Цель урока:
– дать учащимся представление о способах проверки правописания согласных на
конце слова;
– учить различать в словах звонкие и глухие согласные; обозначать звуки буквами;
– сопоставлять произношение и написание;
– развивать внимание, память, навыки грамотного письма; работать над
каллиграфией;
– учить детей анализировать собственную учебную деятельность;
– развивать орфографическую зоркость;
– воспитывать наблюдательность;
– воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Оборудование:
Мультимедиапроектор, экран, раздаточный материал, картинки с изображением берез, карточки с изображением грачей, подснежников, букв, смайлики.
Ход урока
Организационный момент.
Работа по теме урока.
1.Вводная беседа.
– Прочитайте стихотворение, которое будет девизом нашего урока.
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладони долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учиться и учиться.
– Что нужно делать, чтобы знать ответы на вопросы?
2. Минутка каллиграфии.
– Прочитаем стихотворение. О чем оно?
Уж тает сне*, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
– Сегодня к нам на урок пришла Весна. Вам нравится это время года?
– Чем оно вам нравится?
– Как вы думаете, какую букву будем писать на минутке каллиграфии?
– Почему?
– Напишите полстрочки букву г.
– Не забудьте, что…(хором)
Красиво писать – красоту творить.
(Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”.)
3. Подготовка к изучению темы.
Найдите лишнее слово…
бере*
творо*
уро*
утю*
бе*
– Объясните свой выбор?
–Запишите остальные слова.
4. Сообщение темы и целей урока.
– Вы можете сами сформулировать тему урока?
– Верно, сегодня на уроке вы будете упражняться в правописании парных согласных.
5. Проверка знаний.
1) Придумывание однокоренных слов.
– О каком дереве пойдет речь?
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
– Верно, береза.
– Придумайте однокоренное слово к слову береза, в котором будет
проверяемая парная согласная. (Березка.)
– Запишите, обозначьте орфограмму.
– Какие еще однокоренные слова вы можете придумать к этому слову? (Березонька,
березовый(сок), березняк.)
– Какие слова называются однокоренными?
2) Повторение парных согласных и правила проверки написания парных согласных (работа с таблицей, с книгой).
– О какой птице пойдет речь?
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица …
– Верно, грач.
– Надо рассадить грачей на березы. (На грудках грачей буквы д, т, з, с, б, п, ж,
ш, г, к, в, ф. На березах – слова звонкие, глухие.)
(Два человека работают у доски. Остальные работают в парах – рассказывают друг другу правило правописания парных согласных.)
– Проверим учеников, работающих у доски.
– Проверим, как вы знаете правило?
3) Упражнение в написании парных согласных.
Дифференцированное задание.
В лесу, где березки столпились гурьбой
Подснежника глянул глазок голубой.
– Отправляемся в лес полюбоваться подснежниками.
– Кому какие подснежники нравятся, тот такое задание и выполняет. Но имейте в
ввиду, что синие подснежники в лесу найти труднее.
Задание под белыми подснежниками:
Мыши-мы*ка
Рыба-ры*ка
Тетради-тетра*ка
Задание под синими подснежниками:
…-гря*ка
…-гла*ки
…-тра*ка
– Проверим. (Ученики у доски вставляют пропущенные орфограммы и называют проверочные слова.)
4) Нахождение орфограммы.
– Поговорим о приметах весны.
– Спишите пословицу, найдите орфограмму, которую мы сегодня повторяем
ВЕСНА ДА ОСЕНЬ – НА
ДНЮ ПОГОД ВОСЕМЬ.
– Почему так говорят?
(На доске облака со словами: ло*ка, клюю*ка,, но*ка, кры*ка.А на тучах буквы Ж.,Ш.)
– Разгоним облака на небе. (Два человека работают у доски.)
(Остальные – списывают пословицу и находят орфограмму, которую мы сегодня повторяем.)
– Проверим.
Физкультминутка.
Мы пришли смотреть балет.
Гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший
Мы похлопаем в ладоши.
5) Восстановление предложения и нахождение орфограммы.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки.
Шумят, звенят, играют
Весною ручейки.
– Прочитаем набор слов. Можно ли его назвать предложением? Почему?
По ручьи дорожкам веселые зазвенели.
– Запишите свое предложение, обозначьте орфограмму.
– Проверим. (Ученики на доске переставляют слова.)
– В каком слове обозначили парную согласную, которую надо проверять?
– Обозначьте части речи.
– Подчеркните главные члены предложения.
– К глаголу подберите синонимы. (Зажурчали, побежали.)
– Какие слова называют синонимами?
6) Работаем парами.
– Надо составить 1–2 предложения про…
1-я группа – картинка – ледоход
2-я группа – дождь
3-я группа – травка
7) Задание “путаница”.
Среди колючих ро*
Подснежник синий ро*.
Из-под земли он долго ле*,
Его вернуть бы надо в ле*.
– Вставьте нужную букву, объясните свой выбор.
Физкультминутка для глаз.
6. Домашнее задание.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.
– Не ленитесь, внимательно читайте задания и записывайте верные варианты ответов.
Тест.
– Обведите парные согласные:
Б ,р ,с, х, д.
– Обведите слова с парной согласной на конце:
Кот, дом, рак, луг, нос.
– Вставь пропущенную букву:
Ду…, зу…, моро…, арбу…, су…
7. Итог урока.
8. Рефлексия.
– Ребята, если вам урок понравился, возьмите карточку с веселым смайликом.
– Если вы в какой-то момент загрустили, возьмите карточку с грустным смайликом.