Урок русского языка "Закрепление правописания имен прилагательных (по программе "Школа России"). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • закрепить умения правильно писать родовые окончания имен прилагательных;
  • обогатить словарный запас детей;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать монологическую речь.

Оборудование:

  • карточки для индивидуальной работы;
  • презентация;
  • интерактивная доска с компьютером.

Ход урока

I. Организационный момент:

1) приветствие;
2) аутотренинг (Слайд 2) Приложение 1

II. Сообщение темы и цели урока.

– Ребята, сегодня к вам на урок пришел наш старый знакомый – Незнайка. (Слайд 3)

Ему хочется узнать, как вы умеете находить, писать, употреблять в речи имена прилагательные. Каждому из вас он принес письмо.

(Примерный текст. Последние дни стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыла серая туча. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зазеленела молодая трава.)

III. Работа с текстом.

– Внимательно прочитайте письмо и скажите, о чём сообщил Незнайка?

– О каком времени года говорится в этом тексте?

– Почему вы так думаете?

– Как можно озаглавить текст?

– Молодцы, ребята.

– А задания к тексту Незнайка прислал вам в этом конверте. (Cлайд 4)

Проверка задания:

– Назовите слова, которые подчеркнули.

– Все согласны? (Слайд 5)

– А какой частью речи являются эти слова?

– По какому признаку вы их нашли?

Вывод:

– А что такое имя прилагательное?

– Назовите, с какими существительными в вашем тексте связаны имена прилагательные.

– Запишите эти словосочетания в тетрадях.

– Определите род имен прилагательных и выделите окончания.

– Как вы будете определять род имени прилагательного?

(Слайд 6)

Проблемная ситуация.

У какого прилагательного вы не определили род? Почему?

– Какие окончания имеют имена прилагательные в ж. р., м. р., с. р.? (Слайд 7)

Зная родовые окончания имён прилагательных, придумайте и запишите ещё по одному словосочетанию и определите род имени прилагательного.

(Проверка: читают 2–3 ученика)

– Молодцы, ребята. Незнайка доволен, как вы работали, и приглашает вас на физкультминутку.

IV. Физкультминутка. (Слайд 8)

Встаньте из-за парт, руки на пояс. Я буду называть признаки данного предмета. Если я назову прилагательное, которое указывает на внешний вид, приседают мальчики, на настроение – девочки. Руки перед собой. (Примерные слова: веселый, ушастый, печальный, грустный, пятнистый, хвостатый.)

V. Развитие орфографической зоркости.

– Ребята, Незнайка предлагает вам ещё одно задание. Но он так спешил, что в каждом слове допустил ошибку. Давайте с вами найдём, исправим ошибки и напомним Незнайке правила правописания.

(Слайд 9)

– Какое из этих слов нельзя перенести? Почему?

– В каком слове больше букв, чем звуков? Почему?

– Найдите лишнее слово. Докажите.

VI. А теперь послушайте загадку.

– Красная?

– Нет, черная.

– А почему она белая?

– А потому что зеленая. (Смородина)

– По каким признакам вы узнали, что это смородина?

– Запишите слово «черная» в ж.р., м.р., и с.р.

– Выделите окончание и назовите орфограмму, которая присутствует в этом слове.

– С какого звука начинается это слово?

– Дать характеристику это звука.

– Запишите эту букву и пропишите всю строку.

– А к слову «зеленая» запишите проверочное слово.

– Как проверить безударную гласную в корне слова?

VII. Итог урока

– Как изменяется имя прилагательное?

– Какие окончания бывают у имен прилагательных в ж.р., м.р., и с.р.?

– Молодцы, ребята. Незнайке понравилось, как вы работали на уроке.

VIII. Домашнее задание

– Выписать из словаря существительные ж.р., м.р. и с.р. и подобрать к ним подходящие по смыслу имена прилагательные.