Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения на тему "Где зимуют птицы". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

  • знать, что птицы могут быть зимующими и перелетными;
  • узнавать зимующих и перелетных птиц на рисунке;
  • знать причины перелета птиц на зиму;
  • знать, как определить, где зимуют птицы.

Метапредметные результаты (формирование универсальных учебных действий (УУД)):

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять целеполагание, элементарное планирование своих действий на отдельных этапах урока;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • оценивать результаты учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

Познавательные:

  • ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию;
  • выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений;
  • находить в тексте рисующие слова, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений о том, почему многие птицы улетают в теплые края;

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для одноклассников высказывания.

Личностные:

  • осознавать значимость заботы о зимующих птицах.

Используемые технологии:

Технологии деятельностного типа:

  • проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения);
  • продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения);
  • оценивание образовательных достижений (самооценка по алгоритму).

Оборудование: учебник А.А. Плешакова “Окружающий мир”, рабочая тетрадь по окружающему миру, учебник Л.Ф. Климановой и др. “Литературное чтение”. У учащихся – цветные фишки; цветные карандаши.

Краткий план урока:

Этапы урока Время
Мотивация и целеполагание 6 мин.
Актуализация знаний и умений 2 мин.
Освоение нового содержания и его применение 20 мин.
Выводы и обобщения 2 мин.
Контроль и оценка достижений 3 мин.
Итог урока 2 мин.

Содержание урока.

Этап и цель урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты
Мотивация и целеполагание

Цель: формирование регулятивных учебных действий.

Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!

Итак, давайте начнем наш урок, а о чем мы с вами будем сегодня говорить, отгадаете сами.

   
 

Послушайте стихотворение:

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Слушают стихотворение.  
 

О ком мы будем сегодня говорить?
Тема нашего урока “Где зимуют птицы”.
Как вы думаете, что мы сегодня узнаем?
Цель урока: узнать, как зимуют птицы.
Давайте спланируем наш урок.

План урока

  1. Зимующие птицы.
  2. Перелетные птицы.
  3. Где зимуют перелетные птицы?
  4. Итог урока.

Что будем делать на уроке, для того чтобы реализовать намеченный план?

Правильно, для этого мы будем учиться выдвигать предположения и доказывать их.

Формулируют тему и цель урока.

Используют в качестве подсказки учебник по окружающему миру на с.16.

На слайде представлен план урока в произвольном порядке, учащиеся составляют план урока.

Строят предположения.

В качестве подсказки используют текст учебника по окружающему миру на с. 16.

  • понимают учебную задачу урока;
  • осуществляют целеполагание;
  • планируют совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществляют элементарное планирование своих действий.
2. Актуализация знаний и умений

Цель: формирование познавательных и коммуникативных учебных действий.

Вспомните, каких животных ученые относят к птицам?

Что вы знаете о жизни пернатых? Где они могут жить?

Посмотрите на рисунок, сколько разных птиц. Подумайте, могут ли все эти пернатые собраться вместе в зимнюю пору? Почему?

Об этом мы и постараемся узнать сегодня.

Вспоминают, систематизируют изученный материал.

Актуализируют собственный опыт.

Рассматривают рисунок на с. 16 учебника по окружающему миру.

  • выстраивают цепочку логических рассуждений;
  • формулируют собственное мнение;
3. Освоение нового содержания и его применение

Цель: формирование предметных и метапредметных результатов.

 

Отгадайте загадки:

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей
Я бывалый (воробей).

Трещала с самого утра
“Пор-р-ра! Пор-р-ра!” А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит (сорока).

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд-приятель!
И ставит подпись…(дятел).

Отгадывают загадки.  
 

Что объединяет этих птиц?

Найдите на рисунке еще зимующих птиц и отметьте их синими фишками.

Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны!

Строят предположения

Работают с рисунком на стр. 16 учебника А.А.Плешакова

 

  • знают, что птицы могут быть зимующими;
  • выстраивают цепочку логических рассуждений;
  • формулируют собственное мнение;
  • узнают зимующих птиц на рисунке;
  • осознают значимость заботы о зимующих птицах;
  • формулируют собственное мнение;

 

 

Как можно помочь птицам зимой?

Все, что вы сказали, объединено в стихотворении А. Яшина “Покормите птиц зимой!”, отрывок из которого я вам прочитаю.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Строят предположения.

Слушают стихотворение.

 

 
 

А теперь я предлагаю отгадать еще одну загадку:

Угадайте, что за птичка – Темненькая невеличка Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

Этой птичке посвящено два стихотворения на с. 65 учебника по литературному чтению.
Сначала я предлагаю вам прочитать стихотворение А. Плещеева.

Как вы думаете, откуда прилетела ласточка?

Найдите ответ в стихотворении А. Майкова.
Когда она вернулась?
Найдите в тексте подтверждение.
Как вы думаете, почему ласточка улетала?
Рисунки вам в этом помогут.

Отгадывают загадку.

Читают стихотворение на с. 65 учебника по литературному чтению.

Работают в парах.

Строят предположения, рассуждают.

  • формулируют собственное мнение;
  • находят в тексте рисующие слова, подтверждают свои суждения цитатами из текста;
  • строят понятные для одноклассников высказывания;
 

Как можно назвать таких птиц, как ласточка?

Таких птиц можно назвать перелетными. На зиму они улетают, а возвращаются весной. В теплых краях не строят гнезд, не выводят птенцов.

Отметьте перелетных птиц красными фишками.

Работают с рисунками на с. 17 учебника по окружающему миру.

  • знают, что птицы могут быть перелетными;
  • узнают перелетных птиц на рисунке;
  • знают причины перелета птиц на зиму;
  • знают, как определить, где зимуют птицы;
 

А теперь давайте представим себя перелетными птичками.

Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

Проверяют себя по образцу на с. 84–85 учебника по окружающему миру.

Физкультминутка.

Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.

Дети встают и машут “крыльями”.

  • осуществляют самоконтроль;
 

Из стихотворения мы узнали, что ласточка была за морем. А как можно узнать, где именно она была? Рисунок и фотографии подскажут вам, как ученые могут узнать, где была ласточка.

Ученые выяснили, что ласточки улетают в Африку. А узнали они это с помощью маленьких колец, которые они одевали на лапку птице. На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом.

Дети садятся за парты.Рассматривают рисунки на с. 17 учебника по окружающему миру.

Выполняют задание 2 на с. 14–15 в рабочей тетради по окружающему миру.

Работа в парах.

  • ориентируются в материале учебника и находят по заданию учителя нужную информацию;
  • строят рассуждения в форме связи простых суждений о том, почему многие птицы улетают в теплые края;
  • проявляют инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, строят понятные для одноклассников высказывания.
 

На рисунке зеленым цветом показаны районы, где ласточки проводят лето, а желтым показаны районы, где они зимуют. Обозначьте синими стрелками направление осенних перелетов ласточек.

А теперь представьте себя стаей ласточек.

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.

Физкультминутка.

Дети машут руками,
словно крыльями.
Дети машут руками интенсивнее.

 
4. Выводы и обобщения.

Цель: формирование регулятивных учебных действий.

Давайте сделаем вывод: каких птиц называют зимующими, а каких перелетными? Ответ сверяется с выводом, предложенном на с. 17 учебника по окружающему миру.
  • осуществляют самоконтроль и самооценку;
5. Контроль и оценка достижений.

Цель: формирование регулятивных учебных действий.

Итак, наш урок подходит к концу, давайте попытаемся оценить – достигли ли мы цели урока? Что мы планировали узнать? Что узнали? (проверяется с помощью блока вопросов и заданий на с. 17 учебника по окружающему миру).

А теперь каждый попытается оценить свою работу. Для этого нужно проделать следующие шаги:

  1. Что планировалось узнать?
  2. Удалось ли достичь результата?
  3. Справился полностью или с незначительными ошибками (какими?)?
  4. Справился самостоятельно или с чьей-либо помощью (кто помогал?)?
Отвечают на заданные вопросы.

Осуществляют самоконтроль.

  • осуществляют самоконтроль и самооценку;
  • оценивают результаты учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);
6. Итог урока.

Цель:

формирование регулятивных учебных действий.

Обведите смайлик, который соответствует вашей работе на уроке:

Работал хорошо, выполнил все задания.
Работал хорошо, но иногда допускал ошибки.
Работал плохо, не выполнял задания, допускал много ошибок.

Проводят самооценку.
  • осуществляют самооценку.