Сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников "Как у нашего двора нет веселья конца"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Учить детей чувствовать и любить родную природу, родную землю, свой народ;
  2. Приобщать к традиционной культуре на основе использования фольклора (песни, пословицы, скороговорки, докучные сказки, частушки);
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения фольклора юмористического содержания;
  4. Развитие звуковой культуры речи;
  5. Развивать фонематический слух, память, зрительное и слуховое внимание;
  6. Доставить радость и удовольствие от общения со сверстниками.

Материалы:

– русские народные костюмы на каждого ребенка;
– шумовые народные инструменты;
– Павлово-посадские платки;
– карусель с лентами.

Ход праздника

В зал вбегают Петрушка, Фома и Ерема под р.н.м.

Танец “Петрушки и скоморохов”. (М.п. диск7 тр. 7)

Петрушка: Мое почтенье, гости дорогие!

Я пришел вас позабавить, с праздничком поздравить!
Ну, что тут толковать, пора праздник открывать!

Фома: Милости просим к нам,

Сегодня принимаем гостей со всех волостей,
Будем петь, плясать, веселиться,
А за это и счастье будет валиться!

Ерема: Начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями!

Приходи скорей, торопись, народ!
Открываются ворота – заходи кому охота!

(Петрушка и скоморохи отходят в сторону.)

Дети держат дугу с колокольчиками, музыкальные инструменты и “въезжают” в зал с песней “Вдоль по улице ребятушки идут”.

(Диск Рытова тр.1)

Останавливаются в центре зала и скоморохи выходят в центр зала.

Ерема: Мы ребята удалые…

Фома: Мы ребята озорные …

Ерема: Голосом пляшем, ногами поем.

Фома: Нынче мы вам расскажем в лицах веселые небылицы

Частушки – небылицы

(Диск Рытова тр.13.)

Фома:

На дубу коза пасется
В бане парится медведь.

Все:

Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот все идет наоборот.

Ерема:

А наш дедушка Иван посадил кота в карман
Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

Все:

Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот все идет наоборот.

Фома:

 На заборе чепуха жарила варенье
Куры съели петуха в одно воскресенье

Все:

Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот все идет наоборот.

Ерема:

Сидит ежик на березе, новая рубашка
На головке сапожок, на ноге фуражка.

Все:

Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот все идет наоборот.

Фома:

По реке плывет корова, обгоняет пароход
На рогах сидит ворона и соломинкой гребет.

Все:

Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот все идет наоборот.

Ерема:

Сидит заяц на заборе в алюминиевых штанах.
А кому какое дело, может, заяц – космонавт

Все:

Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот все идет наоборот.

(Петрушка заходит сзади детей, расталкивает их и выходит вперед.)

Петрушка:

Разойдись, народ,
Меня пляска берет.
Пойду попляшу,
Себя людям покажу!

(Дети кладут инструменты и исполняют парную пляску под песню “Летели две птички”.)

(Все садятся на стульчики. Остаются Фома, Ерема и Петрушка в центре зала.)

Фома:

Люди не зря говорят вокруг:
без Фомы и Еремы, как без рук!
Мы на праздник к вам пришли
народ веселить да игры заводить.

Ерема: Ведь мы на все руки мастера. Мы все умеем и все знаем.

Петрушка. И неужто вы все умеете, на все руки мастера?

….Верно, вы сумеете и мои скороговорки повторить?

Фома. Говори свои скороговорки – нам их повторить, что комара словить!

Петрушка. Вот моя скороговорка, только выговаривайте складно да быстро:

Три сороки тараторки, тараторили на горке.

Фома (быстро повторяет) Три сороки рататорки…Ой! Не выговаривается.

Ерема. А дай-ка я попробую повторить: три сороки тапоторки тапоторкали … Ой! И у меня не выговаривается!

Фома. А можно, Петрушка, нам ребята помогать будут – вместо нам скороговорки повторять?

Петрушка: Можно!

(Фома, Ерема и Петрушка садятся на свои места. Дети выходят на середину зала.)

Сказки – скороговорки.

Ребенок. – Слушайте, гости дорогие, нашу сказку-небылицу!

Ребенок. – Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок, полежала немножко, распахнула окошко.

ВСЕ ВМЕСТЕ – ЗДРАВСТВУЙ, СОЛНЫШКО-КОЛОКОЛЫШКО!

Ребенок. – Расскажем вам сказки старинные, не короткие, да и не длинные, а такие, как раз, как от меня до вас.

Ребенок. – Конец – всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая.

Ребенок. – Сказка-быль ли, не быль, да и не вранье, верьте ей не верьте, а слушать слушайте до конца.

Ребенок. – Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью

Ребенок. – Маланью-болтунью, что молоко болтала-болтала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом сидел, по усам текло, а в рот не попало!

Ребенок. – Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать

Ребенок. – А вот шли три Назара, встали у базара да заговорили про Прокопа, про Прокопчиху и про маленьких Прокопиных Прокопенят

Ребенок. – Слушайте все кому не лень, наши сказки-небылицы

Пришел медведь к броду.
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду – бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок… (повторяют все дети по очереди)

Ребенок.: Чучело-мяучело, на трубе сидело, чучело-мяучело, псенку запело.

Только всем от песенки этой стало тошно, потому что эта Ппсенка про то, что Чучело-мяучело на трубе сидело…

Ребенок. Жил-был царь, у царя двор, на дворе был кол, на колу мочало.

Не начать ли сказку сначала? (Можно повторить два раза.)

Ребенок. Шел крокодил, трубку курил. Трубка упала и куда-то пропала, А сорока-то видала и соседке рассказала: “Шел крокодил, трубку курил…”

Ребенок.

Жили да был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказке половина.
Жили-были три гуся,
Вот и сказка вся.

Ребенок.

Летела сова – веселая голова.
Вот она летела, летела, на березку села,
Хвостиком повертела, по сторонам поглядела,
Песенку спела – и опять полетела.
Вот она летела, летела, на березку села
Хвостиком повертела, по сторонам поглядела,
Песенку спела – и опять полетела….

Ребенок.

Белка к лисе В решете приплыла,
Коромыслом гребла.
А парус у белки – мочала…
Не начать ли опять сначала?

Ребенок. – Сказки вы послушали, а у нас есть и скороговорки, – да не хуже!

Ребенок.

- Собирала Маргарита маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.
Обрадован баран – у барана барабан и баран в барабан барабанит,
барабанит баран в барабан.

Ребенок.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,
И матросы три недели карамель на мели ели.

Ребенок.

Ехал Грека через реку . Видит Грека в реке рак,
Сунул грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!

Ребенок.

Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали, мышки зубки все сломали.

Ребенок.

Поликарп Карпыч
Подкарауливал в пруду карпов.
А в пруду у Поликарпа
Три карася, три карпа.

Ребенок.

Я умница, разумница,
Про то знает вся улица:
Петух да курица,
Кот да кошка,
Мой друг Ермошка
Да я немножко.

Ребенок.

Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
И спит Прокоп – все кипит укроп.

Ребенок.

На лугу под горкой лежит сырок с красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок!

Ребенок. – У 33 полосатых поросят, 33 хвостика висят.

Ребенок.

Три сороки-тараторки тараторили на горке:
Тары-бары– растабары! У Варвары куры стары!

Ребенок. – 33 вагона в ряд, тараторят, тараторят, тараторят, тарахтят.

Ребенок.

Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.
Но всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь!

Ребенок.

Спасибо, гости дорогие, что послушали нашу сказку-небылицу,
Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

(Дети садятся на свои места.)

(Выходят Фома и Ерема.)

Фома: А у нашего двора нет веселья конца!

Ерема: Игрушки да смешки, шутки да потешки!

Фома: Молодежь на посиделки собирается!

Ерема: Играми тешатся и шутками отличаются, танцами и песнями забавляются !

ФОМА: Долговязый журавель!

(Дети поют р.н.п. “Долговязый журавель” с движениями, Рытов тр.29)

Фома: Ожившие игрушки!

Танец “Ожившие игрушки”(Суворова, диск 4 тр.10)

Фома: Кадриль!

Кадриль с ложками (Суворова, диск 4 тр.11)

(Дети садятся на свои места.)

(В центре зала стоит Петрушка и мимо него идет девочка в платке под р.н.п. “А я по лугу” и останавливается:)

Петрушка: Красна девица, ты куда ходила?

Девочка: Я на ярмарку ходила и платок себе купила

Петрушка: Что дала?

Девочка: Рубль дала, за кайму – полтора.

Петрушка: Девица, попляши и платок свой покажи!

Девочка: Я подружек позову и в платочке попляшу.

(Выходят девицы по одной. На плечах у них красочные шали и говорят:

Я купила шаль с каймой, бархатистой, расписной!
За такую шаль – золота не жаль!
А у меня платок – во всю голову цветок!
А на моем платочке – мелкие цветочки!
А вот теплый полушалок – прекрасный подарок!

(Девочки исполняют “Хоровод с платками”диск М.П.8 -2010,тр.3)

(После танца девочки остаются в центре зала и постепенно перестраиваются на игру.)

Ерема:

Вдоль по улице молодчики идут,
Вдоль по улице удаленькие,
Вон идут, идут, поглядывают,
Красным девицам подмаргивают.

(Мальчики и девочки встают у противоположных стен.)

Игра “Бояре”.

Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
Бояре, а зачем вы пришли?
Молодые, а зачем вы пришли?
Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна.
Бояре, а какая вам нужна?
Молодые, а какая вам нужна?
Бояре, нам вот эта нужна,
Молодые, нам вот эта нужна!
Бояре, она глупая у нас,
Молодые, она глупая у нас.
Бояре, а мы плеточкой ее,
Молодые, а мы плеточкой ее.
Бояре, она плеточки боится,
Молодые, она плеточки боится.
Бояре, а мы пряничка дадим,
Молодые, а мы пряничка дадим.
Бояре, у нее зубки болят,
Молодые, у нее зубки болят!
Бояре, а мы к доктору сведем,
Молодые, а мы к доктору сведем!
Бояре, она доктора боится,
Как увидит сразу в обморок ложится!
Бояре, не валяйте дурака,
Отдавайте нам невесту навсегда!

(После окончания игры дети остаются на своих местах – друг напротив друга.

Петрушка выходит на середину зала, воспитатель берет “карусель”.)

Петрушка:

Шел Петрушка мимо рынка,
Спотыкнулся о корзинку,
Полетел в канаву – бух,
Раздавил пятнадцать мух.
Засидели мы, ребята.
Для всеобщего веселья
Побежим на карусели.
Веселись, веселись,
В хороводе закружись

(Воспитатель встает на середину зала с “каруселью”.)

(“Карусель” проводится под фонограмму русской народной песни “Как у наших у ворот” диск М.П. 8-2010. Тр.4.)

Дети остаются на своих местах.

Скоморохи и Петрушка встают впереди круга.

Фома:

Тут и празднику конец,
А кто слушал – молодец

Ерема:

Повеселили мы больших и малых,
Позабавили молодых и старых!

Петрушка:

Наше вам почтение!
До следующего представления!

Фома:

Надо бы каждому молодцу
С огорода по огурцу.

Ерема:

Но пока вы слушали
Огурцы на огороде
Зайцы скушали.

Петрушка: Коль не вышло с огурцами,

Угостим вас кренделями! (Взрослые выносят подносы с угощением, под музыку дети хлопают в ладоши, а гостям раздают кренделя.

Воспитатель предлагает детям пройти в группу на чаепитие.)

Список литературы:

  1. И. Каплунова, И. Новоскольцева “Как у наших у ворот”.
  2. Т. Суворова. “Танцевальная ритмика для детей.
  3. Д..Рытов “У нашего двора нет веселья конца”Журнал “Музыкальная палитра”.
  4. И.Сухин “Веселые скороговорки для “непослушных” звуков”.