Задачи:
- Познакомить учащихся с особенностями питания славян.
- Развивать у детей интерес к истории родной страны.
- Расширять кругозор и словарный запас учащихся.
Действующие лица:
- Русская печка (записанная фонограмма)
- Учительница
- Учащиеся
Оборудование:
- Фонограмма голоса Русской Печки,
- Изображение печи,
- Таблица «Что славяне готовили из зерновых»
- Ребусы «Дары леса»,
- Кроссворд «Овощи»,
- Карточки с зашифрованным советом Печки.
- Для дегустации:
- Кувшины с морсами из черники, ежевики, голубики, земляники, малины,
- Одноразовые стаканы,
- Салфетки.
Ход занятия
I. Организационный момент
Учитель: Внимание. Тихо сели. Сегодня у нас необычное внеклассное мероприятие, тему узнаете чуть позднее. Начинаем…
Егор: Интересно, чем питались наши предки славяне?
Вика: Наверное, тем же, чем и мы. Ели картофель, лапшу, киви, бананы.
Данил: Не может быть! Картофель в Древней Руси не ели, его позже из-за границы привезли.
Учитель: А вы, ребята, как думаете? (Ответы детей.)
Учитель: Не спорьте! Кто поможет нам разобраться с этой проблемой, вы узнаете, отгадав загадку.
Стоит мать толста,
У ней дочь красна,
Сын синь под небеса ушел.
Егор: Это печка. Мы на уроке по программе «Разговор о правильном питании» о русской печки уже говорили.
Учитель: Верно. Совершить путешествие в древние времена нам поможет Русская Печь, которая пришла сегодня в гости. Давайте ее послушаем.
(Смотрим на макет изображения русской печи.)
Печка
Русскую печь всегда уважали,
Родной матерью называли.
Печь в избе – хозяйка главная!
Теплая, чистая, славная.
Уж ее и белили, и мыли,
В ней хлеб пекли,
Щи да кашу варили.
Даже мылись в печи,
Чтобы хворь-болезнь излечить.
На печи спали,
Стариков согревали.
Если гость промок, устал,
Тоже на печь попадал.
Учитель: Догадайтесь, какая первая остановка в нашем путешествии?
Из края в край далёко,
Раскинулось широко,
Бескрайнее, как море,
В колосьях золотых…(поле).
– Молодцы, ребята!
Наша первая остановка – «ПОЛЕВАЯ».
Печка: Ваши предки, славяне, занимались хлебопашеством. Отгадайте, что они выращивали на полях, добавляя слова в стихотворение.
На поле колосится
Золотистая … (пшеница)А рядом поле темнее –
Там … (рожь) зреет.
На желтых кисточках осы,
Это цветет … (просо).На землю ложится тень –
Стеною ложится … (ячмень).Корм для лошади рос
Это зерно – … (овес).
Учитель: Очень хорошо. Теперь, правильно соединив ответы из правого столбика с высказываниями из левого, вы узнали, что готовили славяне из зерновых.
На чужой …(каравай) рот не разевай.
Первый …(блин) всегда комом.
Гости на порог – на столе …(пирог)
Из горячей печи хороши … (калачи)
Щи да … (каша) пища наша.
(пряник)… медовый – разговор шелковый.
(кулебяки)… выпекали, особых гостей звали.
На горячей печи их пекли,
Вертели корж снова и снова –
И … (лепёшка) готова.
(коврига)… пышная да сладкая –пирог
лепешка
торт
каравай
коврига
пряник
каша
курабье
блин
кулебяки
пахлава
– Значит, хозяйка аккуратная. калачи
- Каравай
Учитель: Давайте проверим, нашли ли вы лишние слова в левом столбике.
Обнаружить, что не могли готовить славяне из зерновых, вам поможет стихотворение:
Бабушка внуков в гости ждала,
Тесто месила, в печи пекла:
Лепешку – Алешке,
Ковригу – Сережке,
Кулебяку – для Прошки.
Пряники медовые и калачи
Вынимала из печи.
Блины на стол подавала
И с караваем встречала.
Хороши были пироги да каша!
Ай, да бабушка наша!
Какие блюда, приготовляемые при помощи зерновых, вы здесь не обнаружили? Ответы детей.
Учитель: Верно, ребята, курабье и пахлаву наши предки не делали. Это кондитерские изделия азербайджанской кухни. Торты стали выпекать уже значительно позже.
Вика: Интересно, как готовили кашу?
Печка
Муку мололи,
Молоком заливали,
Меду добавляли,
Кашей называли.
Бывало, готовили на воде.
Любили кашу
Всегда и везде.
Данил: Зачем мед добавляли в кашу?
Печка
Добавляли для сладости,
Для вкуса и радости,
Мед силу давал,
Усталость снимал.
Егор: Интересно, а мясо и рыбу наши предки ели?
Учитель: Конечно, ели. Вторая остановка в путешествии – « Мясорыбная».
На широких просторах Руси жило мало людей, дичи, рыбы хватало на всех. Добывалось все легко: рыба – сетями, дичь – силками в лесу или даже в собственном огороде. Ребенок 11-12 лет мог за полчаса набить птицы на ужин для 12–15 человек, т.к. семьи у наших предков славян были большие. Ели говядину, свинину, баранину, медвежатину, зайчатину. К столу подавались тетерева, гуси, журавли, голуби, куры и мн.др.
Как славяне готовили мясо, нам расскажет наша уважаемая Печка.
Печка.
На углях мясо пекли,
Варили, жарили в печи.
Кусками большими
На столы носили.
Князь Святослав
В походы ходил.
Мясо жарить на углях
Очень любил.
Вика: А первые блюда – супы – наши предки умели готовить?
Учитель: Умели, только супы называли «варево». К варевам относилась уха, или «навар», «похлебка».
Печка
Славяне рыбу ловили,
Варево варили.
Если в печи жар,
Был с похлебки
Большой навар.
В каждой печи
Стояли щи.
Говорили: щи да каша –
Пища наша.
Учитель: Интересно была организована подача блюд у наших предков. В начале обеда или ужина ели жаркое (современное второе блюдо), затем первые блюда, последним на очереди был десерт, или, как тогда говорили, «заедки».
Послушаем Печку, сравним правила поведения за столом славян и современных людей.
Печка: На Руси не разрешалось бранить съестное. Ваши предки считали, что достоинства пищи зависят не только от стряпухи, но и от поведения участников застолья. Если едят спокойно, не торопятся, не ругаются за столом, то еда и питье в сладость, ну а если станут ругать блюда, то кушанья от этого станут отбросами.
По народным поверьям, прием пищи происходит в присутствии злых и добрых духов. Вначале людей охраняют добрые духи. Если обедающие начинают вести себя плохо, они в огорчении отходят от стола, и к нему прорываются демоны. Они пакостят людям, подбрасывают в пищу всякую гадость. Обжорство не одобрялось, но объединялось тем, что с невоспитанным человеком в поглощении пищи участвует всякая нечисть, которая ест вместе с ним.
Учитель: Вам предлагается прочитать правила поведения за столом в древности и в настоящее время, и исправить ошибки. (Парная работа.)
Дети сравнивают правила поведения за столом в древности и в настоящее время. (Приложение 1)
Егор: Я думаю, что правила поведения за столом современных людей и наших предков очень похожи. Только мы считаем, что плохое поведение за столом зависит от самого человека, а не от злых духов.
Учитель: Молодцы, ребят а, верно рассудили. Древние славяне любили молоко и молочные продукты – сметану, сливки, ряженку, кислое молоко, простоквашу, творог. Сыр славяне не готовили, и на Руси словом «сыр» называли творог.
Вика: Интересно, какие напитки они пили?
Учитель: Послушайте Печку и перечислите их.
Печка
Сок березовый пили,
Пиво, квас заводили.
Под сладкий мед
Разговор затевали,
Под пиво, квас
Песни громко запевали,
Запивали калачи молоком,
Да в поле на работу бегом.
А после бани морс да квас
Были в самый раз.
Учитель: Остановка «Лесная».
Ребята, разгадав ребусы, вы узнаете, какими дарами леса пользовались наши предки в далеком прошлом. (Приложение 1)
Ответы детей.
Учитель: Попробуйте напитки и определите, из каких ягод их приготовили.
Детям разливаются в одноразовые стаканчики морсы из черники, ежевики, голубики, земляники, малины. Учащиеся пробуют и говорят, из какой ягоды сделан напиток.
Учитель: Остановка «Огородная»
Печка: На Руси занимались возделыванием огородных культур. Отгадав и заполнив кроссворд, вы узнаете их названия и разгадаете ключевое слово.
1. Круглая да гладкая,
Откусишь – очень сладкая,
Я не репа и не клюква,
Догадайтесь, кто я? … (Брюква)
2. На грядке длинный и зелёный,
А на кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
3. Лоскуток на лоскутке –
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке. (Капуста)
4. Вросла в землю крепко
Сочная чёрная…… (Редька)
5. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
Мой нос в землю врос,
Снаружи только длинный хвост. (Морковь)
6. Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.\
Что же это? (Репка)
Учитель: Как вы думаете, почему ключевое слово – АПТЕКА?
Ответы детей.
Учитель: Вспомните, ребята, использовали ли родители, когда вы болели, для лечения вышеперечисленные овощи. Ответы детей.
Учитель: Отвар корнеплода и кипяченый сок репы рекомендуют при простудном кашле, простудной потере голоса и даже бессоннице.
Для приготовления отвара 2 столовые ложки измельченного корнеплода варят 15 минут в стакане кипятка, и пьют по четверть стакана в день или по одному стакану на ночь. Теплым отваром репы полощут рот при зубной боли.
Печка: Сок капусты с сахаром пьют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, болезнях дыхательных путей и голосовых связок. Листья, отваренные в молоке, прикладывают к пораженным местам кожи при некоторых заболеваниях.
Сок из корнеплодов брюквы хорошо помогает при плохо заживающих ранах и язвах. Витамины в брюкве сохраняются до весны.
Примочки из сока и компресс из тертой редьки оказывают действие при ревматизме и невритах. Известно противовоспалительное и возбуждающее аппетит действие редьки.
Учитель: Употребление в пищу тертой моркови и морковного сока уменьшает восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
Свежую или вареную морковь рекомендуют при общем упадке сил и многих других заболеваниях.
Свежие огурцы и огуречный сок применяют при желудочных болях и туберкулезе легких.
Егор: А славяне знали о лечебных свойствах овощей?
Печка: Таблеток люди в древности делать не умели, приходилось использовать целебные свойства овощей, ягод. Но вам, ребята, я хочу дать один совет, который вы прочитаете, разложив буквы в нужном порядке.
3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 5 | 2 | 4 | 6 | 9 | 7 | 8 | |
Е | В | С | К | Л | Р | Е | А | С | А | Т | В |
2 | 5 | 7 | 3 | 1 | 6 | 4 | 9 | 8 | 10 | 2 | 1 | |
Р | Е | Я | И | П | Н | М | Т | Й | Е | О | П |
2 | 4 | 6 | 5 | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 | 2 | 5 | |
О | Е | У | Т | С | В | Ч | В | А | Р | А |
Все лекарства применяйте по совету врача.
Учитель: Как вы думаете, почему Печка дала нам такой совет?
Ответы детей.
Учитель: Организм каждого человека индивидуален, поэтому со всеми лечебными средствами, даже из овощей и ягод, нужно быть внимательным и осторожными. Врач может дать вам квалифицированный совет.
Печка: Ребята, это была наша последняя остановка, и, к сожалению, мне пора с вами прощаться.
Егор: Как жаль, что кончилось наше путешествие.
III. Итог занятия
Учитель: А мы с Печкой и не расстаемся. На следующих занятиях Разговора о правильном питании она поможет нам узнать, как изменялись вкусовые пристрастия наших предков со временем. Так что мы не прощаемся с нашей помощницей, а говорим ей: «До свидания!».