Правописание парных согласных. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

– дать учащимся представление о способах проверки правописания согласных на конце слова;
– учить различать в словах звонкие и глухие согласные; обозначать звуки буквами;
– сопоставлять произношение и написание;
– развивать внимание, память, навыки грамотного письма; работать над каллиграфией;
– учить детей анализировать собственную учебную деятельность;
– развивать орфографическую зоркость;
– воспитывать наблюдательность;
– воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, экран, раздаточный материал, картинки с изображением берез, карточки с изображением грачей, подснежников, букв, смайлики.

Ход урока

Организационный момент.

Работа по теме урока.

1.Вводная беседа.

– Прочитайте стихотворение, которое будет девизом нашего урока.

Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладони долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учиться и учиться.

– Что нужно делать, чтобы знать ответы на вопросы?

2. Минутка каллиграфии.

– Прочитаем стихотворение. О чем оно?

 Уж тает сне*, бегут ручьи,
 В окно повеяло весною.
 Засвищут скоро соловьи,
 И лес оденется листвою.

– Сегодня к нам на урок пришла Весна. Вам нравится это время года?
– Чем оно вам нравится?
– Как вы думаете, какую букву будем писать на минутке каллиграфии?
– Почему?
– Напишите полстрочки букву г.
– Не забудьте, что…(хором)

Красиво писать – красоту творить.

(Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”.)

3. Подготовка к изучению темы.

Найдите лишнее слово…

бере*
творо*
уро*
утю*
бе*

– Объясните свой выбор?
–Запишите остальные слова.

4. Сообщение темы и целей урока.

– Вы можете сами сформулировать тему урока?

– Верно, сегодня на уроке вы будете упражняться в правописании парных согласных.

5. Проверка знаний.

1) Придумывание однокоренных слов.

– О каком дереве пойдет речь?

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.

– Верно, береза.
– Придумайте однокоренное слово к слову береза, в котором будет проверяемая парная согласная. (Березка.)
– Запишите, обозначьте орфограмму.
– Какие еще однокоренные слова вы можете придумать к этому слову? (Березонька, березовый(сок), березняк.)
– Какие слова называются однокоренными?

2) Повторение парных согласных и правила проверки написания парных согласных (работа с таблицей, с книгой).

– О какой птице пойдет речь?

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица …

– Верно, грач.
– Надо рассадить грачей на березы. (На грудках грачей буквы д, т, з, с, б, п, ж, ш, г, к, в, ф. На березах – слова звонкие, глухие.)

(Два человека работают у доски. Остальные работают в парах – рассказывают друг другу правило правописания парных согласных.)

– Проверим учеников, работающих у доски.
– Проверим, как вы знаете правило?

3) Упражнение в написании парных согласных.

Дифференцированное задание.

В лесу, где березки столпились гурьбой
Подснежника глянул глазок голубой.

– Отправляемся в лес полюбоваться подснежниками.
– Кому какие подснежники нравятся, тот такое задание и выполняет. Но имейте в ввиду, что синие подснежники в лесу найти труднее.

Задание под белыми подснежниками:

Мыши-мы*ка
Рыба-ры*ка
Тетради-тетра*ка

Задание под синими подснежниками:

…-гря*ка
…-гла*ки
…-тра*ка

– Проверим. (Ученики у доски вставляют пропущенные орфограммы и называют проверочные слова.)

4) Нахождение орфограммы.

– Поговорим о приметах весны.
– Спишите пословицу, найдите орфограмму, которую мы сегодня повторяем

ВЕСНА ДА ОСЕНЬ – НА
ДНЮ ПОГОД ВОСЕМЬ.

– Почему так говорят?

(На доске облака со словами: ло*ка, клюю*ка,, но*ка, кры*ка.А на тучах буквы Ж.,Ш.)

– Разгоним облака на небе. (Два человека работают у доски.)

(Остальные – списывают пословицу и находят орфограмму, которую мы сегодня повторяем.)

– Проверим.

Физкультминутка.

Мы пришли смотреть балет.
Гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший
Мы похлопаем в ладоши.

5) Восстановление предложения и нахождение орфограммы.

Весна, весна на улице,
Весенние деньки.
Шумят, звенят, играют
Весною ручейки.

– Прочитаем набор слов. Можно ли его назвать предложением? Почему?

По ручьи дорожкам веселые зазвенели.

– Запишите свое предложение, обозначьте орфограмму.
– Проверим. (Ученики на доске переставляют слова.)
– В каком слове обозначили парную согласную, которую надо проверять?
– Обозначьте части речи.
– Подчеркните главные члены предложения.
– К глаголу подберите синонимы. (Зажурчали, побежали.)
– Какие слова называют синонимами?

6) Работаем парами.

– Надо составить 1–2 предложения про…

1-я группа – картинка – ледоход

2-я группа – дождь

3-я группа – травка

7) Задание “путаница”.

Среди колючих ро*
Подснежник синий ро*.
Из-под земли он долго ле*,
Его вернуть бы надо в ле*.

– Вставьте нужную букву, объясните свой выбор.

Физкультминутка для глаз.

6. Домашнее задание.

Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.

– Не ленитесь, внимательно читайте задания и записывайте верные варианты ответов.

Тест.

– Обведите парные согласные:

Б ,р ,с, х, д.

– Обведите слова с парной согласной на конце:

Кот, дом, рак, луг, нос.

– Вставь пропущенную букву:

Ду…, зу…, моро…, арбу…, су…

7. Итог урока.

8. Рефлексия.

– Ребята, если вам урок понравился, возьмите карточку с веселым смайликом.
– Если вы в какой-то момент загрустили, возьмите карточку с грустным смайликом.

Приложение.