Цели:
- сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае;
- познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;
- развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зёрна полевых культур;
- иллюстрации растений, фотографии;
- видеофильм «Растениеводство нашего края».
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
(Слайд 1, 2)
– Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
– Разгадав кроссворд «Обитатели водоёма», мы узнаем, о чем будет наш разговор.
Вопросы к кроссворду:
- Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и жёлтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.
- Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.
- Детёныш лягушки.
- Растение, имеющие листья – стрелы с большими широкими наконечниками.
- Грызун, хорошо плавает и ныряет.
- Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле. (Слайды 3, 4)
с | |||||
т | о | ||||
р | н | ||||
к | г | е | д | ||
у | б | о | л | а | р |
б | о | л | о | т | о |
ы | б | о | л | р | г |
ш | р | в | и | а | о |
к | а | с | з | ||
а | с | т | |||
т | |||||
и | |||||
к |
– О болоте будет наш разговор. Скажите, надо ли охранять болота?
– Выполняя какие либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.
– Докажите на примерах, что водоём является природным сообществом.
– Расскажите о правилах поведения у водоёма. (Слайд 5)
III. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1
-
К искусственным водоёмам относятся:
а) реки, моря, океаны;
б) водохранилища, пруды, каналы;
г) ручьи, реки, озёра, моря; -
Растения водоёма это:
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
б) брусника, черника, мох;
в) кувшинка, ряска, тростник; -
Санитарами пресных водоёмов считают…
а) рака, беззубку;
б) прудовика, катушку;
в) клопа-водомерку, жука-плавунца; -
Живым фильтром называют:
а) головастиков;
б) раков;
в) двустворчатых моллюсков;
Карточка 2
-
Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются:
а) люди;
б) ондатры;
в) цапли;
г) бобры; -
С водоёмами связана жизнь:
а) зябликов, трясогузок, соек;
б) цапель, уток;
в) лебедей, тетеревов, сов; -
Хищниками пресных водоёмов являются:
а) жуки – плавунцы, щуки, клопы – водомерки;
б) караси, мотыли, раки;
в) циклопы, прудовики, головастики; -
Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…
а) это плавает ряска;
б) много микроскопических водорослей;
в) на дне много ила;
IV. Работа над новой темой.
Слово учителя. (Слайд 6)
– В далёкой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того, чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки…
И, вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай - дело не простое, для этого много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.
– За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов? (Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.) (Слайд 7)
– Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.
– В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. (Слайды 8–10)
– Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты. Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)
– И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Большой картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.
– Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.
Полеводство. (Слайд 11)
– Подумайте, чем занимается эта отрасль.
Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, лён, их зёрна, зёрна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.
Карточка – помогай-ка. (Слайд 12)
- Название группы растений по месту выращивания.
- Что получают из каждого растения.
- Чем отличаются зёрна. (Слайды 13, 14)
Обсуждение: Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи длинные, твёрдые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зёрна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зёрнами коричневого цвета и необычной формой. Из неё получают гречневую крупу.
– А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса – пшено.) (Слайды 15, 16)
– Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки) (Слайд 20)
– А изо льна? (Льняное масло) (Слайд 21)
– Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.
– А картофель? (У него используют в пищу подземные части – клубни) (Слайд 19)
– Ещё из картофеля получают крахмал. Любите кисели?
– Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается полеводство.
– В нашем совхозе «АгроСвет» выращивают эти полевые культуры.
Овощеводство. (Слайды 22–24)
– Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей)
– Правильно. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а ещё в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свёкла, лук)
Показ муляжей и образцов культур.
– Овощи играют огромную роль в питании человека.
– Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде. (Слайд 25)
V. Физкультминутка.
(Слайд 26)
Тара-тара-тара-ра!
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем сеять и пахать
Семена сажать.
VI. Работа по теме.
Плодоводство. (Слайд 27–29)
– Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина)
Цветоводство. (Слайд 30)
– О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.
– Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холода. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)
– Мир цветов поразительно красив и разнообразен. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали нас своей красотой.
Работа в рабочей тетради. (Слайд 32)
С. 68 № 1,2,3.
VII. Закрепление изученного.
– Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).
– Какие отрасли развиты в нашем крае?
VIII. Игра «Узнай растение».
(Слайд 32)
– Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.
-
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая.
(Морковь, овощеводство) -
На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Слива, плодоводство) -
Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотня маленьких галчат.
(Подсолнечник, полеводство) -
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак, цветоводство) -
В поле – метёлкой,
В мешке – жемчугом.
(Рожь, полеводство) -
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста, овощеводство) -
Низок да колюч,
Сладок да не пахуч.
Ягоды сорвёшь –
Всю руку обдерёшь.
(Крыжовник, плодоводство)
– Самостоятельно дополните схему «Растениеводство» названиями культур, которые выращивает каждая отрасль.(Взаимопроверка в парах)
IX. Тест по теме: «Растениеводство нашего края».
X. Подведение итогов урока.
– Назовите отрасли растениеводства.
Выставление оценок.
XI. Домашнее задание.
Прочитать текст, ответить на вопросы (с. 201–207).
Выполнить задание № 1, 4 в рабочей тетради (с. 68–70)
Подготовить сообщение о культурном растении нашего края.