Программное содержание:
- Учить детей чувствовать и любить родную природу, родную землю, свой народ;
- Приобщать к традиционной культуре на основе использования фольклора (песни, пословицы, скороговорки, докучные сказки, частушки);
- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения фольклора юмористического содержания;
- Развитие звуковой культуры речи;
- Развивать фонематический слух, память, зрительное и слуховое внимание;
- Доставить радость и удовольствие от общения со сверстниками.
Материалы:
– русские народные костюмы на каждого ребенка;
– шумовые народные инструменты;
– Павлово-посадские платки;
– карусель с лентами.
Ход праздника
В зал вбегают Петрушка, Фома и Ерема под р.н.м.
Танец “Петрушки и скоморохов”. (М.п. диск7 тр. 7)
Петрушка: Мое почтенье, гости дорогие!
Я пришел вас позабавить, с праздничком поздравить!
Ну, что тут толковать, пора праздник открывать!
Фома: Милости просим к нам,
Сегодня принимаем гостей со всех волостей,
Будем петь, плясать, веселиться,
А за это и счастье будет валиться!
Ерема: Начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями!
Приходи скорей, торопись, народ!
Открываются ворота – заходи кому охота!
(Петрушка и скоморохи отходят в сторону.)
Дети держат дугу с колокольчиками, музыкальные инструменты и “въезжают” в зал с песней “Вдоль по улице ребятушки идут”.
(Диск Рытова тр.1)
Останавливаются в центре зала и скоморохи выходят в центр зала.
Ерема: Мы ребята удалые…
Фома: Мы ребята озорные …
Ерема: Голосом пляшем, ногами поем.
Фома: Нынче мы вам расскажем в лицах веселые небылицы
Частушки – небылицы
(Диск Рытова тр.13.)
Фома:
На дубу коза пасется
В бане парится медведь.
Все:
Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот все идет наоборот.
Ерема:
А наш дедушка Иван посадил кота в карман
Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.
Все:
Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот все идет наоборот.
Фома:
На заборе чепуха жарила варенье
Куры съели петуха в одно воскресенье
Все:
Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот все идет наоборот.
Ерема:
Сидит ежик на березе, новая рубашка
На головке сапожок, на ноге фуражка.
Все:
Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот все идет наоборот.
Фома:
По реке плывет корова, обгоняет пароход
На рогах сидит ворона и соломинкой гребет.
Все:
Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот все идет наоборот.
Ерема:
Сидит заяц на заборе в алюминиевых штанах.
А кому какое дело, может, заяц – космонавт
Все:
Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот все идет наоборот.
(Петрушка заходит сзади детей, расталкивает их и выходит вперед.)
Петрушка:
Разойдись, народ,
Меня пляска берет.
Пойду попляшу,
Себя людям покажу!
(Дети кладут инструменты и исполняют парную пляску под песню “Летели две птички”.)
(Все садятся на стульчики. Остаются Фома, Ерема и Петрушка в центре зала.)
Фома:
Люди не зря говорят вокруг:
без Фомы и Еремы, как без рук!
Мы на праздник к вам пришли
народ веселить да игры заводить.
Ерема: Ведь мы на все руки мастера. Мы все умеем и все знаем.
Петрушка. И неужто вы все умеете, на все руки мастера?
….Верно, вы сумеете и мои скороговорки повторить?
Фома. Говори свои скороговорки – нам их повторить, что комара словить!
Петрушка. Вот моя скороговорка, только выговаривайте складно да быстро:
Три сороки тараторки, тараторили на горке.
Фома (быстро повторяет) Три сороки рататорки…Ой! Не выговаривается.
Ерема. А дай-ка я попробую повторить: три сороки тапоторки тапоторкали … Ой! И у меня не выговаривается!
Фома. А можно, Петрушка, нам ребята помогать будут – вместо нам скороговорки повторять?
Петрушка: Можно!
(Фома, Ерема и Петрушка садятся на свои места. Дети выходят на середину зала.)
Сказки – скороговорки.
Ребенок. – Слушайте, гости дорогие, нашу сказку-небылицу!
Ребенок. – Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок, полежала немножко, распахнула окошко.
ВСЕ ВМЕСТЕ – ЗДРАВСТВУЙ, СОЛНЫШКО-КОЛОКОЛЫШКО!
Ребенок. – Расскажем вам сказки старинные, не короткие, да и не длинные, а такие, как раз, как от меня до вас.
Ребенок. – Конец – всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая.
Ребенок. – Сказка-быль ли, не быль, да и не вранье, верьте ей не верьте, а слушать слушайте до конца.
Ребенок. – Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью
Ребенок. – Маланью-болтунью, что молоко болтала-болтала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом сидел, по усам текло, а в рот не попало!
Ребенок. – Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать
Ребенок. – А вот шли три Назара, встали у базара да заговорили про Прокопа, про Прокопчиху и про маленьких Прокопиных Прокопенят
Ребенок. – Слушайте все кому не лень, наши сказки-небылицы
Пришел медведь к броду.
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду – бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок… (повторяют все дети по очереди)
Ребенок.: Чучело-мяучело, на трубе сидело, чучело-мяучело, псенку запело.
Только всем от песенки этой стало тошно, потому что эта Ппсенка про то, что Чучело-мяучело на трубе сидело…
Ребенок. Жил-был царь, у царя двор, на дворе был кол, на колу мочало.
Не начать ли сказку сначала? (Можно повторить два раза.)
Ребенок. Шел крокодил, трубку курил. Трубка упала и куда-то пропала, А сорока-то видала и соседке рассказала: “Шел крокодил, трубку курил…”
Ребенок.
Жили да был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказке половина.
Жили-были три гуся,
Вот и сказка вся.
Ребенок.
Летела сова – веселая голова.
Вот она летела, летела, на березку села,
Хвостиком повертела, по сторонам поглядела,
Песенку спела – и опять полетела.
Вот она летела, летела, на березку села
Хвостиком повертела, по сторонам поглядела,
Песенку спела – и опять полетела….
Ребенок.
Белка к лисе В решете приплыла,
Коромыслом гребла.
А парус у белки – мочала…
Не начать ли опять сначала?
Ребенок. – Сказки вы послушали, а у нас есть и скороговорки, – да не хуже!
Ребенок.
- Собирала Маргарита маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.
Обрадован баран – у барана барабан и баран в барабан барабанит,
барабанит баран в барабан.
Ребенок.
– Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,
И матросы три недели карамель на мели ели.
Ребенок.
– Ехал Грека через реку . Видит Грека в реке рак,
Сунул грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!
Ребенок.
– Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали, мышки зубки все сломали.
Ребенок.
– Поликарп Карпыч
Подкарауливал в пруду карпов.
А в пруду у Поликарпа
Три карася, три карпа.
Ребенок.
– Я умница, разумница,
Про то знает вся улица:
Петух да курица,
Кот да кошка,
Мой друг Ермошка
Да я немножко.
Ребенок.
– Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
И спит Прокоп – все кипит укроп.
Ребенок.
– На лугу под горкой лежит сырок с красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок!
Ребенок. – У 33 полосатых поросят, 33 хвостика висят.
Ребенок.
– Три сороки-тараторки тараторили на горке:
Тары-бары– растабары! У Варвары куры стары!
Ребенок. – 33 вагона в ряд, тараторят, тараторят, тараторят, тарахтят.
Ребенок.
– Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.
Но всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь!
Ребенок.
– Спасибо, гости дорогие, что послушали нашу сказку-небылицу,
Вот вам сказка, а нам бубликов связка!
(Дети садятся на свои места.)
(Выходят Фома и Ерема.)
Фома: А у нашего двора нет веселья конца!
Ерема: Игрушки да смешки, шутки да потешки!
Фома: Молодежь на посиделки собирается!
Ерема: Играми тешатся и шутками отличаются, танцами и песнями забавляются !
ФОМА: Долговязый журавель!
(Дети поют р.н.п. “Долговязый журавель” с движениями, Рытов тр.29)
Фома: Ожившие игрушки!
Танец “Ожившие игрушки”(Суворова, диск 4 тр.10)
Фома: Кадриль!
Кадриль с ложками (Суворова, диск 4 тр.11)
(Дети садятся на свои места.)
(В центре зала стоит Петрушка и мимо него идет девочка в платке под р.н.п. “А я по лугу” и останавливается:)
Петрушка: Красна девица, ты куда ходила?
Девочка: Я на ярмарку ходила и платок себе купила
Петрушка: Что дала?
Девочка: Рубль дала, за кайму – полтора.
Петрушка: Девица, попляши и платок свой покажи!
Девочка: Я подружек позову и в платочке попляшу.
(Выходят девицы по одной. На плечах у них красочные шали и говорят:
Я купила шаль с каймой, бархатистой, расписной!
За такую шаль – золота не жаль!
А у меня платок – во всю голову цветок!
А на моем платочке – мелкие цветочки!
А вот теплый полушалок – прекрасный подарок!
(Девочки исполняют “Хоровод с платками”диск М.П.8 -2010,тр.3)
(После танца девочки остаются в центре зала и постепенно перестраиваются на игру.)
Ерема:
Вдоль по улице молодчики идут,
Вдоль по улице удаленькие,
Вон идут, идут, поглядывают,
Красным девицам подмаргивают.
(Мальчики и девочки встают у противоположных стен.)
Игра “Бояре”.
Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
Бояре, а зачем вы пришли?
Молодые, а зачем вы пришли?
Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна.
Бояре, а какая вам нужна?
Молодые, а какая вам нужна?
Бояре, нам вот эта нужна,
Молодые, нам вот эта нужна!
Бояре, она глупая у нас,
Молодые, она глупая у нас.
Бояре, а мы плеточкой ее,
Молодые, а мы плеточкой ее.
Бояре, она плеточки боится,
Молодые, она плеточки боится.
Бояре, а мы пряничка дадим,
Молодые, а мы пряничка дадим.
Бояре, у нее зубки болят,
Молодые, у нее зубки болят!
Бояре, а мы к доктору сведем,
Молодые, а мы к доктору сведем!
Бояре, она доктора боится,
Как увидит сразу в обморок ложится!
Бояре, не валяйте дурака,
Отдавайте нам невесту навсегда!
(После окончания игры дети остаются на своих местах – друг напротив друга.
Петрушка выходит на середину зала, воспитатель берет “карусель”.)
Петрушка:
Шел Петрушка мимо рынка,
Спотыкнулся о корзинку,
Полетел в канаву – бух,
Раздавил пятнадцать мух.
Засидели мы, ребята.
Для всеобщего веселья
Побежим на карусели.
Веселись, веселись,
В хороводе закружись
(Воспитатель встает на середину зала с “каруселью”.)
(“Карусель” проводится под фонограмму русской народной песни “Как у наших у ворот” диск М.П. 8-2010. Тр.4.)
Дети остаются на своих местах.
Скоморохи и Петрушка встают впереди круга.
Фома:
Тут и празднику конец,
А кто слушал – молодец
Ерема:
Повеселили мы больших и малых,
Позабавили молодых и старых!
Петрушка:
Наше вам почтение!
До следующего представления!
Фома:
Надо бы каждому молодцу
С огорода по огурцу.
Ерема:
Но пока вы слушали
Огурцы на огороде
Зайцы скушали.
Петрушка: Коль не вышло с огурцами,
Угостим вас кренделями! (Взрослые выносят подносы с угощением, под музыку дети хлопают в ладоши, а гостям раздают кренделя.
Воспитатель предлагает детям пройти в группу на чаепитие.)
Список литературы:
- И. Каплунова, И. Новоскольцева “Как у наших у ворот”.
- Т. Суворова. “Танцевальная ритмика для детей.
- Д..Рытов “У нашего двора нет веселья конца”Журнал “Музыкальная палитра”.
- И.Сухин “Веселые скороговорки для “непослушных” звуков”.