Система подготовки к ЕГЭ

Разделы: Математика


Каждый учитель, преподающий математику, сталкивается с проблемой сдачи ЕГЭ. Конечно, многое зависит от ученика: его способностей, настроя и т.п. Но, и мы учителя способны помочь себе и ученикам. Только наша помощь должна быть хорошо продумана и систематизирована.

Над проблемой сдачи ЕГЭ я работала пять лет и пришла к следующим этапам подготовки:

1. Работа с родителями.

Некоторые родители плохо представляют процедуру сдачи ЕГЭ. Рассуждают примерно так: «Нас из школы выпустили, значит и вам на экзамене помогут, в школе держать не будут». Они еще не осознали, что времена помощи прошли и все зависит от самого себя: как учился, то и получишь на экзамене. Но своими мыслями вслух они расслабляют собственных детей, мешают их подготовке. Поэтому, в первую очередь, нужно родителей знакомить с процедурой проведения экзамена и как можно раньше. Будучи классным руководителем 11 класса, такое родительское собрание я проводила в начале учебного года, подробно отвечая на все вопросы родителей. Это дало свои положительные результаты.

2. Психологическая подготовка.

Хорошо, если в школе есть психолог. А если его нет? В этом случае психологическую помощь учащимся перед экзаменом должен оказать учитель. Вот некоторые советы психологов:

Подготовка к экзамену

Сначала подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, тетради, бумагу и т.п.

Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.

Составьте план занятий. Для этого сначала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план подготовки на каждый день, необходимо четко определить, что именно сегодня будем изучать. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

Начните с самого трудного, с того раздела, который знаете хуже всего. Но если вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который вам больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдете в рабочий ритм, и дело пойдет.

Чередуйте занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при повторении материала.

Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят вас с конструкциями тестовых заданий.

Готовясь к экзаменам, никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием, а напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа.

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена.

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться, примите душ, совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

Питание и режим дня.

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и от плюшек не толстеют!

Универсальные рецептыдля успешной тактики выполнения тестирования.

  • Сосредоточьтесь! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда вы прояснили все непонятные для себя моменты, постарайтесь сосредоточиться и забыть про окружающих. Для вас должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопитесь не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество ваших ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитайте вопрос дважды и убедитесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется.
  • Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда вы успокоитесь, голова начнет работать более ясно и четко, и вы войдете в рабочий ритм. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Надо научиться пропускать трудные и непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми вы обязательно справитесь.
  • Читайте задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что вы стараетесь понять условие задания «по первым словам» и достраиваете концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить ошибки в самых легких вопросах.
  • Думайте только о текущем задании! Когда вы видите новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном, как правило не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Думайте только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.
  • Многие задания можно быстрее решить, если не искать правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
  • Запланируйте «два круга»! Рассчитайте время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда вы успеете набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые вам в начале пришлось пропустить («второй круг»). Оставьте время для проверки своей работы.

3. Знание теоретического материала.

Многие учащиеся не могут решить задания, потому что не знают математических определений и терминов. Не привыкли наши дети учить теорию так, чтобы запомнить ее надолго. Ответили на уроке, получили оценку и благополучно забыли. С 5 класса я контролирую теоретическую подготовку учащихся: знание формул, определений. Для такой проверки много времени не требуется: можно использовать для этих целей математические диктанты, можно проводить уроки-зачеты, включая теоретический материал, а в 9-11 классах такие уроки просто необходимы. Как вычислить, например, производную не зная правил вычисления?

Наполняемость классов у нас небольшая, поэтому каждый ученик в конце 10 класса получает в распечатанном виде краткий теоретический справочник, взятый мною из учебно-методического пособия Математика подготовка к ЕГЭ-2011 под редакцией Ф.Ф. Лысенко и С.Ю. Кулабухова издательство Легион-М Ростов-на-Дону. В 11 классе я весь теоретический материал буду спрашивать на оценку.

4. Устный счет.

Многие задания ЕГЭ можно решить устно, но мало кто из учащихся пользуется такой экономией времени. Почти все «хватают» черновики и начинают что-то вычислять. Причем, даже письменно допускают вычислительные ошибки. Конечно, сейчас у всех сотовые телефоны (с калькулятором) и зачем утруждать себя столь трудной процедурой. А потом, искренне удивляются, что на экзамене запрещено пользоваться микрокалькулятором. Учить учащихся вычислять устно нужно с 5 класса и почти на каждом уроке в каждом классе производить устные вычисления. Это в дальнейшем облегчит сдачу экзамена: меньше вычислительных ошибок – лучше результат.

5. Отработка процедуры проведения экзамена.

В процессе подготовки к сдаче экзаменов выяснится, что многие ученики боятся заполнять бланки ответов, т.к. не уверены в правильности их заполнения и из-за этого в дальнейшем будут допускать ошибки. Есть дети, которые в паспорте путают где записана серия, а где записан номер. А это лишняя психологическая нагрузка. Что бы избежать этого нужно заранее (в начале 11 класса) познакомить учащихся с внешним видом бланков ответов, правилами их заполнения и дать возможность неоднократно заполнить такие бланки, например, при тренировочном тестировании.

6. Пробный экзамен.

Конечно, каждый учитель проводит тренировочное тестирование. Но не все учащиеся серьезно относятся к его результатам – дали трудные задания, учитель придирается, выставляя плохую оценку, там я решу лучше и т.п.

На базе района у нас каждый год проводится пробный экзамен. Платно. Есть учащиеся, которые отказываются от участия в нем. Желательно, что бы таких отказов не было и все учащиеся попробовали свои силы в новой обстановке. Многие поймут свои ошибки и заблуждения, а, значит будут лучше готовиться к экзамену и иначе воспринимать замечания учителя.

7. Кенгуру – выпускникам.

Каждый год все мои ученики 9 и 11 классов участвуют в тестировании «Кенгуру-выпускникам». В результате такого участия мы получаем развернутый анализ знаний по темам школьной программы и общую оценку знаний ученика. В дальнейшем, мы подробно разбираем ошибки учащихся и отрабатываем проблемные темы с каждым индивидуально.

8. Переводные экзамены.

Их лучше проводить в форме тестирования. Включать задания разного уровня сложности и оформления: где-то просто написать ответ, а где-то оформить развернутое решение задания. Многие учащиеся пишут решение задания «для себя», не оформляя их правильно. На ЕГЭ все это сыграет злую шутку.

9. Немного о подготовке.

Иногда возникает вопрос как организовать подготовку к экзамену. Кто-то повторяет материал тематически, кто-то прорешивает с учащимися задания прошлых лет. Ошибаются и те, и другие. Организовать работу нужно так: вначале повторение должно быть тематическим, разного уровня сложности, а затем следует дать учащимся несколько вариантов прошлых лет для самостоятельного решения. После этого подробно разобрать ошибки и еще раз остановиться на темах, вызывающих затруднение.

10. Дополнительные источники.

К сожалению, наши учебники математики не очень-то соответствуют требованиям, предъявляемым на ЕГЭ. В них практически нет комбинированных заданий, мало заданий содержащих модуль или параметр. Многие учащиеся пугаются таких заданий и пропускают их, даже если они не сложные. Для подробного разбора заданий такого типа я использую элективные курсы. Слабым учащимся даю базовый уровень, а с более сильными подробно разбираем трудные задания или задания отсутствующие в школьных учебниках. В качестве дополнительных источников подготовки использую диски «Подготовка к ЕГЭ» издательства «Просвещение», открытый банк заданий ЕГЭ по математике – http://mathege.ru, образовательные ресурсы Интернета – математика.

В заключении хочется отметить, что работа по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ должна быть систематической и начинаться задолго до сдачи экзамена.

Желаю всем хороших результатов!