Природные зоны Северо-Казахстанской области и вашей местности. 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цель: Выявление основных черт природной зоны вашей местности.

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся о природных зонах Казахстана.
  • Продолжить формирование мировоззрения о взаимосвязи всех компонентов природного комплекса.
  • Воспитывать чувство ответственности, бережного отношения к родной природе.

Тип урока: Изучения нового материала.

Ход урока

Учитель:

Люблю мой край!
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!

И этот удивительный край – Казахстан. Богата и разнообразна природа нашей необъятной Родины. Чтобы правильно использовать ее природные богатства, нужно знать и любить свою Родину.

На прошедших уроках мы познакомились с многообразием природных зон Казахстана.

Фронтальный опрос:

– Какие природные зоны расположены на территории Казахстана?

– Почему происходит смена природных зон равниной части Казахстана?

– Назовите причину сменяемости природных зон в высокогорной части республики?

– Какие основные факторы влияют на формирования природных зон Казахстана?

Учитель: Всю сушу можно разделить на шесть природных зон: пустыни и полупустыни, бореальные хвойные леса (тайга), лиственные и смешанные леса, тропические леса, степи, тундра и полярная зона. У каждой свои особенности, определяемые климатом, географической широтой и рельефом местности.

– В каких природных зонах расположена территория Северо-Казахстанской области и Мамлютского района?

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в «экспедицию» по природной зоне: Лесостепь.

Девиз экспедиции:

…Ищи, но только не найдешь
Ты красоты такой,
Какой наполнен край тебе родной.

Участникам экспедиции надо помнить, что недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, другое – в степи, третье – в озере. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, озеро. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего Отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условие обитания животного, мы постигаем его жизнь. (А.Брем)

Поэтому прежде, чем говорить о растительном и животном мире лесостепной зоны, мы должны выделить географическое положение, рельеф, климат, почвы. Каждая группа исследует свой объект по карточкам – заданиям. По ходу отчета каждой группы, все учащиеся заполняют таблицу.

Характеристика природной зоны «Лесостепь» на территории Мамлютского района

Географическое положение t января
t июля
Амплитуда колебания Осадки
Коэффициентувлажнения
рельеф почвы растения животные
               

Творческие задания: Экспедиции по природной зоне «Лесостепь».

Картографы:

  1. Определите место положения Мамлютского района( на материке, части света, государстве, области).
  2. В какой части СКО расположен Мамлютский район.
  3. С какими административными районами и страной граничит Мамлютский район.

Атлас 8 класс: стр.2

Атлас Мамлютского района: стр.4

Физико-географы:

  1. По физической карте определите основную форму рельефа ( горная, равнинная).
  2. Выясните названия характерных форм рельефа Мамлютского района.
  3. Определите абсолютные отметки высот

Атлас 8 класс: стр.5

Атлас Мамлютского района: стр.8

Климатологи:

  1. Определите климатический пояс, в котором расположен Мамлютский район.
  2. Определите среднею температуру самого холодного и самого жаркого месяца, амплитуду колебания температур.
  3. Определите годовое количество осадков, коэффициент увлажнения территории.

Атлас 8 класс: стр.12

Почвоведы:

  1. Какие типы почв характерны для Мамлютском районе.
  2. Какой тип почвы преобладает на территории района.
  3. Какое количество гумуса характерно для этих почв.

Атлас 8 класс: стр.17

Атлас Мамлютского район: стр. 12

Биологи:

  1. Определите основных представителей растительного мира Мамлютского района.
  2. Определите основных представителей животного мира Мамлютского района
  3. Из предложенных гербарных экземпляров отберите древесно – кустарниковую растительность характерную для Мамлютского района

Атлас Мамлютского района: стр. 14 – 16

После отчетов групп, демонстрация видео – фрагмента: «Природа Северо-Казахстанской области»

Учитель: В нашем районе обитает около 300 видов позвоночных животных: млекопитающих 40, пресмыкающих 3, земноводных 5, птиц 210.

Демонстрация видео-фрагмента: «Птицы Северо-Казахстанской области» с пояснением учителя.

Закрепление: Учащиеся выполняют задание лабиринт «Природные зоны Казахстана» Приложение.

Домашнее задание: Многие народы поклоняются природе. Например: Японцы воспивают

сакуру, гору Фудзияму. Слагают о них стихи и легенды, благодаря этому весь мир знаком с японской цветущей вишней. А ты писал стихи? Попробуй, проверь свои литературные способности, прославь природу своей местности. Сочини стихотворение о лесостепи в форме cинквейн. Они слагаются по следующей схеме:

  • строчка 1 название одного слова;
  • строчка 2 описания названия в два слова;
  • строчка 3 описания действия в три слова;
  • строчка 4 описание чувства в четыре слова;
  • строчка 5 одно слово то же самое или метафора для названия

Лесостепь
Многообразная, всеобъемлющая,
Заставляющая биться сердце,
Дарующая жизнь всему сущему,
Лесостепь

Хайку – форма японской поэзии, которая составляется по схеме:

  • строчка 1: «Я мечтал»;
  • строчка 2: я был кем-то или чем-то;
  • строчка 3: где;
  • строчка 4: действие;
  • строчка 5: как

Я мечтал:
Я был березкой
В Казахстанской лесостепи,
Давал убежище птицам,
Широко раскинув ветви.

Спасибо за урок. Творческих вам успехов!