Здоровьесберегающий подход в образовательном процессе для педагогов С(К)ОШ VIII вида № 44 г. Кирова – это превентивный подход, направленный на облегчение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения
Система взглядов педагогов школы базируется на ресурсах и возможностях специальной (коррекционной) школы VIII вида (далее С(К)ОШ). Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья видится в области выбора педагогом образовательных средств и необходимости понимания того, что образовательную систему школы необходимо оптимально «обогатить» здоровьесберегающим содержанием. Чтобы укрепить психику детей, сформировать уверенность в своих силах и помочь в обретении социальной состоятельности, педагогическому коллективу предстоит реализация за счет образовательных ресурсов внутренней программы индивидуально-соматического развития каждого ребенка, которая органически в нем заложена и опосредована его доминирующими основными потребностями. В такой ситуации должны сложиться нравственно-психологические основы для развития смысловой сферы социальной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, т.е. позитивное отношение к школе, соблюдение общепринятых норм адекватного поведения и т.п. Педагоги школы считают, что процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в С(К)ОШ VIII вида призван «пополнить», повысить соматические, психические и социальные резервы здоровья.
Планирование здоровьесберегающий деятельности органично вошло в общую систему работы школы. Цель управления взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельностью рассматривается как создание оптимальных условий (режима наибольшего благоприятствования) для реализации в образовательной системе школы социализированной, культурологической, профилактической, коррекционно-реабилитационной функций и функции укрепления здоровья. К таким условиям можно отнести: кадровые, экономические, материально-технические, социально-психологические, организационные и методические.
Для стабильного функционирования в заданном режиме здоровьесбережения – педсовет обсуждал принципиально значимые позиции, т.е. условия, при которых это возможно, и трудности, с которыми сталкивается в повседневной практике учитель.
Одна из таких проблем кроется в факторах заболеваемости, к которым относим:
- неустранимые: возраст, пол, наследственность;
- условно-устранимые: жилищно-бытовые условия, подушевой доход, состав семьи;
- устранимые: режим дня, продолжительность сна, привычки, режим питания, занятия физической культурой. Последние относим к уровню оперативной деятельности школы.
Важнейшим обстоятельством (после поддержки семьей реализации идей здорового образа жизни) является позиция учителя, его пример, грамотность, компетентность, готовность к здоровьесберегающий деятельности. Для осуществления такой деятельности учителю нужны не только идеологические стимулы, но и финансовые, материальные. Используем имеющиеся школьные ресурсы, привлекаем благотворителей.
Функционирование любой школы сопровождается сегодня жестким контролем надзорных органов. Соблюдение лицензионных требований и изучение состояния здоровьесберегающей деятельности выстраиваем, включая разные виды анализа:
- параметрический (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно и т.п.);
- тематический, например, анализ дидактической системы учителя по здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе;
- итоговый, например, анализ динамики состояния здоровья учащихся или – комплексный анализ мер по формированию здорового образа жизни у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Экологическое пространство обучения и воспитания обозначено в повседневной практике школы не только привычными компонентами: освещаемость, проветривание, состояние учебной мебели, но и ионизация, увлажнение и очищение воздуха приборами и, конечно, озеленение классов, помещений школы, пришкольного участка, участие в областной природоохранной акции «Экологическое благополучие места проживания», сотрудничество с межрегиональной экологической общественной организацией «ЭКА».
Для соблюдения гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса, объему учебной нагрузки, дополнительного образования, объема выполняемых домашних заданий спланированы мероприятия внутришкольного контроля. Обсуждаются меры профилактики негативных факторов учебно-воспитательного процесса, способных повлиять на здоровье учащихся.
Результативность мер оптимизации учебно-воспитательного процесса анализируем на методических объединениях учителей; при взаимопосещении уроков; в сетевом взаимодействии.
Опыт и результативность практической деятельности по здоровьесберегающей деятельности школы был представлен на городском форуме «Наша новая школа» и областном семинаре директоров С(К)ОШ в Институте развития образования
Добиваться эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности помогает:
Для спортивных тренировок и оздоровительных мероприятий используем базу спорткомплекса «Союз» (каток), спортивно-туристического комплекса «Порошино» (лыжи), стадионов города, дендропарка (азбука туризма), бассейнов.
В практике повседневной деятельности по здоровьесбережению используются разные формы работы. Условно их можно разделить на:
– традиционные: беседа, лекция, классный час;
– художественные: ожившие сюжеты, агитплакаты, санбюллетени;
– литературные: заметки в школьную много тиражную газету, стихи, сочинения;
– креативные: эстрадно-игровые, сюжетно-ролевые, театрализованные.
Однако ни одна из этих форм сама по себе не формирует здоровый образ жизни и экологическую культуру, т.к. в этих формах ребенок с ограниченными возможностями здоровья либо пассивен, либо включен в состязательный процесс. Школьный педсовет в свое время зафиксировал единую педагогическую позицию учителей и выделил такие формы работы по здоровье сберегающей деятельности, в которых дети становятся активными участниками совместной деятельности:
- «учитель + учащиеся»;
- «родители + ребенок».
Именно совместные и активные версии деятельности положены в основу дополнительной сквозной образовательной программы «Азбука туризма», которая реализуется в школе семь лет. Что это дает?
Для педагогов образование – это совокупность обучения и воспитания, для родителей образование – это услуга. Мы приучаем родителей к мысли, что они не только потребители образовательных услуг, но и участники образовательного процесса школы. На родительских собраниях с родителями обсуждаются вопросы:
Организуем встречи с представителями правоохранительных органов, медицинскими специалистами, представителями службы занятости и Центра помощи семье.
На данном этапе результативность своей деятельности педагогический коллектив видит в сформированности здоровьесберегающей среды школы по таким критериям как медицинский, дидактический, воспитательный, которые проявляются в количественных и качественных показателях. Нашу школьную реальность в этих параметрах можно описать так:
Но есть и проблемы, есть курящие дети, есть дети, знакомые с «веселящими» газами и алкоголем. Нам предстоит большой объем профилактической и разъяснительной работы.
Подводя итог, хочется заметить, что для педагогического коллектива школы основные направления ясны; есть ориентиры, есть метод движения. Понятно в основном, что и для чего делать, во что вкладываться и на что направлять ресурсы.
При этом возникло понимание новых проблем, не решаемых одним наскоком, который требует большей концентрации управленческих усилий. Но появление новых горизонтов – это, наверное, и есть показатель того, что мы в движении, открыты для сотрудничества, диалога, конструктивной критики.