Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
- знать, что птицы могут быть зимующими и перелетными;
- узнавать зимующих и перелетных птиц на рисунке;
- знать причины перелета птиц на зиму;
- знать, как определить, где зимуют птицы.
Метапредметные результаты (формирование универсальных учебных действий (УУД)):
Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять целеполагание, элементарное планирование своих действий на отдельных этапах урока;
- осуществлять самоконтроль и самооценку;
- оценивать результаты учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
Познавательные:
- ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию;
- выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений;
- находить в тексте рисующие слова, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений о том, почему многие птицы улетают в теплые края;
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для одноклассников высказывания.
Личностные:
- осознавать значимость заботы о зимующих птицах.
Используемые технологии:
Технологии деятельностного типа:
- проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения);
- продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения);
- оценивание образовательных достижений (самооценка по алгоритму).
Оборудование: учебник А.А. Плешакова “Окружающий мир”, рабочая тетрадь по окружающему миру, учебник Л.Ф. Климановой и др. “Литературное чтение”. У учащихся – цветные фишки; цветные карандаши.
Краткий план урока:
Этапы урока | Время |
Мотивация и целеполагание | 6 мин. |
Актуализация знаний и умений | 2 мин. |
Освоение нового содержания и его применение | 20 мин. |
Выводы и обобщения | 2 мин. |
Контроль и оценка достижений | 3 мин. |
Итог урока | 2 мин. |
Содержание урока.
Этап и цель урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
Мотивация и целеполагание Цель: формирование регулятивных учебных действий. |
Итак, давайте начнем наш урок, а о чем мы с вами будем сегодня говорить, отгадаете сами. |
||
Послушайте стихотворение:
|
Слушают стихотворение. | ||
О ком мы будем сегодня говорить? План урока
Что будем делать на уроке, для того чтобы реализовать намеченный план? Правильно, для этого мы будем учиться выдвигать предположения и доказывать их. |
Формулируют тему и цель урока. Используют в качестве подсказки учебник по окружающему миру на с.16. На слайде представлен план урока в произвольном порядке, учащиеся составляют план урока. Строят предположения. В качестве подсказки используют текст учебника по окружающему миру на с. 16. |
|
|
2. Актуализация знаний и умений Цель: формирование познавательных и коммуникативных учебных действий. |
Вспомните, каких животных ученые
относят к птицам? Что вы знаете о жизни пернатых? Где они могут жить? Посмотрите на рисунок, сколько разных птиц. Подумайте, могут ли все эти пернатые собраться вместе в зимнюю пору? Почему? Об этом мы и постараемся узнать сегодня. |
Вспоминают, систематизируют изученный
материал. Актуализируют собственный опыт. Рассматривают рисунок на с. 16 учебника по окружающему миру. |
|
3. Освоение нового содержания и его
применение Цель: формирование предметных и метапредметных результатов.
|
Отгадайте загадки:
|
Отгадывают загадки. | |
Что объединяет этих птиц? Найдите на рисунке еще зимующих птиц и отметьте их синими фишками. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны! |
Строят предположения Работают с рисунком на стр. 16 учебника А.А.Плешакова
|
|
|
Как можно помочь птицам зимой? Все, что вы сказали, объединено в стихотворении А. Яшина “Покормите птиц зимой!”, отрывок из которого я вам прочитаю.
|
Строят предположения. Слушают стихотворение.
|
||
А теперь я предлагаю отгадать еще одну загадку: Угадайте, что за птичка – Темненькая невеличка Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.) Этой птичке посвящено два стихотворения на с. 65 учебника по
литературному чтению. Как вы думаете, откуда прилетела ласточка? Найдите ответ в стихотворении А. Майкова. |
Отгадывают загадку. Читают стихотворение на с. 65 учебника по литературному чтению. Работают в парах. Строят предположения, рассуждают. |
|
|
Как можно назвать таких птиц, как ласточка? Таких птиц можно назвать перелетными. На зиму они улетают, а возвращаются весной. В теплых краях не строят гнезд, не выводят птенцов. Отметьте перелетных птиц красными фишками. |
Работают с рисунками на с. 17 учебника по окружающему миру. |
|
|
А теперь давайте представим себя перелетными птичками.
|
Проверяют себя по образцу на с. 84–85 учебника по окружающему миру. Физкультминутка. Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд. Дети встают и машут “крыльями”. |
|
|
Из стихотворения мы узнали, что ласточка была за морем. А как можно узнать, где именно она была? Рисунок и фотографии подскажут вам, как ученые могут узнать, где была ласточка. Ученые выяснили, что ласточки улетают в Африку. А узнали они это с помощью маленьких колец, которые они одевали на лапку птице. На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом. |
Дети садятся за парты.Рассматривают рисунки на с. 17 учебника по окружающему миру. Выполняют задание 2 на с. 14–15 в рабочей тетради по окружающему миру. Работа в парах. |
|
|
На рисунке зеленым цветом показаны районы, где ласточки проводят лето, а желтым показаны районы, где они зимуют. Обозначьте синими стрелками направление осенних перелетов ласточек. А теперь представьте себя стаей ласточек.
|
Физкультминутка. Дети машут руками, |
||
4. Выводы и обобщения. Цель: формирование регулятивных учебных действий. |
Давайте сделаем вывод: каких птиц называют зимующими, а каких перелетными? | Ответ сверяется с выводом, предложенном на с. 17 учебника по окружающему миру. |
|
5. Контроль и оценка достижений. Цель: формирование регулятивных учебных действий. |
Итак, наш урок подходит к концу,
давайте попытаемся оценить – достигли ли мы цели урока? Что мы
планировали узнать? Что узнали? (проверяется с помощью блока
вопросов и заданий на с. 17 учебника по окружающему миру). А теперь каждый попытается оценить свою работу. Для этого нужно проделать следующие шаги:
|
Отвечают на заданные вопросы. Осуществляют самоконтроль. |
|
6. Итог урока. Цель: формирование регулятивных учебных действий. |
Обведите смайлик, который
соответствует вашей работе на уроке: Работал хорошо, выполнил
все задания. |
Проводят самооценку. |
|