Цель: познакомить детей с новой датой в календаре.
Задачи: развитие кругозора, активизировать детей через игру с целью оказания помощи, сочувствия другому участнику и закрепление словаря.
Оборудование: DVD с фильмом “Марафон инвалидов с ограниченными возможностями по России” Дмитрия Шпаро, словарь, предметы для игры, мультимедийный проектор.
Ход занятия
Организационный момент. Сообщение темы.
Воспитатель: Тема сегодняшнего занятия “ Мы – разные ”. И сегодняшний день 4 декабря по календарю является праздником инвалидов с ограниченными возможностями.
Послушайте стихотворение о том, какие разные есть дети.
Ученик читает:
На огромном белом свете
Очень разные есть дети.
Тихие и шумные,
Глупые и умные.
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик.
Кто-то слабый ученик.
У одних большие ушки,
У других кругом веснушки.
Кто-то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх не умел.
Ни над кем нельзя смеяться.
Никого нельзя дразнить
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить!
А ведь всякие есть дети.
Надобно их всех любить.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на фотографии на слайде и скажите, какие вы знаете организации, созданные для инвалидов?
Ученики: ВОГ, ВОС и другие реабилитационные центры для лиц, имеющих опорно-двигательные нарушения и т.д.
Воспитатель: Правильно. Еще помимо ВОГА существует организация ЦСО, которая помогает инвалидам , оказывает помощь и в бытовых проблемах и в материальных и вместе проводят праздники. ЦСО есть в каждом округе г. Москвы. В организациях, созданных для людей с ограниченными возможностями помогают людям профессионально подготовиться и человек получает “путевку в жизнь”. Люди находят единомышленников через общение в ВОГЕ и занятия по интересам в клубе. И не слабые духом, активные люди пробуют свои силы. Они становятся художниками, поэтами и спортсменами невзирая на трудности. Актеры творят на сцене. Художники пишут картины, выставляют свои работы на выставках.
Воспитатель: Ребята, про какие журналы вы слышали или читали про неслышащих сверстников из непростой их жизни и достижениях в различных творческих областях?
Ученики: Мы читали журналы “В едином строю”.
Воспитатель: В журнале “В едином строю” часто публикуются статьи о фестивалях всемирных с творческими работами, которые стали распространены последние 10 лет.
Стали проводиться спортивные марафоны среди инвалидов, преодолевая большие расстояния. В 2000-е годы был организован поход из разных стран, в том числе и с 2-мя русскими гражданами на вершину горы Килиманджаро, целью являлось преодоление трудностей и дойти до вершины. Начиная с 1994 года марафоны проводятся ежегодно, где участвуют инвалиды с нарушениями опорно-двигательной системы, инвалиды со сниженным слухом и слабовидящие. И все они вместе проходят огромные дистанции, помогая друг другу.
Это создает чувство братства, солидарности, принадлежности к единой цели. Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того, чтобы кому-то помочь, с кем-то подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и телом, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми нам приходится общаться, сталкиваться. Надо обязательно настроиться на одну волну с человеком, который в ваших глазах недостоин уважения и попытка посмотреть на окружающий мир его глазами. А теперь мы перейдем к игре.
Игра.
Воспитатель: Ребята, вам предлагается игра “Слепой и поводырь”. Нужны для игры два участника и помощники.
Установка такова: “Поводырю бережно провести слепого и немощного человека через барьеры и препятствия, оказывая милосердие и заботу”.
Один из участников “слепой” и ему завязываем глаза, второй – его “поводырь”, старающийся аккуратно и бережно провести напарника через различные препятствия, созданные заранее(столы, стулья и т.д.).Если есть желающие принять участие в его игре, то они могут расставить руки и ноги, замерев в любом месте комнаты. Задача проводника – провести слепого так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники могут поменяться ролями. В игре “поводырь” может контактировать со “слепым” разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто просто вести его за собой, поднимая ногу “слепого” на нужную высоту, чтобы, например, перешагнуть через препятствие. Таким образом, тренируется умение владеть вербальными и невербальными средствами общения. Можно ухудшить ориентацию “слепого в пространстве”, раскрутив на месте после того, как ему завязали глаза.
После игры ведущий спрашивает двоих участников игры:
1. Насколько вам было трудно справляться с этой ролью?
2. Вел ли вас поводырь бережно и уверенно?
Ответы: “Мне было легко, потому что …”.
“Мне было трудно, потому что …”.
Воспитатель: Молодцы! Теперь перейдем к расшифровке слова “общение” по буквам, уделяя каждой букве должное человеческое качество.
Чем больше дадите качеств, слов, тем лучше.
Запись на проекторе:
(о) –
(б) –
(щ) –
(е) –
(н) –
(и)-
(е) –
Ученики расшифровывают: объединение, открытость, брат по духу, безопасность, щедрость, единение, единомышленники, нужда, необходимость, искренность, истина.
Воспитатель: Молодцы. А теперь мы все вместе посмотрим документальный фильм “Марафон по страданиям” Дмитрия Шпаро. В фильме вы увидите марафон с участием инвалидов в инвалидных колясках путь от Семипалатинска до Челябинска и Чернобыля.
Начав свой маршрут 26 апреля 1996 года, семь спортсменов из города Курчатов выехали и за полгода преодолели десять тысяч километров и финишировали на территории Чернобыльской АЭС, маршрут марафона прошел через районы, пострадавшие от радиационного воздействия, и зоны экологического неблагополучия, где в первую очередь страдают жители России, животные и птицы.
После просмотра фильма воспитатель ставит вопрос:
Каким качеством характера обладают эти мужественные люди, исколесив столь долгий путь по России?
Варианты ответов учеников: вера в свои возможности, мужество, многотерпение, воля и любовь к России.
Ведущий: Спасибо всем и участникам в игре за активное участие и не бойтесь проявлять свои возможности и творческие способности.