Цель:
- Повторить действия с обыкновенными, десятичными, периодическими дробями, рациональными числами, задачи на проценты, пропорции и отношения, скорость, время, расстояние.
- Напомнить учащимся правила поведения на дорогах, воспитывать аккуратность, развивать познавательную активность, мышление, расширять кругозор.
Оборудование: компьютер, проектор, фонограммы со звуками машины, фрагмент видео про кота Леопольда, Презентация 1.
Ход урока
Фон: фонограмма звука трогающегося с места автомобиля.
Учитель: С каждым годом увеличивается количество транспорта на дорогах. Мы настолько привыкли к машинам, что порой забываем, что это источник повышенной опасности. Сегодня на уроке нам с вами предстоит рассмотреть эту проблему, сделать некоторые математические расчеты, применив все, что мы изучили раньше и, конечно же, сделать выводы. Итак, начнем с короткой информации. Будьте внимательными!
Фронтальная работа
Запись на доске:
1. 17 августа 1896 г.
2. 35 000 чел. 1/20 часть
3. 1/10
Вопросы (на слайдах).
1. Первое официально зарегистрированное дорожно-транспортное происшествие произошло в Великобритании 17 августа 1896 г. Автомобиль, который двигался со скоростью 6 км/ч, совершил наезд на пешехода. Сколько времени прошло с тех пор? (116 лет 6 мес.) (Слайд 2,3)
2. Ежегодно в России от дорожно-транспортных происшествий гибнет 35 000 чел., 1/20 часть составляют дети. Сколько детей ежегодно гибнет по причине ДТП? (1750 чел.) (Слайд 4, 5)
3. Округлите это число до тысяч. Вы получите 1/10 того количества детей, которые ежегодно получают травмы в ДТП. Чему равно это количество? (20 000 чел.) (Слад 6, 7)
Учитель: Правила существуют давно, но несчастные случаи на дорогах все же происходят. А вы знаете, сколько людей в стране ежедневно погибает в результате несоблюдения Правил дорожного движения? Кто считает, что около 50 человек, поднимает красный кружочек, кто считает около 100 человек – желтый кружочек и кто считает, что около 200 человек – зеленый кружочек. Чтобы точно ответить на этот вопрос решите задачу.
За 4 часа велосипедист проехал 48 км, а мотоциклист за 3 часа проехал 180 км. На сколько скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста? Округли число до десятков. (50 человек.) (Слайд 8, 9)
Учитель: Почему так много погибает людей, происходят аварий. Наверное, водители, пешеходы нарушают правила дорожного движения. Давайте повторим некоторые правила дорожного движения с помощью задач, уравнений, примеров.
Учитель: Объясните, что у них общего, чем они отличаются. Как называются эти знаки? (Слайд 10,11)
Велосипед на круге красном,
Значит, ехать здесь опасно!
(“ВЕЛОСИПЕДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО”)
Велосипед на синем диске –
Катайтесь, велосипедисты!
(“ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА”)
Задача 1. С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и дорогам? Для того, чтобы ответить на данный вопрос упростите выражение 67у – 186 + 33у и найдите его значение при у = 2. (Слайд 12, 13)
Решение. 67у – 186 + 37у = 100у – 186.
Если у = 2, то 100∙2 – 186 = 14.
Ответ: с 14 лет.
А вы нарушаете это правило? (Вам еще не исполнилось 14 лет, но вы катаетесь на велосипедах по проезжей части дороги.)
А по какой стороне должен двигаться велосипедист по загородной дороге?
Вместе с машиной, то есть по правой стороне.
Учитель: Вдруг на нашем пути встретился Иван Велосипедов. Он приготовил вам Памятки велосипедиста. Но чтобы их получить, надо выполнить задание. (Слайд 14, 15)
Надо догадаться, какое число пропущено (самостоятельно). Те, кто догадался, получают памятки:
(Слайд 16, Приложение 1)
Задача 2. Какова максимальная скорость автомобильного транспорта в городе?
Чтобы узнать реши уравнение. (Слайд 17, 18)
5х + 7х + 12 = 732;
12х + 12 = 732;
12х = 732 – 12;
12х = 720;
х = 72:12;
х = 60.
Ответ: 60 км/ч.
Учитель: Почему скорость не должна быть больше 60км/ч в городе?
– На городских улицах много не только машин, но и пешеходов.
– При большей скорости трудно остановиться перед пешеходным переходом, на перекрестке и других местах.
Задача 3. С какого возраста разрешается ездить на переднем сиденье легкого автомобиля? (Слайд 19, 20)
Чтобы узнать реши задачу.
С какой скоростью должен передвигаться трактор, чтобы пройти 15 км за 5/4 часа?
Решение.
15:(5/4) = 12 (км/ч)
Ответ: с 12 лет.
Учитель: На следующем участке пути вы должны перейти проезжую часть, но на ней нет “зебры”. На небольшом расстоянии друг от друга находятся два знака: (Слайд 21, 22)
Какой знак показывает, что в этом месте можно переходить проезжую часть?
(Первый знак предупреждает водителей, что на некотором расстоянии находится пешеходный переход, надо снизить скорость и быть очень внимательным; второй знак информирует, что в этом месте пешеходный переход.)
Итак, мы переходим там, где второй знак.
Задача 4. Ширина дороги 6 м. Скорость пешехода 5,5 км/ч. На каком расстоянии от пешехода должна находиться машина, движущаяся со скоростью 72 км/ч, чтобы пешеход успел спокойно пересечь дорогу? (При необходимости результаты округлить до десятых.) (Слайд 23, 24)
Решение:
1. 5,5 км/ч =(5,5∙1000):3600 = 1,52(7) м/с – скорость пешехода, примерно 1,5 м/с
2. 72 км/ч=(72∙1000):3600 = 20 м/с – скорость автомобиля
3. 6 м: 1,5 м/с = 60:15 = 4 (сек) – время перехода дороги
4. 20 м/с∙4 с = 80 (м) – расстояние, пройденное автомобилем за 4 секунды
Ответ: расстояние должно быть более 80 м.
Учитель: Предположим, что мы оценили расстояние и начали переходить дорогу. Защищены ли мы от беды? Какая еще опасность нас может подстерегать?
Ученик: Никогда нельзя забывать, что за одной машиной может быть скрыта другая, двигающаяся в том же направлении. При этом вторая машина, которая нам не видна, едет еще быстрее и обгоняет первую. Невнимательный пешеход может попасть под ее колеса. Особенно опасен крупногабаритный транспорт, даже если он стоит. Ведь из-за него не видно легковую машину.
Задача 5. Допустимая скорость движения машины в городе 60 км/ч. При такой скорости тормозной путь машины равен 50 м. Представьте себе, что на дороге лихач и скорость его машины 100 км/ч. Каков тормозной путь этого автомобиля? (Слайд 25, 26)
Решение:
60 км/ч – 50 м прямая пропорциональность
100 км/ч – X м
100∙50:60 = 83 1/3 (м)
Ответ: 83 1/3 м – тормозной путь при V = 100 км/ч
Учитель: Превышение скорости – наиболее распространенное правонарушение со стороны водителей. За это правонарушение водители почти во всем мире платят штраф.
Тест “ Дорожная математика”. (Слайд 27)
(Сопровождается презентацией.)
1. Двадцать семь ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Несколько ребят ушли домой. Тринадцать ребят остались играть на дороге. Сколько ребят поступило правильно? (Слайд 28)
а) 27: б) 13; в) 14; г) 0.
2. Девять мальчиков поехали кататься на велосипедах по улицам города. Двоим, было по 15 лет, троим по 14 лет, а остальным – 13. Сколько человек поступило правильно? (Слайд 29)
а) 9; б) 2; в) 4; г) 5.
3. 17 ребят вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Несколько ребят побежали через дорогу бегом, а 9 ребят остались дожидаться следующего зеленого сигнала. Сколько ребят правильно перешло дорогу? (Слайд 30)
а) 6; б) 17; в) 9; г) 8.
4. Из автобуса вышли 23 человек. 11 из них подошли к пешеходному переходу, семеро пошли обходить автобус спереди. А остальные остались на остановке. Сколько человек поступило неправильно? (Слайд 31)
а) 23; б) 7; в) 11 г) 18
Ответы: (Слайд 32)
1 – г. Играть на проезжей части дороги нельзя.
2 – г. Ездить по улицам на велосипеде можно с 14 лет.
3 – в. Зеленый мигающий сигнал предупреждает, что скоро включится желтый, а затем – красный, поэтому безопаснее всего дожидаться следующего сигнала. Бежать через дорогу тоже опасно.
4 – б. Правильнее всего подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить дорогу.
Заключение.
Ребята смотрят клип из мультфильма “Приключения кота Леопольда” (песня “Качу, качу, куда хочу”). Они должны найти нарушения котом Леопольдом правил дорожного движения.
Итог урока: (Слайд 34)
Идея у урока
А может, не урока,
А может, не идея,
Но каждому ясна:
Не бегайте, не прыгайте
И даже не играйте
Там, где машины мчатся,
Где ходят поезда.
Идущему вы транспорту
Путь не перебегайте,
Ведь транспорт – это транспорт
И может сбить тебя!
Самый малый знак дорожный –
Он стоит не просто так,
Будьте, будьте осторожны!
Уважайте каждый знак!
Девчонки и мальчишки!
Вы изучайте книжки
О правилах движения.
Их помните всегда!
Учитель: Выводы мы сделали и постараемся надолго запомнить, ну а к следующему уроку ваша задача – составить свою задачу по Правилам дорожного движения. (Слайд 35)