания животного, мы постигаем его жизнь. (А.Брем)
Поэтому прежде, чем говорить о растительном и животном мире лесостепной зоны, мы должны выделить географическое положение, рельеф, климат, почвы. Каждая группа исследует свой объект по карточкам – заданиям. По ходу отчета каждой группы, все учащиеся заполняют таблицу.
Характеристика природной зоны «Лесостепь» на территории Мамлютского района
Географическое положение | t января t июля |
Амплитуда колебания | Осадки Коэффициентувлажнения |
рельеф | почвы | растения | животные |
Творческие задания: Экспедиции по природной зоне «Лесостепь».
Картографы:
- Определите место положения Мамлютского района( на материке, части света, государстве, области).
- В какой части СКО расположен Мамлютский район.
- С какими административными районами и страной граничит Мамлютский район.
Атлас 8 класс: стр.2
Атлас Мамлютского района: стр.4
Физико-географы:
- По физической карте определите основную форму рельефа ( горная, равнинная).
- Выясните названия характерных форм рельефа Мамлютского района.
- Определите абсолютные отметки высот
Атлас 8 класс: стр.5
Атлас Мамлютского района: стр.8
Климатологи:
- Определите климатический пояс, в котором расположен Мамлютский район.
- Определите среднею температуру самого холодного и самого жаркого месяца, амплитуду колебания температур.
- Определите годовое количество осадков, коэффициент увлажнения территории.
Атлас 8 класс: стр.12
Почвоведы:
- Какие типы почв характерны для Мамлютском районе.
- Какой тип почвы преобладает на территории района.
- Какое количество гумуса характерно для этих почв.
Атлас 8 класс: стр.17
Атлас Мамлютского район: стр. 12
Биологи:
- Определите основных представителей растительного мира Мамлютского района.
- Определите основных представителей животного мира Мамлютского района
- Из предложенных гербарных экземпляров отберите древесно – кустарниковую растительность характерную для Мамлютского района
Атлас Мамлютского района: стр. 14 – 16
После отчетов групп, демонстрация видео – фрагмента: «Природа Северо-Казахстанской области»
Учитель: В нашем районе обитает около 300 видов позвоночных животных: млекопитающих 40, пресмыкающих 3, земноводных 5, птиц 210.
Демонстрация видео-фрагмента: «Птицы Северо-Казахстанской области» с пояснением учителя.
Закрепление: Учащиеся выполняют задание лабиринт «Природные зоны Казахстана» Приложение.
Домашнее задание: Многие народы поклоняются природе. Например: Японцы воспивают
сакуру, гору Фудзияму. Слагают о них стихи и легенды, благодаря этому весь мир знаком с японской цветущей вишней. А ты писал стихи? Попробуй, проверь свои литературные способности, прославь природу своей местности. Сочини стихотворение о лесостепи в форме cинквейн. Они слагаются по следующей схеме:
- строчка 1 название одного слова;
- строчка 2 описания названия в два слова;
- строчка 3 описания действия в три слова;
- строчка 4 описание чувства в четыре слова;
- строчка 5 одно слово то же самое или метафора для названия
Лесостепь
Многообразная, всеобъемлющая,
Заставляющая биться сердце,
Дарующая жизнь всему сущему,
Лесостепь
Хайку – форма японской поэзии, которая составляется по схеме:
- строчка 1: «Я мечтал»;
- строчка 2: я был кем-то или чем-то;
- строчка 3: где;
- строчка 4: действие;
- строчка 5: как
Я мечтал:
Я был березкой
В Казахстанской лесостепи,
Давал убежище птицам,
Широко раскинув ветви.
Спасибо за урок. Творческих вам успехов!