Невидимые сеть и пирамида

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательно-развивающие:

  • Усвоение новых понятий: сеть питания, экологическая пирамида, прямая связь, косвенная связь в живой природе.
  • Применение опорных понятий: цепь питания, виды животных по типу питания (травоядные, хищники, всеядные, насекомоядные).

Развитие общеучебных умений:

  • оперировать понятиями (определять, делить, формулировать проблемные вопросы в-п, в-с.), ответы в виде суждения или умозаключения, сравнивать изучаемые понятия.

Развитие специальных умений:

  • строить цепь питания, строить экологическую пирамиду, устанавливать прямую и косвенную связи в живой природе.

Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство-многообразие, общее – особенное – единичное, причина и следствие.

Приложение 1

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Баллы и время Деятельность учащихся
I Организационный момент    
1.1. Проверка готовности к уроку (наличие раздаточного материала). 10 сек.  
1.2. Знакомство учащихся с заявкой на оценку и критериями оценки. 30 сек.  
II Работа по теме урока    
2.1. Актуализация знаний

– Чем объяснить, что все эти слова я объединила в одно множество?

1 балл – Это животные.
  – По какому признаку можно разделить данное множество на группы? 1 балл – По способу питания; звери и птицы.
  – На какие группы можно разделить всех животных по способу питания? 1 балл – Растительноядные,
Хищные,
Всеядные,
Насекомоядные.
  Задание:

– Разделите данных животных на 4 группы по способу питания.

Этап простой кооперации.

   
  1 группа – растительноядные,
2 группа – хищные,
3 группа – всеядные,
4 группа – насекомоядные.

– Сформулируйте вопросы-суждения:

1 группа – 2 группе,
2 группа – 3 группе,
3 группа – 4 группе,
4 группа – 1 группе.

Проверка (слайд 5).

– Послушайте стихотворение Е. Головина. Постарайтесь увидеть цепи питания.

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.

4 балла

5 мин

Версии учащихся:

– Как доказать, что волк и лиса – хищные животные?

– Чем объяснить, что медведь и барсук – всеядные животные?

– В каком случае животные являются насекомоядными?

– Как доказать, что данная группа животных являются травоядными?

  – Составьте цепи питания, о которых вы услышали в стихотворении.   Индивидуальный труд.

  Проверка.

– Что располагается в первом звене цепи питания?
– Что вы поместили во втором звене?
– Что размещается в третьем звене цепи питания?

  Работа в группах.
Защита от групп.
  Переход к теме урока: “Сеть питания”. 5 мин.  
  а) Работа со слайдом.    
  – Кто из этих животных может есть грибы:   – Грибы могут, есть белка, тетёрка, кедровка, глухарь.
  – Кто может есть орехи?   – Орехи могут, есть белка, тетёрка, кедровка, глухарь.
  – Кто может есть хвою?   Ответы детей.
  – Кого может, съесть волк?   – Волк может съесть белку, тетёрку, кедровку, глухаря.
  – Кого может, съесть лиса?   – Лиса может тоже съесть этих же животных.
  – Что напоминает изображение на слайде? 1 балл Изображение на слайде напоминает сеть.
  Вопрос-понятие    
  – Что такое сеть питания? 1 балл – В природе цепи питания, переплетаясь, образуют сеть питания, или пищевую сеть.
  Б) Работа по заданию №1.

(см. Мир вокруг нас. Проверь себя. С.28.)

4 балла

5 мин.

Индивидуальный труд.

Работа в группах.

  В) Проверка.

– Кто из животных связан с дубом напрямую, кто косвенно?

1 балл Те животные, которые питаются желудями и листьями связанны с дубом напрямую, а на них, охотятся другие животные, значит, и они тоже связанны с дубом, только косвенно.
  Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.

2 мин.  
  Практическая работа.

– Как вы думаете, чего в природе больше: орехов, белок или куниц?

Подумайте и прикрепите к дискам соответствующее слово.

Проверка.

Слайд “Невидимые пирамиды”.

2 балла

5 мин.

Индивидуальный труд.

Дети прикрепляют слова (орехи, белки, куницы) к дискам пирамидки.
Работа в группах.
Защита от групп.

  Задание:

– Сделайте вывод к составленной вами экологической пирамиде, используя карточку №6.

5 мин.  
  Карточка №6 (умозаключение)
  1. Поскольку…
  2. а…

Следовательно

3 балла 1. Поскольку куницы питаются белками, а белки орехами. Следовательно в этой пирамиде куниц должно быть меньше, чем белок, а белок меньше, чем орехов.

2. Если орехов будет меньше, а белок больше, следовательно, белкам скоро нечего будет, есть и они могут погибнуть.

3. Если белок не станет,то и куницы погибнут.

 
  1. Если…
  2. а…

Следовательно

3 балла  
 
  1. Если…
  2. то…
3 балла  
  Работа по заданию №2.

(см. Проверь себя. С. 28)

2 балла

3 мин.

Индивидуальный труд.
Работа в группах.
Защита от групп.
  – Что располагается в основании пирамиды? 1 балл В основании пирамиды располагаются растения.
  – Что вы разместили в вершине пирамиды? 1 балл В вершине разместились хищники.
  Итог урока (слайд)

– Вставьте пропущенные слова.

В природе ________________ переплетаются между собой, образуя __________________. Растения и животные образуют также __________. В их основании– ________, а на вершине– _______ животные.

Домашнее задание.

с.100–104. Прочитать, ответить на вопросы.
Составить по 2 вопроса-суждения.
Заполнить схему

(см. Рабочая тетрадь с.47).

Оценивание

“5” – 20–25 б.
“4” – 19–13 б.
“3” – 12–9 б.

4 мин. Дети называют пропущенные слова.

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя сеть питания. Растения и животные образуют также экологические пирамиды. В их основании – растения, а на вершине– хищные животные.