Буквенные и числовые диктанты на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно – деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и видов деятельности, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который должен быть любознательный, активно и заинтересовано познающий мир.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность, отзывчивость на всё окружающее, особая расположенность к усвоению нового создают благоприятные условия для развития у них познавательного интереса и активности.

Практика обучения показывает, что сознательное и прочное усвоение знаний учащимися происходит только в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует так организовать, чтобы учебный материал становился предметом активных действий каждого ученика.

Известно, что у большинства детей, поступающих в школу, есть интерес к ней. Однако, проходит время, и интерес у многих детей пропадает. Безусловно, определённую роль здесь играют трудности, с которыми сталкиваются дети в новой для себя деятельности. Но снижению желания учиться в большей мере способствует отсутствие увлекательного, интересного на уроках. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учёбе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Как отмечал А.Франс, “лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”.

Известно, что интерес на уроке можно создать за счёт:

  • личности учителя
  • содержания учебного материала
  • методов и приёмов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для деятельности творчески работающего учителя. В связи с выше сказанным хочется среди требований, предъявляемых к современному уроку, выделить следующее: стараться интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими предметам. Интегративность вопросов и объединение в одном задании знаний из разных областей, являются реализацией межпредметных связей в обучении, именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе – задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов.

Одним из путей реализации поставленных выше задач является умение пользоваться разнообразными приёмами. Современный учитель хорошо знаком с методикой развития творческих способностей, разработанной доцентом МГПИ им. Ленина Н. К. Винокуровой. Коллектив учителей ЦО №1678 в течение многих лет сотрудничает с Н.К. Винокуровой, успешно овладели её методикой РТС, использует в работе её пособия. Однако, анализ пособий показал, что в них крайне редко предлагаются такие виды работы как буквенный и числовой диктанты. А ведь используя на уроке эти виды диктантов, мы ведём работу сразу в трёх направлениях:

  • активизируем познавательную деятельность учащихся, внося в урок элементы занимательности, так как диктанты очень близки к загадке и кроссворду, которые дети очень любят разгадывать;
  • интегрируем знания, так как понятия, которые загадываются в диктантах, берутся из разных областей знаний;
  • развиваем произвольность и концентрацию внимания.

Числовые и буквенные диктанты я использую в своей работе уже в течение 10 лет на разных видах занятий:

  • традиционных уроках;
  • в курсе “Развитие творческих способностей на уроках обобщающего повторения”;
  • предметах по выбору “Весёлая грамматика”, “Занимательная математика”.

Методика использования буквенного диктанта

Учитель загадывает понятие, ученики его отгадывают и пишут первую букву отгаданного слова.

Например, учитель загадывает: “Ближайшая к Земле звезда”. Учащиеся отгадывают слово “Солнце” и пишут в тетради букву “С”. Постепенно буква за буквой складывается слово, которое учитель таким образом хотел загадать.

Если буква не бывает в начале слова, при её загадывании делается особая оговорка – указывается, какая по счёту буква в слове загадана.

Например, букву “Ь” можно загадать так: “Последняя буква в названии времени года, которое следует за летом”. Ученики отгадывают слово “осень” и записывают последнюю букву “Ь”.

Возможность интеграции при такой форме задания очевидна. Приведём пример составления диктанта “Падеж”

на математическом материале

п – знак сложения (плюс)
а – гласная буква в названии меры времени, равной 60 минутам (час)
д – число, которое делим (делимое)
е – первый разряд (единицы)
ж – четвёртая буква в названии чисел, которые умножаем (множители)

на материале уроков ООМ

п – верхний плодородный слой Земли (почва)
а наука о небесных телах (астрономия)
д – группа растений, у которых один ствол (деревья)
е – самый большой материк (Евразия)
ж – орган пищеварения, в который пища попадает по пищеводу (желудок)

на материале уроков чтения

п – фамилия автора строк “У лукоморья дуб зелёный” (Пушкин)
а – как звали сестрицу братца Иванушки (Алёнушка)
д – фамилия автора “Денискиных рассказов” (Драгунский)
е – имя сказочного героя, который приехал к царю на печке (Емеля)
ж – цвет кирпича, которым была вымощена дорога в Изумрудный город (жёлтый)

Буквенный диктант можно использовать на разных этапах урока в зависимости от типа урока и его целей: для определения темы урока, активизации знаний перед введением нового материала, первичного закрепления, проверки знаний.

Методика проведения числовых диктантов

Числовые диктанты направлены на формирование вычислительных навыков. Эта форма работы позволяет сделать однообразную , утомительную работу увлекательным занятием , так как для записи числа его сначала нужно разгадать, вспомнить, а уже потом решить пример. При этом повторяются знания и понятия из разных областей знаний. Писать такие диктанты можно на любом уроке, а не только на уроке математики. Текст диктанта подбирается в зависимости от целей урока и места диктанта на уроке.

Числовой диктант по теме “Умножение вида 32 х 20”

1. Количество позвонков у человека умножить на количество пальцев у человека

33 х 20

2. Количество дней в июле и августе умножить на количество дней в апреле

61 х 30

3. Сумму цифр в числе, указывающем на количество дней в году, умножить на половину века

14 х 50

4. Количество попугаев, указывающих на длину удава, умножить на количество разбойников у Али – бабы

38 х 40

5. Количество часов в сутках умножить на количество минут в часе

24х60

Числовой диктант по теме
“Сложение и вычитание с переходом через десяток”

1. Из количества букв в русской азбуке вычесть количество дней в двух неделях

33 – 14

2. К количеству дней в високосном феврале прибавить количество дней обычном феврале

29 + 28

3. К наибольшему двузначному числу прибавить количество часов в сутках

99 + 24

4. Из количества дней в декабре вычесть количество месяце в году

31 – 12

5. Из количества богатырей, выходивших из моря на остров Буян, вычесть количество оловянных солдатиков в сказке Андерсена

33 – 25

Перечень способов загадать число смотри в Приложении 1.