Интегрированное занятие по развитию речи во второй младшей группе "Колючий недотрога"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  • Продолжать знакомить детей с жизнью ежа, узнавать его на картинке, называть характерные признаки.
  • Учить детей высказывать свои впечатления по поводу содержания картины, составлять (с помощью воспитателя) небольшой рассказ.
  • Учить детей задавать вопросы, отвечать на вопросы предложением.
  • Активизировать словарь детей.
  • Закрепить произношение звуков: ф, пь.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать интерес к диким животным.

Наглядный материал. Картина “Ежи”, картинки с изображением диких животных, картинки с изображением лакомств для ежа, ежи из пластилина, палочки на подносах, маска-еж, медальоны-мыши, обруч, доска, указка.

Предварительная работа. Беседа о жизни диких животных, чтение коротких рассказов, сказок, рассматривание картинок и иллюстраций, разучивание игр.

Ход занятия

Дети входят в зал, здороваются с гостями и садятся полукругом на стульчики.

1. Воспитатель загадывает загадку:

“Колючий недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.”

– О ком эта загадка?
(О еже.)
– Как вы догадались?
– Где живет еж?
(В лесу под елкой.)
– Это дикое или домашнее животное?
(Дикое.)
– Посмотрите на картинки. Найдите ежа среди других диких животных.
– Чем отличается еж от других животных?
(Он колючий.)
– Илюша, спроси ежа, зачем ему иголки.

(Несколько детей задают ежу вопрос: “Ежик, зачем тебе иголки?”)

– Дашенька, расскажи, зачем ежу иголки.

“Что ж ты еж такой колючий?
– Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи”.

– От каких врагов защищают ежа иголки?

(От лисы и волка.)

2. Пальчиковая игра.

“Ежик, ежик колкий,
Покажи иголки.
Вот они, вот они, вот они!
Ежик, ежик колкий,
Спрячь свои иголки.
Вот и нет иголок!”

– При встрече с опасным зверьком ежик сворачивается клубком. Он становится круглым, как мяч, – ни головы, ни ножек не видно. Зверь покрутит, повертит ежа, исколет себе лапы и уходит.
– Попробуем и мы, как еж, свернуться клубком.
– Получается?
(Нет, ноги мешают – очень длинные.)

– Какие же лапки у ежа?
(Коротенькие, их легко спрятать под брюхо.)

3. Рассматривание картины “Ежи”.

– Кого мы видим на картине?
(Ежиха с ежатами.)

– Куда пришли ежи?
(На лесную полянку.)

– Какая мама?
(Большая.)

– Какие детеныши?
(Маленькие.)

– Чем покрыта спинка ежа?
(Иголками.)

– Зачем пришли ежи на лесную полянку?
(Они пришли поохотиться.)

– Чем питаются ежи?
(Мышами, улитками, червями и т. д.)

4. Составление рассказа по картине.

– А теперь вместе составим рассказ по картине. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
– На лесную полянку вышли … (ежи).
– Это мама … (ежиха), она … (большая).
– А это … (ежата), они … (маленькие).
– На спине у ежей … (колючки – иголки).
– Ежи пришли на полянку … (поохотиться).
– Они нашли … (улитку и жука).

5. Дидактическая игра “Выбери лакомство для ежа”.

На столе лежат картинки.

Дети по очереди подходят, берут лакомство, которое любит еж и прикрепляют на доску.

6. Подвижная игра “Еж и мыши”.

Еж (ребенок в шапочке ежа) стоит в кругу и выполняет движения согласно тексту. Дети-мыши, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

“Ежик ножками туп-туп!
Ежик глазками луп-луп!
Слышит ежик – всюду тишь,
Чу! Скребется где-то мышь!”

Дети присаживаются, скребут пальцами по полу, затем тихонечко бегут по кругу и пищат: пи-пи-пи. Ежик в это время прислушивается и приглядывается. Затем мышки присаживаются на корточки – прячутся. Выбегает на носочках из круга еж, сложив ручки на груди, ищет мышек.

Воспитатель:

“Беги, беги, ежик,
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!”
Еж, не найдя мышек, возвращается в норку.

(Игра повторяется 2 раза.)

7. Продуктивная деятельность.

– Давайте подойдем к столам и посмотрим на этих ежат. Чего у них не хватает?
(Колючек.)

– Поможем ежатам сделать колючки на спину, чтобы они смогли защититься от лисы и волка.
(Дети, стоя, втыкают палочки в пластилин.)

8. Дидактическое упражнение “Закончи предложение”.

– Заяц пушистый, а еж … (колючий).
– Еж спит днем, а охотится … (ночью).
– Медведь большой, а еж … (маленький).
– Белка живет в дупле, а еж … (в норе).
– У лисы лисята, а у ежихи … (ежата).

9. Итог занятия.

Воспитатель благодарит детей за то, что они хорошо работали на занятии и уводит их в группу.

Литература.

  1. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш “Знакомим с литературой детей 3–5 лет”.
  2. И. Е. Аверина “Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ”.
  3. Т. М. Бондаренко “Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада”.
  4. Г. Я. Затулина “Конспекты комплексных занятий по развитию речи”. Вторая младшая группа.
  5. Л. Н. Смирнова “Развитие речи у детей 2–3 лет”.
  6. Т. А. Шорыгина “Какие звери в лесу?”.