Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих обучаемым применить накопленные знания по предмету. Они расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать , понимать друг друга при защите проектов.
Студенты работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создают возможность прямого контакта с аутентичным языком.
Работа над проектом процесс творческий. Студенты самостоятельно или под руководством преподавателя занимаются поиском решения проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний, владение коммуникативными умениями.
Они принимают различные социальные роли и готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия.
По утверждению одного из разработчиков этой технологии обучения Е.С.Полат, “метод проектов – суть развивающего, личностно-ориентированного обучения. Он может использоваться на всех курсах обучения в образовательном учреждении. .
Работу над проектом мы ведем поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность студентов и преподавателя.
Для передачи способов работы разрабатываем алгоритмы для решения таких типичных задач, работа с источниками информации, критический анализ текста, описание результатов деятельности.
С этой целью используем различные методические приемы:
- помогаем студентам выявить противоречия, и предлагаем найти способы их решения;
- излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагаем студентам рассмотреть явления с различных позиций (например, с точки зрения политика, юриста, журналиста и т.д.);
- побуждаем студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации.
При использовании метода проекта меняется и роль преподавателя. Она различна на различных этапах проектирования.
Преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации.
Главная его задача заключается в передаче способов работы, т. е акцент делается не на преподавание, а на учение.
На всех этапах занятия преподаватель должен направлять самостоятельность студентов на определение проблемы и поиск пути их решения.
Собрав достаточную информацию по данной проблеме, студенты обсуждают различные варианты проведения, например, телевизионной программы “Вместе”, распределяют роли, готовят оформление.
При защите проекта они проводят беседу “За круглым столом” по теме: “Существуют ли экологические проблемы в нашем городе. Могу ли я помочь решить их?
Они проводят также большую исследовательскую работу по данной проблеме, изучили все публикации, напечатанные в местной газете, побывали на экскурсии и встретились с руководителем экологической службы предприятия. В итоге студенты провели деловую игру в форме “ Круглого стола”.
Например, студента пригласили работать в комиссии по защите окружающей среды, он должен представить свои проекты.
You are invited to work in the commission on environmental protection. Suggest your own projects. What do you think should be done?
- To lower the concentration of harmful substances in the air of towns and cities?
- To protect the environment from industrial pollution?
- To stop the danger of environmental problems?
- To attract more public attention to environmental problems?
- To keep the streets of towns tidy and clean?
- To prevent the adverse effect of flat land hydro-power station for the environment?
- To ensure nature conservation?
- To solve the problem of communal waste in towns?
- To develop international cooperation in field of environmental protection?
Проектирование темы “Защита окружающей среды” способствовала созданию прочной языковой базы, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора студентов. В процессе проектирования они подошли к осознанию важности данной проблемы, а также к осознанию своей роли в решении проблемы защиты окружающей среды.
На современном этапе развития российского образования доминирующим видом деятельности в проекте является информационный.
Приобщение студентов к работе с e-mail проектами, участие в e-mail проектах усиливает индивидуальную и коллективную ответственность студентов за конкретную работу в рамках проекта.
Например, в основу развития познавательного интереса студентов к экономическим проблемам были положены виды работ с использованием материалов, средств и информационных ресурсов Интернета. При подготовке к конференции по теме: “Проблемы экологии” на 4 курсе, группа делится на подгруппы, от каждой выбирается выступающий и два-три корреспондента, представляющие различные газеты и журналы. Они задают актуальные вопросы докладчикам и берут интервью у участников конференции, вносят свои предложения по сохранению и защите окружающей среды.
Вступая в живой диалог в Интернете, студенты пополняют свой словарный запас как активный, так и пассивный лексикой из современного английского языка, знакомятся с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет по теме “Мой лучший друг” на 1 курсе , имеют возможность представить друга по переписке.
Конечно, проектная технология в наибольшей степени рассчитана на использование в работе с более подготовленными студентами. Технология проектов может найти применение на старших курсах обучения.
Таким образом, использование проектной работы позволяет обучать языку как социальному феномену, поэтому при работе над проектом студенты не только достигают определенного уровня владения языком , но и проект представляет большую общеобразовательную значимость.
Проект формирует у студентов социальную компетенцию (умение самостоятельно действовать в социальных ситуациях), развивает чувство ответственности за конечный результат, прививает навыки публичного выступления, чтобы доказательно и аргументировано провести презентацию полученного результата.
Использование технологии проекта на уроках иностранного языка позволяет говорить о новой педагогической технологии интерактивного обучения.
Используемая литература:
- Бим И.Л. Личностно-ориентируемый подход – основная стратегия обновления школы. Иностранные языки в школе. № 2, 2002.
- Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Учительская газета. 2004.
- Носенко Э.Л. ЭВМ в обучении иностранным языкам. М., 1988.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 1989.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Вестник образования. 2002.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: общие вопросы методики. Москва, 1974.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. № 1, 2000.
Ход урока
Исследуемая проблема: Как демократическое общество решает проблемы охраны окружающей среды?
I этап (интегрированный урок).
Задачи: представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Процесс проектирования начинаем с создания проблемной ситуации. Для этого мы предлагаем студентам подумать над следующими высказываниями:
1 “One couldn’t pluck a flower without thou baling a star”. (Francis Thomson).
2”If you don’t think about the future you will not have it”. (John Galsworthy).
3”We do not own the Earth: we have borrowed the planet from the future generation”.
Студентам предлагается ряд наводящих вопросов для того, чтобы направить мыслительную деятельность студентов в нужное русло.
– What did Francis Thomson mean?
– Why did John Galsworthy ask people to think about the
future?
– What can happen if we don’t think about the future?
– Do we own the Earth or have we borrowed the planet from
the future generation? What do
you think?
Идет не просто вопросно-ответная работа, а размышление вслух, дается свое понимание данных высказываний. В ходе рассуждений студенты сами подходят к определению темы, к обозначению проблем: что может произойти с планетой Земля, если мы не будем заботиться о ней? Как демократическое общество решает проблемы окружающей среды? Студенты подходят к пониманию и определению цели, которую им предстоит достичь: исследовать причинно-следственные связи экологических проблем; выявить, какие меры принимаются обществом, чтобы предотвратить экологическую катастрофу.
I этап заканчивается выбором рабочих групп.
II этап.
Задачи: выдвижение гипотез решения поставленных проблем; обсуждение и обоснование каждой из гипотез. Начинаем с ознакомления лексики по теме: “Защита окружающей среды” Способы введения лексики различны: использование контекста, наглядности, языковая догадка, опора на структурный состав, сходство со словами родного языка и т. д.
В дальнейшем в ходе изучения источников информации студенты сами выписывают необходимую лексику для обсуждения проблемы.
С целью закрепления лексики и подведения студентов к высказыванию гипотез, им предлагаются различные виды упражнений. Приведем некоторые из них:
Учитель предлагает студентам проанализировать коллаж “We must stop now, or it will be too late.” На коллаже изображены дымящиеся трубы фабрик и заводов, вырубленные леса, загрязненные водоемы, свалки мусора, автомобильные “пробки” в час “пик” и т. д.
a) Where does pollution come from?
Ответы студентов:
Pollution comes from smoky industrial enterprises.
A great number of cars, Lorries, buses pollute the air. Frequent traffic jams pollute the air.
Waste of chemical plants pollute rivers, seas, land territories. Poisons substances pollute water, soil. Cutting down the forest destroys natural balance between plants, animals, people and their environment.
Man’s careless interaction with nature causes ecological problems.
b)What must we stop? Why?
Опираясь на имеющиеся знания студентов, полученные на уроках по другим предметам, организуем обсуждение данной проблемы:
St1: We must stop polluting air now; if we don’t, there will be an ecological disaster.
St2: We must stop polluting water; if we don’t, there will be dead lakes, seas, oceans.
St3: If we do not change our attitude, there will be ecological crises.
St4: If we do not stop polluting land territories, there will be deserts.
St5: If we do not use energy more carefully, pollution will continue to increase.
Наряду с активизацией лексики идет работа по овладению грамматическим материалом:
The gerund. Conditional sentences.
2) Предлагаем прослушать песню
“What Have They Done to the World??
What is the main idea of the song?
Explain why
3)Задание: посмотрите на заголовки газетных статей и постарайтесь догадаться об их содержании. A lot of little makes big problems.
Natural sights protected by the state.
Baikal s “Health”. Clean air for the city. For a global system of ecological security.
Помимо приведенных выше упражнений, студентам предлагаются упражнения на подстановку, расширение, трансформацию, восстановление определенных фраз и текстов. Выполнение данных упражнений подводит студентов к выдвижению гипотез для решения поставленных проблем:
1. Man’s survival depends upon the way he treats his environment.
2.Harmful effects of civilization on nature lead to the ecological
disaster.
3. Environmental programmer will save.
4.A broad and active involvement of all states must prevent the ecological disaster.
Каждая групп выбирает одну из гипотез, обсуждает и обосновывает ее .
III этап.
Задачи: обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации.
Проиллюстрируем на примере одной из групп.
Гипотеза: Harmful effects of civilization on nature lead to the ecological disaster.
Метод: исследование причинноследственных связей на основе изучения источников информации.
В группе идет обсуждения методов проверки, вырабатывается стратегия освоения содержащейся проблемы: Forms of pollution < Reasons > Consequences
Студенты уточняют источники информации, определяют форму представления результатов проектирования проведение ролевой игры по телевизионной программам “Вместе”.
IV этап.
Задачи: Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу; выполните проект.
Исследуя источники информации, студенты находят факты, подтверждающие наличие экологии проблем (Аральское море, Байкал, Чернобыль, гибель животных, исчезновение многих видов растений, озоновые дары, потепление климата и т. д.), выясняют причины экологических проблем, какие меры необходимо принять.
В ходе исследования проблемы между участниками группы постоянно осуществляется речевое взаимодействия, обмен информацией, выработка единой цели. Передача информации от данного участка к другому осуществляется в различных формах: диалог, дискуссия, репортаж из зон экологического бедствия, заметка в газету, конкурс на лучший плакат и т. д. Студенты обсуждают различные варианты проведения исследования. В процессе проектирования постоянно осуществляется отслеживание деятельности каждого студента на всех этапах работы над проектом. Мы также используем разнообразные формы поощрение, выставления отметок.
V этап. Защита проекта.
I группа -Беседа за круглым столом “Существуют ли экологические проблемы в нашем городе? Могу ли я помочь решить их?” Студенты собрали достаточную информацию по данной проблеме, обсудили различные варианты проведения, распределили роли т. д.
Студенты провели большую исследовательскую работу по данной проблеме. Итогом их работы стала деловая игра в форме “Круглого стола”.
II группа – Создание проекта города будущего.
Изучив экологические проблемы городов, студенты учли негативные стороны цивилизации при проектировании города будущего. При защите проекта они давали научные обоснования, почему необходимо правильно выбрать место для строительства города (наличие воды, леса, знание климатических условий), почему необходимо размещать промышленный комплекс за чертой города, какую безопасную энергию надо использовать, каким видом транспорта следует пользоваться жителям города будущего и почему, какие законы необходимо принять, чтобы избежать экологических проблем.
III группа– Всемирная конференция “В защиту мира и природы”. Представители общественных организаций “Greenpeace”, “Travels for Peace and Nature” собрались на всемирную конференцию “ В защиту мира и природы”. Они рассказывают об экологической обстановке в их стране, городе, о том, какую работу проводит их организация, каких положительных результатов они добились, совместно вырабатывают программу, действий по защите окружающей среды.
IV группа – Телевизионная программа “Вместе”.
Участники телевизионной программы: экологи, ученые, представители общественных организаций, учителя, журналисты.
Участники программы обсуждают экологические проблемы, пытаются найти пути решения этих проблем. Каждый высказывает свою точку зрения, приводит доказательства, предлагает свое решение проблемы.
Студенты также принимают участие в e-mail проектах. Используют материалы, средства и информационные ресурсы Интернета. Такая работа усиливает ответственность студентов за конкретную работу в рамках проекта.
При защите проекта учитывается следующее:
- Качество представленного материала, композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность.
- Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
- Культура речи, использование наглядных средств.
- Ответы на вопросы, полнота, аргументированность, убежденность.
- Участие в e-mail проектах и использование материалов, средств и информационных ресурсов Интернета.
Работа над проектом дала возможность студентам самостоятельно размышлять, искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую информацию. Во время проектной деятельности студенты реализовывали свои творческие способности. Они самостоятельно переносили полученные ранее знания, умения, навыки в новою ситуацию, у них появились новые идеи. Они сопоставляли различные точки зрения объясняли и отстаивали свое мнение, опираясь на научные, доказанные факты.